Конспект урока по математике во 2 классе
по теме «Письменный приём сложения в случаях вида 38+ 47».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цели: познакомить с новым письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток, закреплять умение решать задачи; развивать логическое мышление, внимание, правильную математическую речь; воспитывать любовь к книге.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через десяток, применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку, решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значения выражений со скобками и без них; закреплять умение решать составные задачи;
- воспитательные: содействовать воспитанию трудолюбия; воспитывать уважению к мнению других, умение слушать друг друга;
- развивающие: обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; обеспечить развитие у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные действия: приобрести начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- регулятивные действия: составлять план и последовательность действий при определении алгоритма сложения столбиком; адекватно использовать речь для регуляции своих действий;
- познавательные действия: владеть общими приёмами решения задач (выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий).
- коммуникативные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала; проводить самооценку полученных результатов.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация урока, рисунки с изображением героев произведения Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», конверты с дифференцированными заданиями, карточки с заданиями на логическое мышление, тест, листы самооценки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас.
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Ребята, вы умеете преодолевать трудности? Они легче преодолеваются с хорошим настроением. Проверим, все ли готовы к уроку? Хозяином на уроке является учебник, его помощники: тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
На внеклассном чтении мы читали книгу Н. Носова «Незнайка и его друзья». Сегодня герои этого произведения у нас в гостях. Угадайте, кто они?
Маленький он, но серьезный и честный,
Знает он много и с ним интересно.
В цветочном городе этот мальчик живет,
И весь его там уважает народ.
Знайка
Этот мальчик- коротышка,
Фантазёр и хвастунишка.
За многое он берется,
Но ничего ему толком не удается.
Незнайка
- Знайка и Незнайка помогут нам сегодня на уроке математики считать, решать задачи.
-Знайка приготовил для Незнайки задания для устного счета. Незнайка задумался. Но у вас такие вычисления не вызовут затруднений.
2. Устный счёт.
А) Увеличь числа на 3 десятка: 5,14,27,47,68
Б) Расставь числа в порядке возрастания:42,67,20,91,12,78
В) Работа над числами: 12,26,48,64,77,93.
Г) Дай название каждому углу.
Д) Назови имена острых, прямых и тупых углов.
Е) Задачи на логическое мышление.
-К количеству пальцев на одной руке прибавить количество дней в неделе.
-К любимой оценке ученика прибавить количество цветов в радуге.
-К количеству месяцев в году прибавить число дней в месяце.
-Из количества пальцев на двух руках вычесть количество колёс у автомобиля.
-Оцените себя на листе самооценки. (Задание №1)
3. Актуализация опорных знаний.
Запись в тетради (число и классная работа)
Минутка чистописания.
Какое число сегодня будем писать узнаете, решив примеры:
1 группа 2 группа 3 группа
86 – (40 + 10) (100 — 70) + 666 – (26 +4)
(100 — 60) – 4 6 + (7 + 23) (50 — 10) – 4
28 + 2 + 6 (70 — 30) – 4 (74 — 40) +2
Так какое число сегодня будем писать?
Да, это 36. (запись на доске)
А теперь расскажите, все, что знаете об этом числе.
Двузначное, 3д.6 ед., соседи 37 и 35, чётное.
-Оцените себя на листе самооценки. (Задание №2)
4.Арифметический диктант.
-40 уменьшить на 2;
-первое слагаемое 10, второе – 30, запиши сумму;
-39 увеличить на 8;
-на сколько 12 больше чем 3;
-сумма чисел 40 и 2 увеличивается на 8;
-Если младенца Костю взвесить вместе с бабушкой, получиться 59 кг. Если взвесить бабушку без Кости, получится 54 кг. Сколько весит Костя без бабушки ?
-Костя поймал 7 рыбок, а Серёжа – 11 рыбок. На сколько рыбок меньше поймал Костя, чем Серёжа?
Ответы: 38, 40, 47, 9, 50, 5, 4.
4. Мотивация к учебной деятельности
- Прочитайте девиз нашего урока: «Лучший способ изучить новое – это открыть это новое самому» (Девиз записан на доске)
-Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю»
- «Сам найду способ»)
-На протяжении нескольких уроков мы учились записывать и решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
5. Изучение нового материала
Введение в тему
Наши друзья приглашают нас к себе в Солнечный город.
Солнечный город - красивое место, но оно далеко от нашего города. Мы поедем туда на сказочном паровозе. На вагончиках записаны числа. Давайте четко их прочитаем.
38 40 47 8 50 80
- Какое число лишнее? (8) Почему? (однозначное).
- Значит, с какими числами будем работать? (С двузначными).
- Назовите числа, у которых количество единиц больше, чем количество десятков (38, 47).
- Какие действия можно производить с ними? (сложение).
- Значит какова тема нашего урока? Сформулируйте.
Тема: «Прием сложения чисел вида 37+48».
- Давайте найдём значение выражения: 37+48 в строчку. Объясните решение.
38 + 47= (30+8)+(40 + 7) = ( 30+ 40) + ( 8 + 7) = 70 +15= 85
-Скажите, так удобно считать? (Нет. Много времени затрачиваем)
– Как вы думаете, удобнее будет сложить числа в столбик? (Да)
Посмотрите, как сложил эти числа Незнайка. Как вы думаете, правильно он сосчитал?
- Запишем этот пример в столбик.
38
+ 47
– Что нужно сначала сложить: десятки или единицы? (Единицы.)
–Сложите единицы. (8 единиц и 7 единиц – это 15 единиц.)
- Что необычного вы заметили? (При сложении единиц получили двузначное число. А под единицами нельзя писать две цифры.)
–Как же записать 15 единиц? (Высказывания детей.)
Представьте число 15 в виде суммы
разрядных слагаемых.
(1 десяток 5 единиц.)
– Запишем 5 единиц под единицами, 1 десяток перенесём к десяткам.
– Сложите десятки. (3 десятка и 4 десятка – это 7 десятков, и 1 десяток перенесли. 7 десятков и 1 десяток – это 8 десятков.)
38
+ 47
85
– Чему равно значение суммы? (Восьмидесяти пяти.)
Физминутка
6. Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма)
- Работа над памяткой на стр. 12 учебника (один ученик ведёт работу: читает памятку по кусочкам, другой решает на доске).
7. Первичное усвоение знаний
Мы с вами добрались до Солнечного города. Кто нас встречает?
Герои Солнечного города очень трудолюбивые и вам они тоже предлагают поработать и закрепить изученные знания
Работа в парах.
(На столах карточки с примерами, вычислить, взаимопроверка)
38 + 25 |
46 + 19 |
57 + 17 |
Проверка на доске
63 |
65 |
74 |
81 |
Оцените себя на листе самооценки. (Задание №3)
8. Работа над задачами
А вот и Незнайка. Он очень не любит решать задачи и хочет, чтобы вы ему помогли, ребята.
Фронтально разбирается задача на экране компьютера.
– Прочитайте текст.
– Это задача?
– Почему так считаете?
– Выделите условие.
– О чём в задаче спрашивается?
– Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос?
– Почему?
– Запишите задачу кратко. (Один обучающийся выполняет работу на доске.)
Расцвело – 23р.
Срезали- 7р. и 9р.
Осталось – ? р.
Решение:
1) 7+ 9 = 16 (р.) – срезали
2) 23 – 16= 7 (р.) - осталось
Ответ: 7 ромашек осталось.
Оцените себя на листе самооценки. (Задание №4)
Задание на смекалку. Кто есть кто? Это Нюся, Пушок и Мурка.
Нюся и Мурка не полосатые. Справа от Нюси сидит Пушок.
А вот и Знайка. Он самостоятельный мальчик, начитанный, очень много знает. Знайка хочет посмотреть, как вы умеете работать самостоятельно. Тест по теме.
Оцените себя на листе самооценки. (Задание №5)
Итоговое оценивание себя на листе самооценки.
8. Итог урока. Рефлексия.
Жители Солнечного города рады, что у них есть умные, находчивые друзья. Какое настроение у вас в конце урока? И у меня настроение приподнятое, я рада за ваши успехи.
9. Домашнее задание: 1. с.12 №5, № 4,
2. Для любознательных №6, задание на полях
Приложение
Лист самооценки ФИ________________________________________ |
||||||
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Задание №5 |
Задание №6 |
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
«+» - задание выполнил правильно «?» - при выполнение задания возникли трудности Твоя оценка:______Оценка учителя:______ |
Карточка
38 |
|
|
|
46 |
|
|
|
57 |
|
|
|
64 |
25 |
|
|
|
19 |
|
|
|
17 |
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест по математике 2 класс. 1 вариант
1. Укажите двузначное число, которое при счёте следует за числом 47:
а) 48 б) 78 в) 79
2. Сумма чисел 35 и 12 равна:
а) 47 б) 23 в) 13
3. Разность чисел 48 и 30 равна:
а) 78 б) 34 в) 18
4. Вычислите: 24+ (32-8)
а) 48 б) 2 в) 32
5. В магазине за день продали 20 взрослых портфелей, а детских – на 8 меньше. Сколько детских портфелей продали за день?Укажите правильный ответ:
а) 28 б) 12 в) 32
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.