Конспект урока по русскому языку студентки школьного отделения Ч.В. С.
Класс: 3А
ОС «Школа 2100»
Типу урока: открытие новых знаний
Тема: «Одночастная и двухчастная форма»
Цель:
1. Дать детям понятия о музыкальных построениях, музыкальных формах.
2.Закрепить в сознании учащихся понимание того, что в музыке ни один выразительный элемент не существует отдельно.
3.Формирование художественного восприятия у детей музыкальных произведений.
УУД:
Личностные УУД
1. Выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
2. Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
3. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных произведений;
4. Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, рисунках по музыкальным произведениям.
Регулятивные УУД
1. Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
2. Умение формулировать собственное мнение и позицию;
3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Познавательные УУД
1. Умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями;
2. Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями музыки на основе выявления сущностной связи;
3. Распознавание настроения, чувств, выраженных в музыке.
Коммуникативные УУД
1. Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент |
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся новыми видами построения музыки и научимся отличать её от других видов. |
|
Постановка темы. |
- Сегодня мы с вами разберемся и выясним, что такое форма музыки, какие бывают формы музыки. |
|
Новая тема |
- Что такое музыка? Ваши предположения. - Как называют человека, который пишет музыку? - Для владения всеми средствами выразительности, композитор много работает над формой всего произведения: над его целым и тем, из чего она состоит. - Ничто не существует без формы. Возьмём, для примера, любую вещь: вазу, платье, шкаф, дом, мяч, наконец – рояль….. - Чтобы они стали нужны человеку и были красивы, мастера находят нужную форму для каждой. Представьте себе вместо платья – один рукав, дом без одной стены или просто одну крышу. - А можно ли в половину вазы поставить или налить что-нибудь? - А квадратный мяч разве покатится? - И хотя музыку и её содержание нельзя потрогать руками, вылепить, как сосуд, из глины или выстругать из дерева, форму её можно ощутить, понять. Бесформенной она быть не может. - Ребята, как вы понимаете, что такое форма музыки? - Музыка́льная фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) композиция определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра. - Музыкальные формы подразделяются на простые и сложные. Слайд 2,3 К простым формам относится: 1. Одночастная (период) 2. Двухчастная (куплетная, песенная) 3. Трёхчастная 4. Вариационная 5. Форма рондо Сложные музыкальные формы: 1. Сонатная форма 2. Сложная трёхчастная форма 3. Сложная вариационная 4. Рондо-соната А ещё композиторами написано огромное количество музыки в так называемой свободной форме. А сегодня мы подробно остановимся на рассмотрении простой формы одночастная и двухчастная. узнаем их особенности. Одночастная, т.е. один образ, один характер, одно настроение! - А двухчастная тогда какая? - Как вы думаете нужно считать количество частей? Для начала нужно научиться понимать, почему в одном музыкальном произведении требуется смена характера, а в другом нет. А сосчитать части не трудно. - Чтобы лучше понимать формы музыки, давайте прослушаем произведения. «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова. - Какое настроение у этого произведения. - Сколько форм в нем? - У этого произведения одна форма. То есть музыка в одном ритме. Там всё время повторяются одинаковые по музыке, но различные по тексту части. Прослушивание музыки Л. Бетховена «Сурок». -А в этом произведение какое настроение? - Сколько форм в нем? - Двухчастная. |
|
Первичное закрепление |
Ребята, давайте с вами немного поиграем. Я вам включаю мелодии и если они относятся к одночастным формам произведения, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то вы тихонечко сидите. «Песня Сольвейг» Э Грига – двухчастная форма «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского – двухчастная «Пастушья песня»-французская народная песня - рондо «Утренняя молитва» П.И. Чайковский «Детский альбом» - одночастная форма - Скажите мне пожалуйста, кто такой Петр Ильич Чайковкий? - Какое известное произведение написал ? - Сейчас мы с вами прослушаем симфонию №6, 3 часть П.Л. Чайковского - И так, какой же характер этой симфонии? - Какие чувства вызывает у вас эта симфония? - С чем ассоциируется у вас это симфония? - Какая картина возникает у вас в голове после прослушивания этой симфонии? |
|
Рефлексия. Итог урока. |
Что нового вы узнали на уроке? Что такое музыкальная форма? Как вы понимаете одночастная форма произведения? Чем ещё занимались на уроке? Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке! Выставление оценок.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.