Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Образовательные программы
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей. Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. «Насколько бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.
Иконка файла материала Финансовая грамотность глазами детей.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» г. Усолье-Сибирское Иркутской области

 

Методическая разработка по просвещению родителей в вопросах финансовой грамотности
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Финансовая грамотность на английском языке — Наш новый сайт  maou33.gosuslugi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                                             Подготовили:

                                                                                           Н.А. Крячко, старший воспитатель,

                                                                                 А.А. Прокопьева, воспитатель,

                                                                                             Е.В. Харченко, воспитатель,

 

 

2023 год

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют распоряжаться своими доходами и планировать свои траты, а ведь именно родители закладывают фундамент успешности и финансовой грамотности у своих детей.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Реальность нашего времени требует, чтобы уже дети старшего дошкольного возраста знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умели делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представляли назначение денег, понимали, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им можно распорядиться. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. «Насколько бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.

Мы считаем, что совместная работа педагогов и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая достаточно емкая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье.

В контексте экономической подготовке родителей (законных представителей) наших воспитанников ставим перед собой главную цель – повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели ставим перед собой следующие задачи:

1.     Проинформировать родителей по вопросу важности экономического воспитания, его возможностями.

2.     Познакомить родителей с особенностями знакомства детей с финансовой грамотностью.

3.     Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности детей через игровые средства обучения.

4.     Расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Необходимое оборудование: Анкета для родителей «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1); ноутбук, проектор/экран, презентация; таблички с названием команд; карточки с заданиями; заготовки условных денежек (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); листы бумаги, карандаши, ножницы; буклет для родителей «Как воспитать у детей разумное отношение к финансам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовить видео фрагментов ответов детей по теме, презентация к мероприятию.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.

1. Приветствие.

Уважаемые родители, днями ранее вам было предложено ответить на вопросы анкеты «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста». По результатам анкетирования выяснилось, что финансовая грамотность — это необходимый этап в процессе обучения и воспитания дошкольников. Дети должны понимать суть материальных потребностей человека и как эти потребности согласуются с финансовыми возможностями, то есть научить соотносить понятия: «Надо», «Хочу» и «Могу». Основная форма работы с детьми дошкольного возраста это игра, именно через игру ребенок познаем мир, в том числе и его экономическую составляющую. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка быть финансово грамотным согласно дошкольному возрасту.

2. Знакомство с участниками игры.

Ведущий: Каждый день даже маленькие дети так или иначе сталкиваются с деньгами: видят, как родители отдают в магазине бумажки и монетки, “пикают” разноцветными карточками, слышат: “У меня сейчас нет денег купить машинку или куклу!”.

Неизбежно наступает момент, когда родителям приходится объяснять основы финансовой грамотности своим детям, учить бережливости и грамотному распределению средств. Чтобы знакомство детей с миром денег не превратилось в нудную лекцию, а проходило увлекательно, интересно, играючи, предлагаем провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- С ними ходят в магазин, ими платят за бензин (деньги)

- Каждый месяц есть награда. Потрудился — вот …(зарплата)

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Молодцы!

II. Основная часть

Заставка на экране из телепрограммы «Устами младенца».

Ведущий: Уважаемые родители, что по вашему мнению означает понятие финансовая грамотность? Хорошо, а теперь давайте послушаем, как на этот вопрос ответили ваши дети (внимание на экран): Примерные ответы детей:

·         «Финансовая грамотность – это когда ты умеешь считать деньги».

·         «Это когда хочешь купить что-то в магазине, но не покупаешь, а кладешь в копилку».

·         «Когда тебе нужны деньги, можно их попросить у бабушки»

·         «Это когда не покупаешь ерунду, а копишь деньги на нужное».

Ведущий: о сложном мире экономики надо говорить ребёнку на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду – это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. В игре детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся, но думаю, и нам взрослым будет интересно.

В нашей игре будут участвовать две команды: команда «Сберегатели», команда «Инвесторы».

Игра «Верю – не верю»

Ведущий: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет.

Первый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги?

(Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана.)

Второй вопрос: верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.)

Третий вопрос: верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?

(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)

Четвертый вопрос: верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».

(Да. Пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)

Команды готовы!

Итак, правила: в каждом конкурсе, за каждый правильный ответ команда будет получать «условную денежку». По заверению мероприятия победит та команда, у которой будет заработано больше условных денежек.

1 конкурс «Загадалки»

В этом конкурсе за правильный ответ команда получает– 1 условную денежку. Команды отвечают друг за другом.

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…товар

На товаре быть должна обязательна ... цена

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи? Банк

Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке — от одежды до булавки.
Универмаг, супермаркет

Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине. Копилка.

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… Кассир.

Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт… Банкир

И врачу, и акробату выдают за труд… Зарплату.

Половинку от зарплаты называют как, ребята? Аванс.

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… Доход.

Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт! Бухгалтер.

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? Банкомат

2 конкурс «Рассуждалки»

Правила игры: дается 3 рассуждения: 1 сложное, 2е и 3е-поясняющие подсказки, по которым нужно понять, что имеется ввиду. В этом конкурсе за правильный ответ после прослушивания 3х рассуждений команда получает– 1 условную денежку, если команда назвала правильный ответ после 2х прослуженных обяснений-2 условные денежки, и, если команда поняла, о чем идет речь прослушав 1е рассуждение-выдаются 3 условные денежки). Команды отвечают друг за другом.

1-ая рассуждалка.

1) Это гора золота, которую кололи-кололи — и раскололи, и она превратилась в … Ой!

2) В копилке и в банке на карточке. Но если их много, то лучше хранить дома в копилке, потому что банк может заметит.

3) Нам нужно мясо, в магазине оно сколько-то стоит, а здоровья на них не купишь, обычно их носят в кармане. (Деньги)

2-ая рассуждалка

1) «Это для девочек. Он нужен, чтобы купить бриллианты, колечки всякие дорогие, бусы, короны... Тоже его хочу!»

2) «Он нужен, чтобы люди получали деньги, а банк зарабатывал больше из-за процентов».

3) «Если нет денег, то человек может взять их взаймы у банка» (Кредит)

3 конкурс «Объяснялки»

Правила игры: дети дают объяснение одной вещи. Ваша задача быстро отгадать, если это произошло с 1-й попытки –выдается 2условные денежки, если только со 2-й попытки – выдается 1 условная денежка.

1-я объяснялка – БАНКОМАТ

– «Это такой прибор, робот такой»;

– «Набираешь пароль, а тебе – карточку и бумажки с какими-то циферками»;

2-я объяснялка – Банк

– «Это такое место, куда все часто ходят»

– «Там платят за все, за садик, за квартиру-за все вообще там можно заплатить»

3-я объяснялка – Рубль

– «Это такая денежка – я её на игрушки коплю»

– «Он бывает, бумажный, железный, а может и деревянный»

4 конкурс «Побеждалки»

Правило: поочередно члену каждой команде даются карточки со словами, которые нужно объяснить команде соперников за 1 минуту. Команда соперников выбирает одного человека-который будет отвечать. За каждое угаданное слово выдается– 1  условная денежка

Монета, банк, цена, зарплата, реклама, безработный, семейный бюджет.

Уважаемые команды, сдайте заработанные вами условные денежки. А пока мы будем все подсчитывать, предлагаем Вам немного отдохнуть и послушать высказывания детей о том: «Кем нужно работать, чтобы заработать много денег?» и «Если бы у них было много денег, где бы они их хранили?».

Видеозапись высказываний детей.

Практическая деятельность

Игра «Яблоко – груша»

Ведущий: команды отдохнули, а теперь возьмите листы бумаги и на одной стороне нарисуйте яблоко (рисуют), а на другой, грушу…пауза….. А теперь вырежьте сначала, яблоко, а затем, грушу. Так, так, так. Вижу, что получилось не у всех. А как вы думаете, почему у вас не получилось? ……..Мы сейчас Вам показали наглядно, что если  не планировать, то ничего и не получится. Чтобы деньги водились в ваших кошельках, нужно планировать и соизмерять доходы с расходами.

III. Заключительная часть

Ведущий: уважаемые родители, сегодняшние реалии таковы, что без финансового аспекта жизни достойное существование затруднительно. Мы как педагоги учим ваших детей основам финансовой грамотности, но мы даем понятия в целом. Ваша задача, как родителей показать на своем примере свое отношение к деньгам. Чем раньше Вы начнете объяснять начальные экономические азы, принятые в вашей семье, тем Вам самим будет легче взаимодействовать со своим ребенком по удовлетворению «Хотелок». Конечно, это работа не одного дня, но надеемся, что вы будете нашими союзниками в вопросах воспитания и просвещения Ваших детей.

Итак, сегодня победила дружба, спасибо командам за красивую игру. Уважаемые родители, спасибо что приняли активное участие в нашем мероприятии

Спасибо, до новых встреч!

 

Заключение

По нашему мнению, решение проблемы приобщения детей к финансовой грамотности – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. 

Считаем, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

 

Список использованных литературных источников

1.     Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

2.     Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.

3.     Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.     Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

5.     Меньшикова О. И., Кнышова Л. В., Попова Т. Л. «Экономика – детям, большим и маленьким» 8 вып. / - М.:Просвещение, 1994М. 2004

6.     Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

7.     Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под. ред. Е.А. Курак – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 80 с.

8.     Электронные рессурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Анкета для родителей

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

2. Надо ли проводить работу с детьми проводить работу по финансовой грамотности?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3. Как вы относитесь с желанием детей иметь копилку?

- положительно

- отрицательно

- затрудняюсь ответить

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5. Умеет ли ребенок сам расплачиваться в магазине наличными?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

6. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

7. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

8. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

Спасибо за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Заготовки условных денежек (для раскрашивания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


 

Скачано с www.znanio.ru