Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности
Оценка 4.8

Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
docx
Междисциплинарный 4
Детсад
12.12.2023
Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. «Насколько бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.
Финансовая грамотность глазами детей.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г. Усолье-Сибирское Иркутской области

 

Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Финансовая грамотность на английском языке — Наш новый сайт  maou33.gosuslugi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                                             Подготовили:

                                                                                           Н.А. Крячко, старший воспитатель,

                                                                                 А.А. Прокопьева, воспитатель,

                                                                                             Е.В. Харченко, воспитатель,

 

 

2023 год

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. «Насколько бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.

Мы считаем, что совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая достаточно емкая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье.

В контексте экономической подготовке родителей (законных представителей) наших воспитанников ставим перед собой главную цель – повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели ставим перед собой следующие задачи:

1.     Проинформировать родителей по вопросу важности экономического воспитания, его возможностями.

2.     Познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью.

3.     Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения.

4.     Расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Необходимое оборудование: Анкета для родителей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1); ноутбук, проектор/экран, презентация; таблички с названием команд; карточки с заданиями; заготовки условных денежек (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); листы бумаги, карандаши, ножницы; буклет для родителей «Как воспитать у детей разумное отношение к финансам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовить видео фрагментов ответов детей по теме, презентация к мероприятию.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.

1. Приветствие.

Уважаемые родители, днями ранее вам было предложено ответить на вопросы анкеты «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста». По результатам анкетирования выяснилось, что финансовая грамотность — это необходимый этап в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дети должны понимать суть материальных потребностей человека и как эти потребности согласуются с финансовыми возможностями, то есть научить соотносить понятия: «Надо», «Хочу» и «Могу». Основная форма работы с детьми дошкольного возраста это игра, именно через игру ребенок познаем мир, в том числе и его экономическую составляющую. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка быть финансово грамотным согласно дошкольному возрасту.

2. Знакомство с участниками игры.

Ведущий: Каждый день даже маленькие дети так или иначе сталкиваются с деньгами: видят, как родители отдают в магазине бумажки и монетки, “пикают” разноцветными карточками, слышат: “У меня сейчас нет денег купить машинку или куклу!”.

Неизбежно наступает момент, когда родителям приходится объяснять основы финансовой грамотности своим детям, учить бережливости и грамотному распределению средств. Чтобы знакомство детей с миром денег не превратилось в нудную лекцию, а проходило увлекательно, интересно, играючи, предлагаем провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- С ними ходят в магазин, ими платят за бензин (деньги)

- Каждый месяц есть награда. Потрудился — вот …(зарплата)

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Молодцы!

II. Основная часть

Заставка на экране из телепрограммы «Устами младенца».

Ведущий: Уважаемые родители, что по вашему мнению означает понятие финансовая грамотность? Хорошо, а теперь давайте послушаем, как на этот вопрос ответили ваши дети (внимание на экран): Примерные ответы детей:

·         «Финансовая грамотность – это когда ты умеешь считать деньги».

·         «Это когда хочешь купить что-то в магазине, но не покупаешь, а кладешь в копилку».

·         «Когда тебе нужны деньги, можно их попросить у бабушки»

·         «Это когда не покупаешь ерунду, а копишь деньги на нужное».

Ведущий: о сложном мире экономики надо говорить ребёнку на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду – это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. В игре детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся, но думаю, и нам взрослым будет интересно.

В нашей игре будут участвовать две команды: команда «Сберегатели», команда «Инвесторы».

Игра «Верю – не верю»

Ведущий: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет.

Первый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги?

(Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана.)

Второй вопрос: верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.)

Третий вопрос: верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?

(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)

Четвертый вопрос: верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».

(Да. Пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)

Команды готовы!

Итак, правила: в каждом конкурсе, за каждый правильный ответ команда будет получать «условную денежку». По заверению мероприятия победит та команда, у которой будет заработано больше условных денежек.

1 конкурс «Загадалки»

В этом конкурсе за правильный ответ команда получает– 1 условную денежку. Команды отвечают друг за другом.

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…товар

На товаре быть должна обязательна ... цена

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? Банк

Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке — от одежды до булавки.
Универмаг, супермаркет

Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине. Копилка.

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… Кассир.

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт… Банкир

И врачу, и акробату выдают за труд… Зарплату.

Половинку от зарплаты называют как, ребята? Аванс.

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… Доход.

Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! Бухгалтер.

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? Банкомат

2 конкурс «Рассуждалки»

Правила игры: дается 3 рассуждения: 1 сложное, 2е и 3е-поясняющие подсказки, по которым нужно понять, что имеется ввиду. В этом конкурсе за правильный ответ после прослушивания 3х рассуждений команда получает– 1 условную денежку, если команда назвала правильный ответ после 2х прослуженных обяснений-2 условные денежки, и, если команда поняла, о чем идет речь прослушав 1е рассуждение-выдаются 3 условные денежки). Команды отвечают друг за другом.

1-ая рассуждалка.

1) Это гора золота, которую кололи-кололи — и раскололи, и она превратилась в … Ой!

2) В копилке и в банке на карточке. Но если их много, то лучше хранить дома в копилке, потому что банк может заметит.

3) Нам нужно мясо, в магазине оно сколько-то стоит, а здоровья на них не купишь, обычно их носят в кармане. (Деньги)

2-ая рассуждалка

1) «Это для девочек. Он нужен, чтобы купить бриллианты, колечки всякие дорогие, бусы, короны... Тоже его хочу!»

2) «Он нужен, чтобы люди получали деньги, а банк зарабатывал больше из-за процентов».

3) «Если нет денег, то человек может взять их взаймы у банка» (Кредит)

3 конкурс «Объяснялки»

Правила игры: дети дают объяснение одной вещи. Ваша задача быстро отгадать, если это произошло с 1-й попытки –выдается 2условные денежки, если только со 2-й попытки – выдается 1 условная денежка.

1-я объяснялка – БАНКОМАТ

– «Это такой прибор, робот такой»;

– «Набираешь пароль, а тебе – карточку и бумажки с какими-то циферками»;

2-я объяснялка – Банк

– «Это такое место, куда все часто ходят»

– «Там платят за все, за садик, за квартиру-за все вообще там можно заплатить»

3-я объяснялка – Рубль

– «Это такая денежка – я её на игрушки коплю»

– «Он бывает, бумажный, железный, а может и деревянный»

4 конкурс «Побеждалки»

Правило: поочередно члену каждой команде даются карточки со словами, которые нужно объяснить команде соперников за 1 минуту. Команда соперников выбирает одного человека-который будет отвечать. За каждое угаданное слово выдается– 1  условная денежка

Монета, банк, цена, зарплата, реклама, безработный, семейный бюджет.

Уважаемые команды, сдайте заработанные вами условные денежки. А пока мы будем все подсчитывать, предлагаем Вам немного отдохнуть и послушать высказывания детей о том: «Кем нужно работать, чтобы заработать много денег?» и «Если бы у них было много денег, где бы они их хранили?».

Видеозапись высказываний детей.

Практическая деятельность

Игра «Яблоко – груша»

Ведущий: команды отдохнули, а теперь возьмите листы бумаги и на одной стороне нарисуйте яблоко (рисуют), а на другой, грушу…пауза….. А теперь вырежьте сначала, яблоко, а затем, грушу. Так, так, так. Вижу, что получилось не у всех. А как вы думаете, почему у вас не получилось? ……..Мы сейчас Вам показали наглядно, что если  не планировать, то ничего и не получится. Чтобы деньги водились в ваших кошельках, нужно планировать и соизмерять доходы с расходами.

III. Заключительная часть

Ведущий: уважаемые родители, сегодняшние реалии таковы, что без финансового аспекта жизни достойное существование затруднительно. Мы как педагоги учим ваших детей основам финансовой грамотности, но мы даем понятия в целом. Ваша задача, как родителей показать на своем примере свое отношение к деньгам. Чем раньше Вы начнете объяснять начальные экономические азы, принятые в вашей семье, тем Вам самим будет легче взаимодействовать со своим ребенком по удовлетворению «Хотелок». Конечно, это работа не одного дня, но надеемся, что вы будете нашими союзниками в вопросах воспитания и просвещения Ваших детей.

Итак, сегодня победила дружба, спасибо командам за красивую игру. Уважаемые родители, спасибо что приняли активное участие в нашем мероприятии

Спасибо, до новых встреч!

 

Заключение

По нашему мнению, решение проблемы приобщения детей к финансовой грамотности – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. 

Считаем, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

 

Список использованных литературных источников

1.     Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

2.     Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.

3.     Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.     Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

5.     Меньшикова О. И., Кнышова Л. В., Попова Т. Л. «Экономика – детям, большим и маленьким» 8 вып. / - М.:Просвещение, 1994М. 2004

6.     Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

7.     Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курак – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.

8.     Электронные рессурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Анкета для родителей

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

7. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

Спасибо за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Заготовки условных денежек (для раскрашивания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г

ВВЕДЕНИЕ Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности

ВВЕДЕНИЕ Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности

В контексте экономической подготовке родителей (законных представителей) наших воспитанников ставим перед собой главную цель – повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного…

В контексте экономической подготовке родителей (законных представителей) наших воспитанников ставим перед собой главную цель – повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного…

Ведущий: Каждый день даже маленькие дети так или иначе сталкиваются с деньгами: видят, как родители отдают в магазине бумажки и монетки, “пикают” разноцветными карточками, слышат:…

Ведущий: Каждый день даже маленькие дети так или иначе сталкиваются с деньгами: видят, как родители отдают в магазине бумажки и монетки, “пикают” разноцветными карточками, слышат:…

Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана

Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана

Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Если нет денег, то человек может взять их взаймы у банка» (

Если нет денег, то человек может взять их взаймы у банка» (

Ведущий : уважаемые родители, сегодняшние реалии таковы, что без финансового аспекта жизни достойное существование затруднительно

Ведущий : уважаемые родители, сегодняшние реалии таковы, что без финансового аспекта жизни достойное существование затруднительно

Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников»

Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей «

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для родителей «

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Заготовки условных денежек (для раскрашивания)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Заготовки условных денежек (для раскрашивания)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности

Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023