Конспект урока по музыке во 2 классе на тему "Может ли музыка нарисовать портрет человека?"
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке во 2 классе на тему "Может ли музыка нарисовать портрет человека?"

Оценка 4.7
docx
17.01.2021
Конспект урока по музыке во 2 классе на тему "Может ли музыка нарисовать портрет человека?"
портрет человека музыка.docx

министерство образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

урока музыки

 

 

 

Студентки 341 группы

Социально – педагогического отделения

Пантюховой Марии Андреевны

Место проведения урока:

Школа № 1, класс 2 «» (каб.№  )

Дата проведения урока:

 

 

ФИО учителя школы:

 

Допуск к проведению занятия:

___________________________

 

 

ФИО преподавателя-консультанта:

Безродная Елена Алексеевна

Допуск к проведению урока:

_______________________

 

 

 



Сыктывкар, 2019 год.

Технологическая карта урока музыки

 

Тема урока

Может ли музыка нарисовать портрет человека?

Педагогические цели

Содержательная: способствовать формированию умения слышать и показать,как  музык выражает различные черты  человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьёзность и веселость;

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Тип урока

Открытие нового знания.

Задачи:

Предметные

1)      Различать мажор и минор в музыке.

2)      Познакомить детей с информацией о композиторе К. Б. Кабалевском.

3)      Познакомить детей с музыкальным произведением «Три подружки» К. Б. Кабалевского.

4)      Способствовать  развитию мышления, внимания, памяти.

5)      Прививать художественно-эстетический вкус.

6)      Разучить песню «Улыбка мамы».

Личностные

1)Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству

2)Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству

Метапредметные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника.

Основное содержание темы, понятия и термины

Пьеса.

Пьеса «Три подружки» К. Б. Кабалевского.

Образовательные ресурсы

 

Интернет-источники.

Музыкальный материал

 

·         Пьеса «Три подружки» К. Б. Кабалевского.

·         Песня «Улыбка мамы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Методы и приемы

предполагаемые ответы

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

-         Здравствуйте, ребята, садитесь. Сядьте красиво, спинки выпрямите.

-         Начать урок я бы хотела с высказывания  поэта Михаила Плецковского.

-         Прочитайте.

 " С музыкой встретиться мы спешим скорей. С нею мир становится Лучше и добрей. ( М. Пляцковский)

-         Как вы понимаете эти слова?

 

 

 

-         Тогда скажите, нужна ли музыка человеку? А вам нужна?

-         Она необходима каждому человеку, именно поэтому давайте сегодня на уроке окунемся в музыкальный мир, узнаем много новых секретов музыки.

- Здравствуйте!

 

 

 

 

 

 

- То, что музыка позволяет людям быть добрее, лучше.

- Да

 

Приветствуют учителя и одноклассников

 

Организуют свое рабочее место

 

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

Актуализация знаний.

Выход на тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи.

-         Для того чтобы узнать новое, что нужно сделать?

-         Что музыка может выражать?

 

 

 

 

-         А именно какие? Приведите примеры.

-         Вы слушали пьесы, в которых композитор уже в названии определяет настроения, выраженные в музыке. Кто помнит названия и их композиторов?

-         Значит, какой вывод мы можем сделать?

-         Всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чем эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку.

 

-         А как вы считаете, способна ли музыка нарисовать портрет человека?

 

-         Итак, вам необходимо будет определить самостоятельно, прослушав музыкальное произведение,  в котором нужно будет определить, может ли музыка нарисовать портрет человека или всё же нет.

 

-         Но прежде чем прослушать, необходимо познакомиться с творчеством композитора нового произведения.

- Повторить пройденный материал.

- Разные настроения человека, его переживания, чувства.

- Нежность, веселье, грусть, тревогу и т.д.

- «Веселая. Грустная» Л. Бетховена/

 

 

 

- Затрудняются ответить.

Слушают учителя

 

Включаются в диалог

 

 Делают выводы

 

 

Называют тему урока

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение; владеют диалогической формой речи.

Метод музыкального обобщения

Этап открытия нового знания

1)Вступительное слово

- Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским и его музыкой для вас, детей.

 

- Ребята, рассмотрите внимательно на портрет Д.Б. Кабалевского, постарайтесь его запомнить. Вам представлен известный выдающийся русский композитор. Возможно любимый у кого-то из вас, кто слышал уже много его произведений.

 

- Что вы бы хотели узнать о Д.Б. Кабалевском?
- Чтобы все узнать о композиторе, вы должны поработать с текстом. У каждого на столах лежат карточки №1. В них текст. Ваша задача прочитать этот текст и во время чтения ставить пометки, значки. «V» - если вы уже это знаете, «+» - если это новое для вас, «-» - если ты думал иначе, по-другому.
Приём «Инсерт»
Карточка№1
Пометы: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе
Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге, а затем жил в Москве. Учиться музыке начал рано, но очень не любил играть упражнения. Он любил просто перебирать клавиши, вслушиваться в звуки, сочинять. Но без упражнений невозможно стать настоящим музыкантом, а тем более композитором. Поэтому он снова начинает  учиться музыке уже в 14 лет. Повзрослев Кабалевский сменил много профессий:  работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, исполнителем в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе. Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями. Его музыка для детей очень интересна. Она яркая, выразительная. Возможно, композитор писал её такой, чтобы маленькие музыканты играли её с радостью с увлечением.

 

- Кто хочет поделиться, что нового он узнал?

- А что было уже знакомо?

Промежуточная рефлексия.

- Ребята, сейчас посмотрим, кто внимательно слушал меня.

- Где родился Д.Б. Кабалевский?

- Чем он любил заниматься в детстве?

 

 

 

- Кем работал Дмитрий Борисович?

 

 

 

 

 

 


- Кому он посвящал свои муз.произведения?
- Какую музыку он писал?

 

- Хорошо. Молодцы! Запомните информацию о композиторе.

- На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами познакомимся с замечательным музыкальным произведением  Д. Б. Кабалевского.

- Как вы думаете, какое музыкальное представление мы с вами прослушаем?

- На самом деле, ребята, мы сегодня прослушаем с вами пьесу. Что такое пьеса?
Пьеса – это инструментальное произведение, часто небольшое по объему.

- В музыке пьесы есть 3 портрета. Теперь, сели, как внимательные слушатели, постарайтесь определить, какие три портреты скрываются в данном произведении? Какие же портреты хотел показать своей музыкой композитор?
- Мы услышим фрагменты из пьесы Д .Б. Кабалевского.
- Для начала, мы с вами прослушаем первый отрывок произведения и определим первый портрет.
Прослушивание отрывка первого образа «Плакса» из пьесы «Три подружки».

- Вот, ребята, мы с вами первый фрагмент произведения.

- Кто-то может назвать, какой портрет человека передан в этом фрагменте музыки? Какая музыка звучала?

 

 

 

- Какой ритм?
- Какой темп музыкального произведения?
- В каком ладу звучало произведение?
 - Образ какого человека можем отнести к этой музыке?
- Совершенно верно, здесь композитор показывает в своей музыке, девочку, которая плачет, горюет. Свой фрагмент, который мы сейчас прослушали, он прозвал «Плакса».

- Хорошо. Теперь, мы с вами прослушаем второй отрывок произведения и определим второй портрет человека.

Прослушивание отрывка второго образа «Резвушка» из пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки».


- Кто-то может назвать, что будет являться вторым портретом данного произведения?

 

- Какой ритм?

- Какой темп музыкального произведения?

- В каком ладу звучало произведение?

- Значит, образ какого человека можем отнести к этой музыке?
- Совершенно верно, здесь композитор показывает в своей музыке, девочку, которая резвится, скачет, радуется. Свой фрагмент, который мы сейчас прослушали, он прозвал «Резвушка».
- Что значит слово «резвушка»?
- А есть ли в классе,  кого можно назвать резвушкой?

 

- Хорошо. Теперь, мы с вами прослушаем  последний третий отрывок произведения и определим третий портрет.

Прослушивание отрывка третьего образа «Злюка» из пьесы Д. Б. Кабалевского «Три подружки».

-  Кто-то может назвать, что будет являться вторым образом данного произведения?
- Почему? Как вы догадались?

- Какой характер передан в музыке?

- Значит, образ какого человека можем отнести к этой музыке?
- Совершенно верно, здесь композитор показывает в своей музыке, девочку, которая злится, сердится, ни с кем не разговаривает. Свой фрагмент, который мы сейчас прослушали, он прозвал «Злюка».

- Вот, ребята, мы определили с вами три портрета(три подружки) пьесы  К. Б. Кабалевского (Плакса, Резвушка, Злюка).
- Какой вопрос стоял у нас в начале урока?

- Как вы считаете, после прослушивания данного произведения? (да, способна)
- Верно, прослушав первый фрагмент, про плаксу – мы сразу представили перед собой портрет плачущей, обиженной девочки, второй портрет(Резвушка) –радостную, задорную девочку и в третьем портрете(Злюка) – рассерженную, недовольную девочку.
- Мы услышали 3 фрагмента из пьесы «Три подружки» К. Б. Кабалевского. Сам композитор взял эти фрагменты и объединил в одно муз. произведение, которое назвал симфоническая картина «Три подружки». Как вы думаете почему?
- На самом деле, ребята, композитор захотел нарисовать 3 портрета девочек, но не с помощью изобразительных акварельных красок, как художник, а с помощью музыкальных красок симфонического оркестра, как композитор. Он дал возможность инструментам симфонического  оркестра выразить 3 ярких портрета, 3 подружки (Плакса, Резвушка, Злюка) . И это получилось, слушая музыку, мы можем представить и сами нарисовать эти портреты в тетради.
- Мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передаёт всхлипывания и взвизгивания капризули. В пьесе «Злюка» похожая мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов - жёстких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер!  Злюка ведь не может быть красивой, поэтому и музыка звучит так резко и некрасиво. Даже если у девочки-злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить.  Какая некрасивая злюка!

- Все эти портреты являются музыкальными портретами. Муз. портрет – это портрет характера человека. Характер музыки выражает характер человека. То есть музыка выражает характер человека.
Выход на тему и задачи урока.
-Итак, предположите какая же была тема нашего урока? (Появляется на доске. Может ли музыка нарисовать портрет человека?)
- А какие задачи мы с вами поставили? Что должны были выполнить сегодня на уроке?

-Сейчас мы с вами ещё раз прослушаем и просмотрим фрагмент мультфильма  из  пьесы К. Б. Кабалевского «Три подружки»».

Повторное прослушивание и просмотр фрагмента одноименного мультфильма из пьесы К. Б. Кабалевского «Три подружки».

Вывод по музыкальному произведению.

-С каким произведением познакомились?

- Что хотел автор донести до нас своим музыкальным произведением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В Петербурге.

- Он любил просто перебирать клавиши, вслушиваться в звуки, сочинять.

- Работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, исполнителем в кино, учителем в музыкальной школе.

- Детям.

- Яркую, интересную, выразительную.

 

 

 

 

- Опера, балет, пьеса и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Грустный человек, возможно он плачет, тоскливый, скучающий, лиричный, жалующийся и т.д

- Ровный.

- Где-то умеренный, где-то медленный.

- Мажор.

 

 

 

 

 

 

 



- Весёлая, радостная девочка, которая играет, бегает, прыгает.

- Неровный.
- То умеренный, то быстрый.

- В миноре.

 

 

 

 

- Весёлая, радостная, неугомонная, заводная девочка.

 

 

 

- Рассерженный мальчик, недовольный человек.

 

 



 

 

 

 

- Способна ли музыка рисовать портреты людей?



 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пьеса «Три подружки»

- Дмитрий Борисович Кабалевский.

Участвуют в диалоге

 

Узнают о жизни композитора

 

Определяют название музыки

 

Смотрят видеоролики

 

Анализируют звучание

 

Разучивают песню

 

 

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умеют анализировать.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других;  

Регулятивные: Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. 

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

 

 

Метод рассуждения

 

Метод

 наблюдения за музыкой

 

Метод создания обстановки эмоционального восприятия музыки

 

 

Наглядный и слуховой показ

 

Метод стилеразличения

 

Метод создания композиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап первичного закрепления знаний

- Сейчас мы прослушаем другое произведение - это песня. Слова и музыка: Ольги Осиповой

Называется песня «Улыбка мамы».

- Начнем мы разучивание песни с запева. Его слова на слайде.  Мы будем разучивать данный куплет, четко, ясно, чтоб не путаться.

- Прочитайте про себя первый куплет.
- Кто выразительно прочитает первый куплет?

1

Каждый день и каждый час
Мама очень любит нас,
Окружив заботой нас и лаской.
Детства лучик золотой,
Вспыхнув на небе звездой,
Доброту несет ее из сказки.

 

Припев:
Мама улыбнется - Солнце засмеется,
Разливая всюду яркий свет.
Мамина улыбка Оставляет в сердце
Самый добрый Светлый в жизни след.

 

2
Мама милая моя, Очень я люблю тебя!
Ты всегда со мною будешь рядом.
Поругаешь иногда, Скажешь добрые слова
И согреешь душу своим взглядом.

Припев.


- Теперь выучим четвёртый последний куплет. Прочитали про себя. Дружно проговорим слова 4 куплета.
- А теперь объединим первый, второй куплеты и припевы под музыку.

- Кто был самым внимательным и заметил, в чем же особенность нашей песни?

-Итак, начнем, встали красиво, дружно.
- Какие киты музыки даны в произведении?

-         Внимательно прочтите текст про себя ещё раз.

-         Что не получилось при пении?

 

4) Исполнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нечеткая дикция, кричали, а не пели, пели неслаженно.

Слушание музыкальных произведений

Регулятивные: Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя. 

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания:

 

Метод музыкального обобщения

 

 

Итог урока. Рефлексия.

1)       Итог урока

-         Что нового вы сегодня узнали?

-         Какое открытие для себя сделали?

-         Может ли музыка нарисовать портрет человека?

-         С каким музыкальным произведением познакомились?

-         Кто композитор данного музыкального произведения?

2)       Рефлексия

-         Рефлексия деятельности. Работа с сигнальными карточками

-         У вас на парте карточки 3 цветов? Зеленая, желтая, красная. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашей работе на уроке.

-         Поднимите те, у кого красная карточка? Почему тебе было не интересно, что именно ты не понял?

-         Поднимите те, у кого желтая карточка? Постарайся на след уроках работать активнее.

-         Поднимите те, у кого зеленая карточка? Молодцы, вы очень постарались!

-         Зеленая карточка. Урок был полезен для меня. Я активно работал на уроке и выполнял все задания. Мне было все понятно.

-         Желтая карточка. Урок был полезен для меня, но не работал активно.  Выполнял не все задания.

-         Красная карточка. Пользы от урока я не получил. Я не понимал, о чем идет речь. Не выполнял никакие задания.

3)       Домашнее задание

Нарисовать любой образ девочки из пьесы Д. Б. Кабалевского «Три подружки».

 

 

 

Подводят итог урока

 

Участвуют в диалоге

 

 

Оценивают собственный результат работы на уроке

Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса

 

 

Регулятивные: оценивают результат работы, осознают качество и уровень усвоения

 

Коммуникативные:

владеют диалогической формой речи.

 

Метод обобщения

 

Метод перспективы и ретроспективы

 


 

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени

Технологическая карта урока музыки

Технологическая карта урока музыки

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Этап открытия нового знания 1)Вступительное слово -

Этап открытия нового знания 1)Вступительное слово -

Кому он посвящал свои муз.произведения? -

Кому он посвящал свои муз.произведения? -

Кабалевского «Три подружки». -

Кабалевского «Три подружки». -

Он дал возможность инструментам симфонического оркестра выразить 3 ярких портрета, 3 подружки (Плакса,

Он дал возможность инструментам симфонического оркестра выразить 3 ярких портрета, 3 подружки (Плакса,

Детства лучик золотой, Вспыхнув на небе звездой,

Детства лучик золотой, Вспыхнув на небе звездой,

Поднимите те, у кого зеленая карточка?

Поднимите те, у кого зеленая карточка?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021