Конспект
Класс: 2 а
Тема:Земля имеет форму шара
Цель:сформировать представления о шарообразной форме Земли и привести доказательства.
Оборудование:презентация, учебник, доска.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: география
Личностные:Формироватьмотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Развивать желание познавать новое.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение в процессе определения темы и цели урока. на основе работы с материалом учебника;
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Выявлять сущность, особенности объектов;
На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: Развивать умение слушать и понимать других;
Оформлять свои мысли в устной форме;
Умение работать в паре.
Планируемые предметные результаты:
- познакомить учащихся с понятием «горизонт», краткой историей первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана;
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент Актуализация знаний
Постановка темы и цели урока
Открытие нового знания
|
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Диана Алексеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? («Природные часы, календарь и компас») - Что такое часы? Календарь? Компас? (Часы-прибор для измерения времени. Календарь-измеритель для времени, праздников и событий. Компас-прибор, используемый для определения сторон света). -Молодцы! - У вас на столах лежат кроссворды, объединяемся в пары, отвечаем на вопросы и записываем ответы, в итоге у вас должно получиться слово. - Какое «ключевое» слово у вас получилось? (Земля) -Совершенно верно! Ребята сегодня к нам в гости пришли Аня и Миша, они тоже учатся во втором классе, как и вы, и их заинтересовал такой вопрос «Какую форму имеет Земля?» и они никак не могут разобраться. Поможем им? (Да) -Посмотрите пожалуйста на слайд. Аня и Миша листая картинки в учебнике, увидели вот такие изображения и они думаю , что Земля выглядит именно так. Вы согласитесь с ними? (нет) Слайд. -Почему? (потому что Земля имеет форму шара) -Совершенно верно! И тема нашего сегодняшнего урока «Земля имеет форму шара» (распечатка на доске) - Какую мы поставим цель? (Доказать что Земля имеет форму шара) - Почему именно эти иллюстрации изображены? - На данных картинках изображено, как люди в древности представляли Землю. Слайд. Давным-давно люди были уверены, что Земля – плоский круг среди безграничного океана. В Индии считали, что Землю держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе. Слайд. Древние греки считали, что Земля – медный диск, который омываетсясо всех сторон океаном. Над Землей раскинулся небосвод, по которому Движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды океана. Слайд. Со временем люди стали много путешествовать, отправляясь в путешествие по суше и по морю на маленьких кораблях. - Откройте учебник на стр. 26, прочитайте текст самостоятельно до картинки и скажите мне что такое горизонт? -Ребят, а если мы будем находиться на открытом пространстве, местности, какую бы форму имел горизонт? (круглую форму) -Прочитайте текст после иллюстрации. - Как вы считаете, можно ли дойти до горизонта? Доказательство первое. ПОСТЕПЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ОБЬЕКТОВ НА МЕСТНОСТИ ИЗ-ЗА ГОРИЗОНТА. Повторим. Что такое горизонт? Горизонт - это граница между небом и землей. - Ребята, на основе чего мы можем утверждать, что Земля имеет форму шара? Смотрим
стр. 27. 1. Посмотрите на 1 изображение в кружочке? 2. Что наблюдатель увидел в подзорную трубу на 2 кружочке? 3. И в завершении, что наблюдатель увидел? - Посмотрите еще раз на все 3 картинки подумайте и скажите от чего зависит постепенное появление корабля на горизонте? - А теперь проверим , так ли это? (наглядный показ: глобус и корабль) -А если бы земля была плоская, как бы появлялся корабль? -Итак, какой вывод сделаем? (в: Ученые доказали, что постепенное появление корабля встречается только на поверхности имеющей форму шара) - смотрим на стр. 28, рассмотрите, подумайте и скажите мне какие части корабля видны наблюдателю на маяке? Наблюдателю на берегу? - Какому из наблюдателей будет видно большая часть кораблей? Наблюдателю на маяке или наблюдателю на берегу? -Почему? (чем выше находится человек, тем больше у него обзор, больше видит с высоты) - Совершенно верно! - Давайте приведем пример из жизни: Ребята, на каком этаже мы с вами находимся? (на 1), посмотрите в окно, что вы видите? (деревья, дорогу), а если мы поднимемся на 9 этаж что изменится? (мы можем больше увидим, верхушки деревьев, крыши домов). – Рассмотрим изображения внизу на стр. 28 - Какому наблюдателю дальше видно? Почему? -Все верно, и какой вывод мы с вами сделаем? (в: Чем выше человек находится, тем больше у него кругозор на местности) Доказательство второе.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ - стр. 29. Прочитайте текст и объясните, почему путешественники уплыли на запад, а вернулись домой с другой стороны? Слайд.Португальский путешественник Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая. Отправившись в кругосветное путешествие на запад, он вернулся домой с другой стороны, с востока. (наглядный показ на глобусе маршрут Магеллана). -Ребята, а если бы Земля была плоская, смог бы Магеллан совершить кругосветное путешествие? (нет, он бы вернулся назад) -Совершенно верно, и сделаем вывод. (в: что Земля имеет форму шара). - Мы убедились, когда увидели ведь маршрут Магеллана. ФИЗМИНУТКА Доказательство третье. ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ - Сейчас мы с вами проведем опыт и выявим третье доказательство шарообразности Земли. (наглядный показ с луной) Луна, солнце(фонарик), глобус (макет Земли) - Знаете ли вы , что такое лунное затмение? (да, это когда Луну становится не видно) - Знаете ли вы почему так происходит? (нет) - Мы сейчас проведем опыт, с помощью которого узнаем как происходит лунное затмение, а так же выясним каким образом лунное затмение подтверждает, то, что Земля имеет форму шара. - Представьте, что это Луна (на доске), в качестве солнца я буду использовать фонарик, а в качестве Земли будем использовать макет Земли – глобус. - Раз в несколько лет Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию, получается, что когда Солнце светит на Землю, а Земля больше Луны, то Земля перекрывает Луну, и Луну становится не видно – это и называется лунное затмение. -Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. Обратите внимание , какая тень от Земли? (круглая), значит какой мы можем сделать вывод? (в: Земля тоже шар, но еще больший чем Луна) Доказательство четвертое. ПОЛЕТ В КОСМОС Фото Ю. Гагарина и снимок из космоса. -Посмотрите пожалуйста на фотографии. Как вы думаете каким образом данные фотографии связаны с шарообразностью Земли? (Ю.Гагарин полетел в космос и увидел из иллюминатора, что Земля имеет форму шара) - Все верно, именно эти снимки являются доказательством о шарообразности Земли. - В каком году Ю.Гагарин совершил полет? (12 апреля 1961 года)
-КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ПЛАНЕТА ЗАМЕЕЛЯ? А ТЕПЕРЬ ВЫ МОЖЕТЕ ЭТО ДОКАЗАТЬ. ОЗВУЧЬТЕ 4 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ОБОБЩЕНИЕ. - Мы с вами сегодня хорошо поработали, помогли нашим героям Ане и Мише выяснить, что Земля имеет шарообразную форму. - Итак давайте вспомним что мы нового узнали на уроке? - Какую цель мы поставили в начале урока? (доказать, что Земля имеет форму шара) - Мы с вами добились цели? (да) -Каким образом? - Работали с учебником? (да) -Проводили опыты? (да) -Приводили доказательства? (да) - А какие доказательства о шарообразности Земли мы с вами узнали? (перечисляют) 1. ПОСТЕПЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ОБЬЕКТОВ НА МЕСТНОСТИ ИЗ-ЗА ГОРИЗОНТА 2.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 3.ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ 4.ПОЛЕТ В КОСМОС - Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Как вы сегодня поработали.
- Вы большие молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.
|
Приветствую учащихся
Задаю вопросы
Задаю задание, разгадать кроссворд
|
Приветствуют учителя
Отвечают на вопросы
Разгадывают кроссворд |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.