Конспект урока музыки на тему «Опера-сказка «Волк и семеро козлят» Мариана Викторовича Коваль» (1 класс, УМК «Школа России»)
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний по опере-сказке «Волк и семеро козлят»; ознакомление учащихся с жанрами: хор, марш; разучение музыкальной темы Малыша.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Формировать мотивацию к учебной деятельности
· Развивать способность к самооценке
Предметные:
· Воспринимать доступную музыку разного эмоционально-образного содержания;
· Выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям;
· Знать музыкальные термины: опера, хор, марш, тема
· Знать композитора: М. Коваль
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
· Принимать учебную задачу;
· Принимать позицию слушателя;
· Принимать позицию исполнителя;
Познавательные:
· Анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
· Совершенствовать ритмические способности на примере «Воинственного марша».
Коммуникативные:
· Слушать и понимать речь других;
· Отвечать на поставленные вопросы.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотивационный этап |
- Давайте поприветствуем друг друга улыбками и тихо сядем на свои места. Уберите всё лишнее с парт, чтобы вам ничего не мешало, оставьте только ручку и цветные карандаши. - Скажите, а вы любите сказки? - А что такое сказка? Какая ваша любимая сказка? - Как вы думаете, а взрослые тоже любят сказки? |
Приветствуют учителя
Отвечают на поставленные вопросы
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений |
- Вы правы, взрослым тоже нравятся сказки, иначе они бы не рассказывали их на ночь своим детям. - Посмотрите на портрет.1слайд Кто это? - Мы с ним знакомились на прошлом уроке музыки. Его имя – Мариан Коваль. Этот человек известный белорусский композитор, которому однажды очень понравилась одна русская сказка. По мотивам этой сказки он написал детскую оперу. - А кто такой композитор? - Композитор — это сочинитель музыкальных произведений. - Ребята, а что же такое опера? - Верно, опера – это музыкальный спектакль, где действующие лица поют. - А что такое детская опера? Чем она примечательна? - Верно, в детской опере поют дети. |
Рассматривают портрет Предполагают
Слушают учителя
Отвечают на поставленные учителем вопросы |
3.Самоопределение к деятельности |
- Вспомните, с какой детской оперой вы познакомились на прошлом уроке? -
Так вот, ребята, именно Мариан Коваль написал эту детскую оперу 2 слайд - А как вы думаете, что же еще мы можем узнать об этой опере-сказки? Какие задачи поставим перед собой на урок? Задачами нашего урока будут: 1. Познакомиться с жанрами: хор, марш 2. Разучить музыкальную тему Малыша. 3. Закрепить знания об опере-сказке «Волк и семеро козлят». |
Отвечают на поставленные вопросы
Предполагают
Слушают учителя |
4.Открытие новых знаний, формирование новых умений и навыков |
- В опере объединены различные виды искусства. - Как вы думаете, что это за виды? - Это музыка, драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство, т.е. декорации, костюмы, грим.Также в опере есть танцы. - М. В. Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять сами дети. - Как мы помним, у козы было семеро козлят. Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёнку дал своё имя. - Кто запомнил с прошлого урока, как зовут козлят? - Их имена соответствуют их характеру: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и Малыш. Они все очень весёлые. - Послушаем фрагмент из этой оперы. Слушаем внимательно, не разговариваем. («Хор козлят») - Кто поёт в этом фрагменте? Один козленок или несколько? Это поет хор козлят. - Ребята, а что же такое хор? - Хор – это музыкальный коллектив, состоящий из нескольких певцов, исполняющих одну и ту же песню. 3 слайд - А теперь вспомните, что такое тема в опере? - Тема – это музыкальный портрет героя. - А темы каких козлят мы слушали на прошлом уроке? Какая музыка по настроению в этих темах? - Сейчас мы прослушаем следующий фрагмент оперы. Попробуйте определить, кому принадлежит эта тема? (Звучит «тема Малыша») - Чем Малыш отличается от остальных козлят? - Каким вы его представляете? - А в каком жанре звучит тема Малыша? Танец, песня или марш? - Верно, это марш. А что такое марш? Марш — музыкальный жанр со строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей. 4 слайд - Давайте разучим тему Малыша. Слова у вас на партах. Прочитаем их: Стойте друзья, командиром стал я! По команде сдвойте ряд, начинаем наш парад! - Прочитайте еще раз самостоятельно в полголоса. - Прочитаем первую строчку. - Хорошо, теперь поём вторую строчку - Молодцы. Теперь под музыку споём все вместе. - Усложним задачу. Встаем все. Сейчас под музыку мы споем тему Малыша и промаршируем, т.е. будем одновременно петь и шагать. - Давайте попробуем. Молодцы! - С темами других герое этой оперы-сказки мы знакомились на прошлом уроке. - Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором. - А сейчас мы с вами побудем слушателями, и послушаем заключительный хор оперы-сказки «Волк и семеро козлят». - Ребята, какой характер у этого хора? |
Отвечают
Слушают учителя
Называют имена
Слушают «Хор козлят»
Предполагают
Слушают учителя
Предполагают
Перечисляют Отвечают
Слушают тему Малыша
Варианты ответов детей
Предполагают
Слушают учителя
Читают слова темы Малыша
Поют
Поют и маршируют под музыку
Отвечают на вопросы
Слушают заключительный хор» |
5. Первичное закрепление |
- На протяжении двух уроков мы знакомились с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят» и сегодня мы закончили это знакомство. - А кто может сказать мне, какова мораль этой оперы-сказки? - А как вы думаете, кто победил в этой сказке: добро или зло? Почему? - Верно, добро одержало победу над злом, как и в любой сказке. - А какой из героев этой оперы-сказки понравился вам больше всего? (Если останется время) - У вас на партах лежит альбомный лист, нарисуйте одного из понравившихся вам героев этой оперы-сказки, кто закончит рисовать, подумайте, почему вам понравился именно этот герой. - А пока вы будете рисовать вспомним и пропоем «Песенку веселую». - Посмотрим, какие рисунки у вас получились, кто из героев вам понравился больше всего, и объясните почему. |
Отвечают На Вопросы учителя
Варианты ответов
Рисуют понравившегося героя
Представляют рисунок
|
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
- В качестве закрепления этой темы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. - У вас на партах лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача в парах разгадать его. Кто разгадает покажите знак готовности вашей пары. - Приступаем к кроссворду, затем вместе проверим.
Вопросы к кроссворду: 5 слайд 1) Как фамилия композитора, который написал оперу «Волк и семеро козлят»? 2) Как называется музыкальный спектакль, где действующие лица поют? 3) «Волк и семеро козлят» это русская народная …? 4) Кто хотел съесть козлят? 5) Как называется опера, где поют дети? 6) Как зовут козлёнка-девочку, которая любит болтать? 7) Как зовут самого маленького козлёнка? - Давайте проверим, я читаю вопрос, а вы называете ответ, с мест не выкрикиваем, поднимаем руку. - Посмотрите, какое же ключевое слово получилось? - У кого нет ошибок? А кто допустил ошибку? |
Слушают задание
Работают в парах
Разгадывают кроссворд
Проверяют правильность выполнения задания
Отвечают |
7. Итог урока и рефлексия |
- Я очень довольна вашей работой сегодня на уроке. - Вернемся к задачам урока. Прочитайте 1 задачу: 1. Познакомиться с жанрами: хор, марш - Что такое хор? Что такое марш? 2. Разучить музыкальную тему Малыша. - Что такое тема в опере? - А в каком жанре звучит тема Малыша? 3. Закрепить знания об опере-сказке «Волк и семеро козлят». - Что нового и интересного вы узнали? - Что понравилось больше всего? - Что вызвало у вас затруднения? - Скажите, кто автор оперы-сказки «Волк и семеро козлят»? - Понравилась вам опера? - Оцените достижения на уроке. - Так как мы проходили тему опера, а в конце каждой оперы люди аплодируют, если вам на уроке было интересно, все понятно, узнали что-то новое – похлопайте; если вам многое было не понятно, вы испытывали трудности при выполнении заданий - потопайте. |
Работа над задачами урока
Отвечают на поставленные вопросы
Оценивают свою работу на уроке |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.