Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). (стр. учебника 6)
|
Цели урока: Содержательная: способствовать формированию умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц. Деятельностная: создать условия для формирования УУД.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
|
|
Составила студентка 341 группы Пантюхова Мария Андреевна МОУ СОШ № , класс 1 «б», каб. № Дата проведения урока 18.12.2020 Смена 1 Номер урока 4 Начало урока час мин. ФИО учителя школы: Елена Владимировна ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
|
|
||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: У учащегося будут сформированы: • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; • положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности; • умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат; Учащийся получит возможность для формирования: • осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащийся научится: • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно; • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью, находить способ решения учебной задачи; • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе
Учащийся научится: • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы; • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
Учащийся научится: • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения; • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией: a) Уметь выполнять устно арифметические действия с числами в пределах 10; b) Знают состав чисел в пределах 10; c) уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий.
2) связанные с повторением материала, изученного ранее: a) анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; b) решать простые задачи, на увеличение числа на несколько единиц
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: формировать умение выполнять устно арифметические действия с числами до 10; формировать умение анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
РАЗВИВАЮЩИЕ: · формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем; · продолжить учить использовать математические термины, символы и знаки; · формировать умение строить речевые высказывания в устной форме; · формировать умение обосновывать свою позицию; · формировать умение принимать участия в обсуждении; · формировать умение использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения текстовых задач; · формировать умение составлять задачу по заданному условию (таблице), объяснять значение того или иного выражения, составленного по условию задачи, ставить вопрос к задаче; · формировать умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: · формировать основы мотивации в учебной деятельности; · проявить у учащихся интерес к познанию; · формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. |
Оборудование. ü у учителя: конспект, презентация
ü у учащихся: раздаточный материал, учебник, тетради
Библиографический список 1. Математика. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова и др.]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 208 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-051720-1. 2. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/М34 [М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. ]. – 4-е изд. -М.:Просвещение, 2015. – (Школа России). -112с. : ил.- ISBN 978-5-09-035799-9. |
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец-вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
1.Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «яркое пятно» |
||
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Андреевна и сегодня урок по математике у вас проведу я. |
(Приветствуют учителя Настраиваются на работу) |
ЛИЧНОСТЫНЕ УУД: 1)Проявляют положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р) |
- Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Математика сейчас! |
|
|
- Итак, ребята, сели красиво, спинки выпрямили. Настроились на урок. Я надеюсь, мы с вами хорошо поработаем. |
|
|
2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания: новый вид задач |
||
Задание 1 |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: 1) проведят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: связанные с актуализацией: Уметь выполнять устно арифметические действия с числами в пределах 10; Знают состав чисел в пределах 10; уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р) 2) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 3) Строят речевое высказывание в устной форме (К) 4) Признают возможность существования различных точек зрения (К) |
|
-Ребята, мы с вами начнем урок с устного счета. У вас на партах лежат карточки. Возьмите карточку под номером 1. Вам нужно заполнить домики. Каждый работает самостоятельно. |
|
|
-Кто записал, сядьте правильно, чтобы я видела вашу готовность. |
Садятся правильно |
|
-Итак, ребята, давайте проверим правильность ваших ответов. Посмотрите на доску и сравните свои ответы со слайдом. У кого неверно исправьте. |
(сверка со слайдом) |
|
-Ребята, поднимите руку те, кто не допустил ошибок. |
(поднимают руки) |
|
- Молодцы. А те, кто ошибся, будьте внимательны, вам нужно потренироваться и у вас всё получится. |
|
|
Задание 2 |
||
- Вы справились с заданием, теперь перейдем к заданию потруднее. Я сейчас буду читать примеры, а вы устно должны будете на них ответить по поднятой руке. |
|
|
- Увеличьте 5 на 1 |
6 |
|
- Увеличьте 3 на 2 |
5 |
|
- Увеличьте 4 на 1 |
5 |
|
- Увеличьте 2 на 2 |
4 |
|
- Молодцы. Вы справились с заданием. |
|
|
Задание 3 |
||
- Ребята, теперь посмотрим как вы справитесь с заданием потруднее. У вас на партах лежат квадраты и кружки. |
|
|
- Возьмите в правую руку 4 квадрата, а в левую 4 кружка. Что можно сказать про число кружков и квадратов? |
Их поровну/ квадратов столько же, сколько и кружков |
|
- Положите в 1 ряд 3 квадрата, а в другой столько же кружков. Положите еще 2 кружка. Каких фигур больше? |
кружков |
|
- Верно. Кружков столько же, сколько квадратов и еще 2. В этом случае говорят, что кружков на 2 больше, чем квадратов. |
|
|
- Теперь положите в один ряд 2 кружка, а на другой ряд положите квадраты – их должно быть на 3 больше, чем кружков. Сколько квадратов положили? |
5/столько же, сколько кружков и еще 3 |
|
- Верно. |
|
|
3.Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. |
||
· Создание проблемной ситуации |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: связанные с актуализацией: Уметь выполнять устно арифметические действия с числами в пределах 10; Знают состав чисел в пределах 10; уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий.
связанные с повторением материала, изученного ранее: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р) 3) Ставят новые учебные задачи под руководством учителя (Р) 4) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 5) Строят речевое высказывание в устной форме (К) 6) Признают возможность существования различных точек зрения (К) 7) Принимают участие в работе в паре, в группе, используют речевые средства (К)
|
|
Задание. |
|
|
- Ребята, посмотрите на слайд. |
Девочка вырезала 4 квадрата, а кружков на 2 больше. Сколько кружков вырезала девочка? |
|
- Прочитайте про себя. |
(Читают) |
|
- Е.., прочитай для всех громко. |
|
|
- Верно. О чем говорится в задаче? |
О девочке |
|
- Сколько квадратов вырезала девочка? |
4 |
|
- Что сказано про кружки? |
Кружков на 2 больше |
|
-Нам известно сколько кружков вырезала девочка? |
Нет |
|
-Какой вопрос задачи? |
Сколько кружков вырезала девочка |
|
-Верно. Решите задачу на листочке. |
|
|
· Побуждение к осознанию противоречия |
||
- Посмотрите на ответы. Что можем о них сказать? - Может такое быть, что на один вопрос задачи несколько ответов? - Почему так получилось? |
-(10, 6, 2 )Разные/не знаем как решать -Нет -Не знаем, как правильно решить задачу |
|
· Побуждение к формулированию учебной проблемы и построению плана достижения цели |
||
- Ребята, как получили ответ 6? Что сделал ученик, чтобы получить ответ 6? (+) - А какое действие сделал ученик, чтобы получить ответ 2? (-) - Значит, какой возникает вопрос?
- Значит, чему на уроке будем учиться? - Верно. Сегодня на уроке будем решать подобные задачи. |
-сложил
-вычитание -Какой ответ верный, какое действие верное: сложение или вычитание -Учиться решать такие задачи
|
|
- Ребята, чтобы достичь нашей цели, давайте составим план, по которому мы будем идти к цели. - Посмотрите на слайд. Нужно продолжить предложения. Узнать... Потренироваться… Проверить себя в … (план появляется на доске) |
- Узнать как решаются задачи - Потренироваться в решении задач - Проверить себя в решении задач |
|
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать подводящий диалог. |
||
· Методом подводящего диалога |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: связанные с повторением материала, изученного ранее: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; решать простые задачи, на увеличение числа на несколько единиц
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р) 3) Ставят новые учебные задачи под руководством учителя (Р) 4) Осуществляют поиск и выделять необходимую информацию (Р) 5) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 6) Строят речевое высказывание в устной форме (К) 7) Признают возможность существования различных точек зрения (К) 8) Принимают участие в работе в группе, используют речевые средства (К) |
|
- Давайте еще раз прочитаем задачу. |
Девочка вырезала 4 квадрата, а кружков на 2 больше. Сколько кружков вырезала девочка? |
|
Поиск решения |
||
(Учитель показывает на доске) - Сколько квадратов у девочки? - Выложите на стол в 1 ряд 4 квадрата. - Сколько кружков вырезала девочка? - Но что сказано? - На 2 больше чем чего? - Значит кружков столько же, сколько и квадратов и? - Выкладываем в другой ряд кружки - Сколько получилось кружков? - Значит сколько надо положить кружков? - Верно. Каким действием можно найти? - Какие числа сложить? |
-4
-неизвестно -на 2 больше -квадратов -и еще 2
-6
-сложением -4 и 2 |
|
План решения |
||
- Сколько действий нужно выполнить? - Какое? - Почему? |
-Одно -сложение - Кружков столько же, сколько и квадратов и еще 2 |
|
Решение |
||
- Я пишу на доске, остальные записывают в тетради |
Записывают решение: 4+2=6 - (кр.) Ответ: 6 кружков. |
|
- Значит, какой ответ был верным? *другие ответы зачеркиваются |
-6 |
|
Проверка |
||
- Давайте проверим правильно ли мы решили задачу. Положите в 1 ряд 4 квадрата, а во второй, как сказано в условии задачи, 2 кружка. Получили на 2 больше кружков? |
-нет |
|
- Значит наш ответ верный. |
|
|
5. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового знания с проговариванием решения вслух.) |
||
Задание 1 |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: связанные с актуализацией: Уметь выполнять устно арифметические действия с числами в пределах 10; Знают состав чисел в пределах 10; уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий.
связанные с повторением материала, изученного ранее: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; решать простые задачи, на увеличение числа на несколько единиц
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р) 3) Выполняют план действий и проводят пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р) 4) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 5) Владеют базовыми предметными понятиями (П) 6) Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию (П) 7) Строят речевое высказывание в устной форме (К) 8) Принимают участие в определении общей цели и путей её достижения (К) 9) Принимают участие в работе в группе, используют речевые средства (К) |
|
- К какому пункту плана переходим? - Откройте учебник на странице 6. Найдите номер 2. |
- Потренироваться решать задачи |
|
- …, прочитай задачу. |
- На столе 8 вилок, а ложек на одну больше. - Поставь вопрос и реши задачу |
|
- Что сказано в задании? |
- Поставь вопрос и реши задачу |
|
Анализ задачи |
||
- О чем говорится в задаче? |
- О вилках и ложках |
|
- Сколько на столе вилок? |
- 8 |
|
- Что сказано про ложки? |
- Ложек на 1 больше |
|
- Нам известно кол-во ложек? |
- нет |
|
- Значит с чем будет связан вопрос: с ложками или вилками? |
-С ложками |
|
-Какой вопрос можно задать? |
-Сколько всего ложек? |
|
-Кто выйдет к доске и нарисует чертеж? Остальные в тетради |
|
|
-Ложки и вилки – это кружки. |
|
|
-Сколько нарисуешь кружков в первом ряду? |
-8 |
|
-Сколько дорисуешь кружков во втором? |
-1 |
|
-Почему? |
-потому что ложек, столько же, сколько и вилок, но на 1 больше |
|
Поиск решения |
||
- Зная, что на столе 8 вилок и зная, что ложек на 1 больше, что мы можем узнать? |
- Сколько всего ложек |
|
План решения |
||
- Каким действием будем решать? |
- сложением |
|
- Почему? |
- Ложек столько же, сколько и вилок и еще 1 |
|
Решение |
||
-Запишите решение в тетради. |
Записывают решение, один ученик работает у доски 2) 8+1=9 - (л.) Ответ: 9 ложек. |
|
6.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||
Задание |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: связанные с повторением материала, изученного ранее: анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: на схематическом рисунке, на схематическом чертеже; решать простые задачи, на увеличение числа на несколько единиц
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р) 3) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 4) Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию (П) |
|
- Мы с вами потренировались решать задачи. - Какой пункт плана у нас остался? - На слайде вы видите задачу. |
-Проверить себя Саша собрал 3 белых гриба, а лисичек на 2 больше. Сколько лисичек собрал Саша? |
|
- Внимательно прочитайте задачу. На листках выполните вычисления и запишите ответ. |
Решают задачи |
|
- Теперь посмотрите на правильное решение задачи и сравните со своим решением. |
1) 3+2=5 – (лис.) Ответ: 5 лисичек. |
|
- Поднимите руки те, кто правильно решил задачу |
|
|
- Я вижу, что большинство решили задачи правильно. - Ребята, какие вы допустили ошибки? - С чем это связано? |
|
|
7.Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового знания в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
||
Задание 1 |
|
|
- Давайте немного отойдем от задач и порешаем примеры. - У вас на столе лежат карточки с примерами. |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: связанные с актуализацией: Уметь выполнять устно арифметические действия с числами в пределах 10; Знают состав чисел в пределах 10;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности (Р) 2) Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р) 3) Выполняют план действий и проводят пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р) 4) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 5) Владеют базовыми предметными понятиями (П) 6) Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию (П) 7) Строят речевое высказывание в устной форме (К) 8) Принимают участие в определении общей цели и путей её достижения (К) 9) Принимают участие в работе в группе, используют речевые средства (К) |
- Работать будете в парах, но прежде чем вы начнете выполнять задание, давайте повторим правила работы в парах. Как нужно работать? |
-вместе, слушать друг друга, не перебивать и тд. |
|
- Вам нужно решить примеры и записать ответ. |
5+2+2 8-2-2 10-2-2 |
|
- Какой у вас получился ответ. Как вы решали пример? |
5+2+2 - Сначала сложу 5 и 2, получу 7. Сложу 7 и 2 получу 9 Читаю ответ: 4 |
|
- Какой ответ? Как решал? |
8-2-2 -Сначала из 8 вычту 2, получу 6. Из 6 вычту 2 получу 4. Читаю ответ: 4 |
|
- Назовите ответ. Как решал? |
10-2-2 - Сначала вычту из 10 2, получу 8. Из 8 вычту 2, получу 6. Читаю ответ: 6. |
|
- Хорошо, молодцы. |
|
|
8.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: 1) фиксирование нового содержания; 2) соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); 3) планирование цели дальнейшей деятельности. |
||
- Что нового сегодня узнали? |
-Узнали как решаются задачи на увеличение числа на несколько единиц |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: 1) Проведят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р) 2) Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений (П) 3) Строят речевое высказывание в устной форме (К)
|
- Какую цель мы ставили в начале урока? |
- Научиться решать такие задачи |
|
- Мы добились цели? |
- Да |
|
- Почему мы может так говорить? Посмотрите на план |
- Мы смогли выполнить все пункты плана |
|
- Чему будем учиться дальше? |
- Решать задачи нового вида |
|
- Ребята, посмотрите на слайд. Здесь изображены смайлики
|
|
|
- Нарисуйте зеленый улыбающийся смайлик, если вы активно работали на уроке, поняли, как решать такие задачи и вам было интересно |
|
|
- Нарисуйте желтый смайлик, если вы поняли тему урока, но были затруднения в ходе урока. |
|
|
- Нарисуйте красный смайлик, если вы не поняли тему урока и неправильно решали задачи и примеры. |
|
|
-Какой смайлик ты нарисовал и почему? |
|
|
Дача домашнего задания |
||
- Урок окончен. До свидания! |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.