Конспект урока по музыке
Оценка 5

Конспект урока по музыке

Оценка 5
docx
11.10.2024
Конспект урока по музыке
Конспект по музыке 4 класс.docx

Класс: 4

Учитель: Яхъяева Лемара Рефатовна

Предмет: музыка

УМК: «Школа России»

№ урока: 5

Тема урока: «Жанры музыкального фольклора»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цели урока: духовно- нравственное постижение традиций и обрядов народов России через изучение, слушание и исполнение русской народной музыки, создание и поддержку эмоционального настроя.

- духовно-нравственное воспитание чувства причастности к культуре своего народа, вековые духовно-нравственные традиции. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

- ориентация в музыкальном пространстве русского народного творчества.

- Развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкальное воплощение праздника, ролевые игры, совместное исполнительство, ритмические импровизации.

Оборудование: музыкальные произведения народов России, тетради.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

Исполнение песни : «Дорогого гостя встречаем»

Дорогого гостя встречаем,

Радости , счастья желаем

Ты отведай гость наш, дорогой

Хлеба, соли нашего.

Ты отведай гость наш, дорогой

Хлеба, соли нашего.

Да прими поклон наш до земли,

Гостью доброму рады мы!

 Ученик: Здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли,

Для нас времечко нашли.(поклон)

2. Работа по теме урока

1. Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности. Стадия осмысления.

На занятии мы вспомним пройденный материал о фольклоре,

петь и слушать музыкальные произведения, играть на музыкальных инструментах.

3. Формирование  умений и навыков.

 -Какая музыка вас встретила? (Русская народная)

-Ребята вы вошли под русскую народную песню «Во поле орешина».

Отличительная черта русской народной песни – её распевность, сердечная простота и задушевность, весёлый, задорный характер.

-Тема нашего занятия «Жанры музыкального фольклора»

Замечательные слова о русской народной песне сказала певица Л.Г.Зыкина.

Русская песня –это щедрость, не знающая границ. (Л.Г.Зыкина)

4. Первичное усвоение новых знаний. Слушание песни в исполнении Л.Зыкиной (видео)

Чтение стихотворения учителем

Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –  

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней на Руси родились. (Геннадий Серебряков)

-Песня являются верным спутником всю его жизнь. Детство любого человека начинается с родного дома, с голоса мамы и с песни.

- А сейчас вспомните, что такое фольклор? (устное народное творчество)

- Как до наших дней дошла народная песня? (из уст в уста передавалась)

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

-О чем мы узнаем из песен?

(Из песен мы узнаем о жизни народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об исторических событиях далекого прошлого.

-Эти виды народных песен и называют жанрами народных песен.

Сегодня мы с вами будем определять жанры устного народного творчества

(Это трудовые , обрядовые, исторические, шуточные, хороводные, плясовые, игровые, былины.

Слушание русских народных песен

- Сейчас мы с вами будем слушать русские народные песни и постараемся определить к какому жанру они относятся.   

Исполнение песни «Узорница та-ра-ра»  

 - Какой характер у этой песни?

 - К какому жанру она относится?

- Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской.

Хорово́д — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия.

-Какие это песни? (хороводные)

-Какие элементы хоровода вам известны? (круг, воротца, змейка, вьюн)

 (Исполнение хороводной песни  с движениями

«Я на камушке сижу»)

5. Физминутка «Колоски»

По весне поле вспахали (трут ладошки друг о друга),

Зерном поле засевали (складывают ладошки в шепотки).

Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)

Землю согревает (поднимают руки вверх.)

Высоко поднялись колоски

К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к

другу и медленно поднимают руки).

Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),

И вправо пригнулись, и влево качнулись (наклоны туловища в стороны),

А как дождик идет, рожь водицу пьет (наклоны туловища вперед).

Вот какая нива!

До чего ж красива!

 Загадки о народных инструментах.

-Ребята, а какие инструменты являются символом России? (гармонь, балалайка)

 Исполнение песни «Подай балалайку»

- К какому жанру можно отнести эту песню?

-У каждого народа свои традиции. Все важные моменты в жизни человека, в старину сопровождались обрядами, во время которых исполнялись песни

Исполнение песни Ой сад во дворе» с инструментами (ложки, бубны, свистульки)

- Какой характер у этой песни?

 - К какому жанру она относится?

6. Итог занятия.

Какая музыка звучала на занятии?

Какие жанры русских народных песен вы узнали?

-Какие песни исполнили? (перечислить)

7.Рефлексия

 С какими трудностями при изучении темы мы сегодня столкнулись?

Возьмитесь за руки и встаньте весело, если вы поняли урок.

Возьмитесь за руки и опустите их, если не поняли урок.

Спасибо, за внимание!

 

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звёзды.

И старушка Земля всё никак не поймёт,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

 Русь талантами богата,

 Русь талантами полна,

 Если будут петь ребята,

 Значит будет жить она!

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Класс: 4 Учитель: Яхъяева Лемара

Класс: 4 Учитель: Яхъяева Лемара

Замечательные слова о русской народной песне сказала певица

Замечательные слова о русской народной песне сказала певица

Какой характер у этой песни? -

Какой характер у этой песни? -

Народные песни! Какие они разные!

Народные песни! Какие они разные!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2024