Конспект урока по музыке: «Джаз-дух нашего времени». 3 класс.
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке: «Джаз-дух нашего времени». 3 класс.

Оценка 4.7
docx
16.05.2023
Конспект урока по музыке: «Джаз-дух нашего времени». 3 класс.
Кармина Бурана.docx

Конспект к уроку музыки: К. Орф. Сценическая кантата «Кармина Бурана». 7 класс.

Цель урока: погружение с элементами углубления в тему: "Образцы музыки Западной Европы”. 

Задачи урока:
Познакомить учащихся со сценической кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана”.
Вспомнить, что такое кантата, оратория.
Как переродились в XX веке жанры кантата и оратория.
Музыкальный материал урока: фрагменты сценической кантаты "Кармина Бурана” К.Орфа.
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение)
Ход урока
1.Организационная часть
-приветствие;
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости, давайте мы их поприветствуем!
- актуализация опорных знаний
Структура СИ ФИНК УАНДЕ (учитель представляет визуальный раздражитель –картинку, ученики рассматривают и описывают свои наблюдения, и делятся своими идеями с другими)
-что вы видите на этой картине?
-что вы думаете об этом?
--о чем это заставляет вам задуматься?
1 слайд –картина из оперы Ж. Бизе «Кармен» -всего 2 картины (дается 1 минута на размышление)
-давайте вспомним еще раз что такое опера? (это театрализованное вокальное произведение)
-а какие вокальные произведения вам известны? (опера, баллада, кантата, оратория)
2.Основная часть урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой сценической кантаты Карла Орфа "Кармина Бурана”.
2 слайд «Западноевропейская музыка. (К.Орф Сценическая кантата «Кармина Бурана»)
3 слайд
Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра. Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата.
4 слайд
Слезы катятся из глаз,
Арфы плачут струны.
Посвящаю свой рассказ
Колесу Фортуны.
Из поэзии вагантов
-кто такие ваганты?
5 слайд
Запишем в словаре значение слова ваганты (лат. – бродячие) – странствующие поэты-музыканты (дети рассказывают, записывают).
6 слайд
-знакомство с музыкой Карла Орфа "Кармина Бурана”
Карл Орф родился 10 июля 1895 г. в Мюнхене в семье офицера. Музыка окружала Карла с детства. Ему исполнилось пять, когда родители стали обучать его игре на рояле, органе и виолончели. В 1913 г. Орф поступил в мюнхенскую академию музыкального искусства. Начало Первой мировой войны в следующем 1914 г. приостановило уроки Карла. Он был вынужден работать капельмейстером драматических театров в разных городах Германии. И лишь в 1921 г. музыкант смог продолжить занятия композицией.
"Кармина Бурана" положила начало новому типу музыкального спектакля, не имеющего аналогов ни до, ни после, и принесла своему создателю всемирную славу. Жанр, в котором было написано это произведение – "сценическая кантата" – стал основным в творчестве Орфа. И это не удивительно. Ведь он соединял в себе черты оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля и элементы хореографии. А именно к такому синтезу стремился Орф еще в период создания своих ранних произведений! Начиная с "Кармины Бураны”, Орф приступил к разработке нового типа музыкального спектакля, для которого характерна тесная связь музыки, текста и сценического движения.
Какой подзаголовок имеет кантата?
Дети. Мирские песни.
Содержание охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны. Карл Орф выбрал 25 песен морализирующего, бытового характера, прославляющих простые земные радости. Кантата включает стихи, как на латинском, так и на немецком языке.
Учитель. Сколько частей в кантате и какие названия они имеют?
Дети. В кантате три части:
I — "Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;
И — "В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны; III — "О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.
Учитель.
Открывает кантату Пролог. (просмотр видеофрагмента)
Как называются два номера в Прологе?
Дети. "О, Фортуна!” и "Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой”.
Учитель. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть. Музыкальный образ Фортуны открывает и замыкает кантату. "Фортуна — повелительница мира”!
Учитель. А теперь мы обратимся к музыке!
Учитель. А теперь мы прослушаем эти два музыкальных произведения!
Учитель. На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты.
Первый хор "О, Фортуна, Ты изменчива как луна" неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: радостные весенние хороводы "Весна", озорные пародийные эпизоды "В таверне", и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви "Славься, прекраснейшая!" в исполнении всего состава исполнителей.
Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!
Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.
– Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника и картинам И.Иванова "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта "Флора”?
Дети. ……….
Учитель. Итак, друзья, для нас звучала музыка, обладающая потрясающей силой воздействия!
Произведение, исполняемое в концертах, многочисленно используемое в кинофильмах и рекламных роликах.
Некий музыковед осмелился утверждать, что "Carmina Burana" – прототип традиций современного рока. Мысль интересная ...

Какие образы рождаются в воображении, когда слушаешь эту музыку?
Дети….. Драматическая, суровая, захватывающая музыка.
Учитель. Основная мысль этих произведений – раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне.

2) –прослушивание мелодии маленького принца
-а какой характер у этой песни?(спокойная, лирическая)
-да это музыка советского композитора, песня называется Маленький принц
3) распевание
4)разучивание песни по фразам
3.Заключительная часть
Примен.структуры: ДЖОТТ ТОТС
-Ребята, сейчас я вам предлагаю придумать одно слово или словосочетание связанное с темой
-проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите его на листочке бумаги
-положите листочек в центр стола
Повторите пока не используете все листочки

(Подводя итог высказываниям ребят, можно прочесть перевод на русский язык Пролога).
1. О, Фортуна
O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду. 2. Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой
Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой,
и глаза мои залиты слезами,
она делает дары живущим,
но меня упрямо обходит.
На троне Судьбы
я часто был поднят,
окружённый
морем цветов благосостояния;
я мог процветать
счастливо и благословлять,
теперь же я падаю с этой вершины,
лишённый славы.
Колесо Фортуны делает оборот;
я оказываюсь внизу;
другой поднят надо мной;
высоко, слишком высоко.
Он теперь царь —
созидающий и разрушающий!
Домашнее задание.
Предлагаю поработать в сети Интернет над поиском аудиофайла с композицией "Кармина Бурана” в исполнении группы "Linkin Park”!


 

Конспект к уроку музыки: К. Орф

Конспект к уроку музыки: К. Орф

Карла Орфа "Кармина Бурана” Карл

Карла Орфа "Кармина Бурана” Карл

Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!

Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!

Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой, и глаза мои залиты слезами, она делает дары живущим, но меня упрямо обходит

Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой, и глаза мои залиты слезами, она делает дары живущим, но меня упрямо обходит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2023