ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: математика.
Класс: 2 «Е».
Тема урока: «Решение задач и составление схематических чертежей к ним».
Тип урока: урок совершенствования способов действий.
Цель урока: совершенствование
способов действий при решении задач и составлении схематических чертежей к ним.
Задачи: |
Планируемые результаты: |
Дидактические: 1. Формировать представление о моделировании схематических чертежей, решении задачи и составлении правильной краткой записи.
2. Формировать умение объяснять алгоритм решения задач и составления краткой записи к ним; развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. |
Предметные. Учащиеся научатся: - моделировать схематические чертежи, решать задачи и составлять правильную краткую запись.
Учащиеся получат возможность научиться: - объяснять алгоритм решения задач и составления краткой записи к ним; - развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. |
Развивающие: 1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности.
2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов; использовать знаково-символические средства; осуществлять обобщение; устанавливать причинно-следственные связи.
3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; аргументировать свою позицию. |
1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу. Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности. 2. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять анализ объектов; использовать знаково-символические средства. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять обобщение; устанавливать причинно-следственные связи. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. |
Воспитательные: - вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: учебник, тетради, листы с лестницей успеха.
Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (Р, П, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа) |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Фэншаньевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: учебник и тетрадь, карандаш, ручка и линейка. - Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. Математика, друзья, Абсолютно всем нужна. На уроке работай старательно, И успех тебя ждёт обязательно! - Ребята, почему математика всем нужна и важна? - Как вы будете работать сегодня на уроке, чтобы достичь успеха? |
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
- Чтобы что-то считать, мерить, изобретать.
- Старательно. |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: слушать и понимать речь других.
К: владеть диалогической формой речи. |
|
2.Актуализация опорных знаний и способов действий |
Наглядный (демонстрация)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
|
- Посмотрите на слайд и послушайте задачу. Мама дала Пете 5 конфет, а папа дал ему ещё 3 конфеты. Сколько всего конфет у Пети?
- Вы видите два схематических чертежа. Подумайте и скажите, какой из них подходит к задаче? Почему?
- Посчитайте и скажите, сколько же всего конфет стало у Пети?
- Итак, что мы будем продолжать сегодня делать?
- Определите тему урока.
- Какую цель мы поставим на урок?
- Чтобы достичь этой цели, нужно составить план действий. Но пункты плана перепутались, расставьте их в правильном порядке. |
Внимательно слушают задачу и смотрят на слайд.
- Подходит первый чертеж, так как мы находим целое (всего), зная две части (сколько конфет дал папа и сколько дала мама). 5 + 3 = 8 конфет стало у Пети.
- Составлять схематические чертежи к задачам. - Решение задач и составление схематических чертежей к ним.
- Научиться составлять схематические чертежи к задачам.
1. Узнать, как решать задачи. 2. Научиться составлять схематические чертежи и краткие записи к задачам. 3. Определить, как правильно составить схематические чертежи и краткие записи к задачам. |
|
К: слушать и понимать речь других
П: осуществлять анализ объектов.
К: владеть диалогической формой речи.
Р: принимать и сохранять учебные задачи.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу. |
Наглядный (показ)
Практический (упражнение) Словесный (беседа)
Наглядный (показ)
Словесный (беседа)
Наглядный (показ)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
Наглядный (показ)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа) |
- Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 4 клетки, запишите число, классная работа. Откройте учебник на стр. 29 и прочитайте задачу под номером 1. - О чем эта задача? - Сколько всего карандашей в коробке? - Сколько взяли карандашей? - Сколько осталось? Посмотрите на краткую запись. - Какие слова мы выделили? - Почему мы взяли именно эти слова?
Записывает краткую запись на доске.
- Как составили чертеж? Почему этот отрезок разделили на две части?
- Что обозначает подпись внизу?
- Возьмите линейку и карандаш, аккуратно в тетради начертите отрезок длиной 10 клеток. Будем считать, что один карандаш – это одна клетка. - Тогда какой длины будет первый отрезок? Где мы поставим точку?
- Что нам нужно найти?
- Что нам известно?
- Как найдем сколько осталось карандашей?
- Запишите решение и ответ в тетради.
- О чем эта задача? - Что нам известно?
- Что нам нужно найти?
- Какой схематический чертеж к этой задаче подходит? Почему?
- Берем линейку и карандаш, чертим в тетради отрезок длиной 7 клеток. Будем считать, что один значок – это одна клетка. - Какой длины будет первый отрезок?
- Запишите решение задачи и ответ.
- Теперь подумайте и составьте задачу по второму чертежу. Выборочно спрашивает учеников.
Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть.
- Посмотрите на номер 3 в учебнике. Прочитайте задание. - Вспомните и скажите, сколько в сантиметре миллиметров? - В условии сказано, что второй отрезок на 20 мм меньше первого. Значит на сколько сантиметров второй отрезок будет меньше первого? - Возьмите линейку и карандаш, в тетради отступите две клетки от края и начертите отрезок длиной 6 сантиметров. Затем отступите от него 1 клетку вниз и начертите второй отрезок. Какой длины он будет, если он на 20 мм меньше первого? Как вы узнали?
- Чему равна длина второго отрезка в миллиметрах, если длина 4 см? |
Открывают тетради, записывают число, классная работа. Открывают учебник, читают задачу. - О карандашах.
- 10.
- Неизвестно. - 6.
- Были, взяли, осталось. - Потому что мы выполняли эти действия. Мы знали, сколько было карандашей, потом, сколько взяли карандашей и ищем, сколько их осталось. Записывают в тетрадь краткую запись.
- Потому что есть 2 части: одна, которая нам известна – это то, что осталось, а вторая, которая нам неизвестна – это то, что взяли. - Сколько всего было карандашей.
- 6 клеток. Отмеряют на отрезке 6 клеток и ставят точку. - Сколько взяли карандашей. - Из того, сколько было всего вычтем то, сколько осталось. Один ученик решает задачу у доски, остальные записывают решение и ответ в тетради: 10 - 6 = 4 (к.) Ответ: из коробки взяли 4 карандаша.
Читают задачу.
- О значках Тани. - Сколько значков Таня подарила и сколько у неё их осталось. - Сколько значков было у Тани. - Мы не знаем, сколько всего было значков у Тани, но знаем две части: сколько она подарила и сколько осталось.
- 2 клетки. Отмеряют на отрезке 2 клетки и ставят точку. Записывают решение и ответ в тетради.
Повторяют движения за учителем.
- В 1 см 10 мм.
- На 2 сантиметра меньше.
Чертят отрезки в тетради.
- Второй отрезок будет длиной 4 сантиметра: из 6 вычитаем 2 и получим 4.
- 40 мм. |
Учащиеся научатся моделировать схематические чертежи, решать задачи и составлять правильную краткую запись.
Учащиеся получат возможность научиться объяснять алгоритм решения задач и составления краткой записи к ним.
Учащиеся получат возможность научиться объяснять алгоритм решения задач и составления краткой записи к ним.
Учащиеся научатся моделировать схематические чертежи, решать задачи и составлять правильную краткую запись.
Учащиеся получат возможность научиться развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. |
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ объектов.
П: устанавливать причинно-следственные связи.
П: использовать знаково-символические средства.
П: осуществлять анализ объектов.
К: владеть диалогической формой речи.
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ объектов.
П: использовать знаково-символические средства.
К: владеть диалогической формой речи.
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ объектов.
П: использовать знаково-символические средства. |
Учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи. |
4. Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). |
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Словесный (беседа) |
- Прочитайте задание в номере 5. - Первый столбик сделаем вместе.
- Давайте посмотрим на выражения в третьем столбике. 90 + 9 – 1 = - Что изменяется?
- Теперь самостоятельно в тетрадях найдите значения выражений из третьего столбика, а затем запишите ещё 2 выражения, следуя закономерности, и также найдите их значения.
Осуществляет проверку по эталону на слайде.
(Если осталось время) - Теперь посмотрите на задание, находящееся в самом низу страницы 29 под чертой. - Какие знаки, плюс или минус, нужно поставить в кружочки, чтобы получилось верное равенство?
- Посмотрите на задание 6. - Как образуется число?
- Прочитайте получившееся число. - Получается, что левый знак обозначает количество десятков, правый – количество единиц. Попробуйте таким образом образовать последующие числа и прочитать их. |
Читают задание.
Выходят к доске, решают выражения, остальные работают в тетради.
- Количество десятков и количество единиц уменьшается на 1.
Самостоятельно выполняют задание в тетрадях: 90 + 9 – 1 = 98 80 + 8 – 1 = 87 70 + 7 – 1 = 76 60 + 6 – 1 = 65 50 + 5 – 1 = 54 Осуществляют самопроверку.
40 + 9 + 1 = 50 17 – 7 + 5 = 15
- Знак слева – это десятки, знак справа – единицы. - 98.
- 65, 54, 43, 32, 21, 10.
|
Учащиеся получат возможность научиться развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
Учащиеся получат возможность научиться развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. |
К: владеть диалогической формой речи.
П: устанавливать причинно-следственные связи.
П: осуществлять анализ объектов.
К: владеть диалогической формой речи.
П: осуществлять анализ объектов.
К: владеть диалогической формой речи.
П: устанавливать причинно-следственные связи.
П: осуществлять анализ объектов. |
Учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи. |
5. Информация о домашнем задании |
Наглядный (показ) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: №4, №5 (второй столбик) стр.29. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
|
|
|
6. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация) |
- Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? - Все пункты плана выполнили? - С чем мы сегодня знакомились? Что мы делали к
задачам? - Как мы делаем схематические чертежи? С помощью чего?
Обратите внимание на ваши парты. На них лежат листочки с лестницей успеха. Поставьте себя на ступень, которая показывает вашу работу на уроке и усвоенные знания на нём. - Спасибо за урок. До свидания! |
Отвечают.
- Схематический чертеж. - Да, проще, так как более наглядно.
- С помощью карандаша и линейки.
Оценивают свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха. |
|
П: осуществлять обобщение изученного
Р: осуществлять самооценку деятельности. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.