Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г. Усолье-Сибирское Иркутской области
Подготовили:
Н.А. Крячко, старший воспитатель,
А.А. Прокопьева, воспитатель,
Е.В. Харченко, воспитатель,
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.
Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. «Насколько бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.
Мы считаем, что совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая достаточно емкая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье.
В контексте экономической подготовке родителей (законных представителей) наших воспитанников ставим перед собой главную цель – повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для осуществления поставленной цели ставим перед собой следующие задачи:
1. Проинформировать родителей по вопросу важности экономического воспитания, его возможностями.
2. Познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью.
3. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения.
4. Расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Необходимое оборудование: Анкета для родителей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1); ноутбук, проектор/экран, презентация; таблички с названием команд; карточки с заданиями; заготовки условных денежек (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); листы бумаги, карандаши, ножницы; буклет для родителей «Как воспитать у детей разумное отношение к финансам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовить видео фрагментов ответов детей по теме, презентация к мероприятию.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
1. Приветствие.
Уважаемые родители, днями ранее вам было предложено ответить на вопросы анкеты «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста». По результатам анкетирования выяснилось, что финансовая грамотность — это необходимый этап в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дети должны понимать суть материальных потребностей человека и как эти потребности согласуются с финансовыми возможностями, то есть научить соотносить понятия: «Надо», «Хочу» и «Могу». Основная форма работы с детьми дошкольного возраста это игра, именно через игру ребенок познаем мир, в том числе и его экономическую составляющую. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка быть финансово грамотным согласно дошкольному возрасту.
2. Знакомство с участниками игры.
Ведущий: Каждый день даже маленькие дети так или иначе сталкиваются с деньгами: видят, как родители отдают в магазине бумажки и монетки, “пикают” разноцветными карточками, слышат: “У меня сейчас нет денег купить машинку или куклу!”.
Неизбежно наступает момент, когда родителям приходится объяснять основы финансовой грамотности своим детям, учить бережливости и грамотному распределению средств. Чтобы знакомство детей с миром денег не превратилось в нудную лекцию, а проходило увлекательно, интересно, играючи, предлагаем провести разминку.
«Шуточные вопросы»:
- С ними ходят в магазин, ими платят за бензин (деньги)
- Каждый месяц есть награда. Потрудился — вот …(зарплата)
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- Молодцы!
II. Основная часть
Заставка на экране из телепрограммы «Устами младенца».
Ведущий: Уважаемые родители, что по вашему мнению означает понятие финансовая грамотность? Хорошо, а теперь давайте послушаем, как на этот вопрос ответили ваши дети (внимание на экран): Примерные ответы детей:
· «Финансовая грамотность – это когда ты умеешь считать деньги».
· «Это когда хочешь купить что-то в магазине, но не покупаешь, а кладешь в копилку».
· «Когда тебе нужны деньги, можно их попросить у бабушки»
· «Это когда не покупаешь ерунду, а копишь деньги на нужное».
Ведущий: о сложном мире экономики надо говорить ребёнку на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду – это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. В игре детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся, но думаю, и нам взрослым будет интересно.
В нашей игре будут участвовать две команды: команда «Сберегатели», команда «Инвесторы».
Игра «Верю – не верю»
Ведущий: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет.
Первый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги?
(Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана.)
Второй вопрос: верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.)
Третий вопрос: верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)
Четвертый вопрос: верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».
(Да. Пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
Команды готовы!
Итак, правила: в каждом конкурсе, за каждый правильный ответ команда будет получать «условную денежку». По заверению мероприятия победит та команда, у которой будет заработано больше условных денежек.
1 конкурс «Загадалки»
В этом конкурсе за правильный ответ команда получает– 1 условную денежку. Команды отвечают друг за другом.
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…товар
На товаре быть должна обязательна ... цена
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? Банк
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке — от одежды до булавки.
Универмаг, супермаркет
Чтоб хранить свои доходы на карманные
расходы,
Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине. Копилка.
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… Кассир.
Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт… Банкир
И врачу, и акробату выдают за труд… Зарплату.
Половинку от зарплаты называют как, ребята? Аванс.
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… Доход.
Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! Бухгалтер.
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? Банкомат
2 конкурс «Рассуждалки»
Правила игры: дается 3 рассуждения: 1 сложное, 2е и 3е-поясняющие подсказки, по которым нужно понять, что имеется ввиду. В этом конкурсе за правильный ответ после прослушивания 3х рассуждений команда получает– 1 условную денежку, если команда назвала правильный ответ после 2х прослуженных обяснений-2 условные денежки, и, если команда поняла, о чем идет речь прослушав 1е рассуждение-выдаются 3 условные денежки). Команды отвечают друг за другом.
1-ая рассуждалка.
1) Это гора золота, которую кололи-кололи — и раскололи, и она превратилась в … Ой!
2) В копилке и в банке на карточке. Но если их много, то лучше хранить дома в копилке, потому что банк может заметит.
3) Нам нужно мясо, в магазине оно сколько-то стоит, а здоровья на них не купишь, обычно их носят в кармане. (Деньги)
2-ая рассуждалка
1) «Это для девочек. Он нужен, чтобы купить бриллианты, колечки всякие дорогие, бусы, короны... Тоже его хочу!»
2) «Он нужен, чтобы люди получали деньги, а банк зарабатывал больше из-за процентов».
3) «Если нет денег, то человек может взять их взаймы у банка» (Кредит)
3 конкурс «Объяснялки»
Правила игры: дети дают объяснение одной вещи. Ваша задача быстро отгадать, если это произошло с 1-й попытки –выдается 2условные денежки, если только со 2-й попытки – выдается 1 условная денежка.
1-я объяснялка – БАНКОМАТ
– «Это такой прибор, робот такой»;
– «Набираешь пароль, а тебе – карточку и бумажки с какими-то циферками»;
2-я объяснялка – Банк
– «Это такое место, куда все часто ходят»
– «Там платят за все, за садик, за квартиру-за все вообще там можно заплатить»
3-я объяснялка – Рубль
– «Это такая денежка – я её на игрушки коплю»
– «Он бывает, бумажный, железный, а может и деревянный»
4 конкурс «Побеждалки»
Правило: поочередно члену каждой команде даются карточки со словами, которые нужно объяснить команде соперников за 1 минуту. Команда соперников выбирает одного человека-который будет отвечать. За каждое угаданное слово выдается– 1 условная денежка
Монета, банк, цена, зарплата, реклама, безработный, семейный бюджет.
Уважаемые команды, сдайте заработанные вами условные денежки. А пока мы будем все подсчитывать, предлагаем Вам немного отдохнуть и послушать высказывания детей о том: «Кем нужно работать, чтобы заработать много денег?» и «Если бы у них было много денег, где бы они их хранили?».
Видеозапись высказываний детей.
Практическая деятельность
Игра «Яблоко – груша»
Ведущий: команды отдохнули, а теперь возьмите листы бумаги и на одной стороне нарисуйте яблоко (рисуют), а на другой, грушу…пауза….. А теперь вырежьте сначала, яблоко, а затем, грушу. Так, так, так. Вижу, что получилось не у всех. А как вы думаете, почему у вас не получилось? ……..Мы сейчас Вам показали наглядно, что если не планировать, то ничего и не получится. Чтобы деньги водились в ваших кошельках, нужно планировать и соизмерять доходы с расходами.
III. Заключительная часть
Ведущий: уважаемые родители, сегодняшние реалии таковы, что без финансового аспекта жизни достойное существование затруднительно. Мы как педагоги учим ваших детей основам финансовой грамотности, но мы даем понятия в целом. Ваша задача, как родителей показать на своем примере свое отношение к деньгам. Чем раньше Вы начнете объяснять начальные экономические азы, принятые в вашей семье, тем Вам самим будет легче взаимодействовать со своим ребенком по удовлетворению «Хотелок». Конечно, это работа не одного дня, но надеемся, что вы будете нашими союзниками в вопросах воспитания и просвещения Ваших детей.
Итак, сегодня победила дружба, спасибо командам за красивую игру. Уважаемые родители, спасибо что приняли активное участие в нашем мероприятии
Спасибо, до новых встреч!
Заключение
По нашему мнению, решение проблемы приобщения детей к финансовой грамотности – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Считаем, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.
Список использованных литературных источников
1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
2. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.
3. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.
4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
5. Меньшикова О. И., Кнышова Л. В., Попова Т. Л. «Экономика – детям, большим и маленьким» 8 вып. / - М.:Просвещение, 1994М. 2004
6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
7. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курак – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.
8. Электронные рессурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?
- положительно
- отрицательно
- затрудняюсь ответить
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
7. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
8. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Спасибо за участие!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Заготовки условных денежек (для раскрашивания)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.