Конспект урока по окружающему миру: " Земля имеет форму шара"

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока по окружающему миру 2а класс Земля имеет форму шара.docx

Конспект

Класс: 2 а     

Тема:Земля имеет форму шара

Цель:сформировать представления о шарообразной форме Земли и привести доказательства.

Оборудование:презентация, учебник, доска.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: география

Личностные:Формироватьмотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Развивать желание познавать новое.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: Развивать умение высказывать своё предположение в процессе определения темы и цели урока. на основе работы с материалом учебника;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Выявлять сущность, особенности объектов;

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: Развивать умение слушать и понимать других;

 Оформлять свои мысли в устной форме;

Умение работать в паре.

Планируемые предметные результаты:

- познакомить учащихся с понятием «горизонт», краткой историей первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана;

-способствовать расширению кругозора учащихся.

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка темы и цели урока

 

 

 

 

Открытие нового знания

 

- Здравствуйте ребята! Меня зовут  Диана Алексеевна и сегодня я проведу у вас  урок  окружающего мира.

-Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?

(«Природные часы, календарь и компас»)

- Что такое часы? Календарь? Компас?

(Часы-прибор для измерения времени. Календарь-измеритель для времени, праздников и событий. Компас-прибор, используемый для определения сторон света).

-Молодцы!

- У вас на столах лежат кроссворды, объединяемся в пары, отвечаем на вопросы и записываем ответы, в итоге у вас должно получиться слово.

- Какое «ключевое» слово у вас получилось? (Земля)

-Совершенно верно! Ребята сегодня к нам в гости пришли Аня и Миша, они тоже учатся во втором классе, как и вы, и их заинтересовал такой вопрос «Какую форму имеет Земля?» и они никак не могут разобраться. Поможем им? (Да)

-Посмотрите пожалуйста на слайд. Аня и Миша листая картинки в учебнике, увидели вот такие изображения и они думаю , что Земля выглядит именно так. Вы согласитесь с ними? (нет)

Слайд.

-Почему?  (потому что Земля имеет форму шара)

-Совершенно верно! И тема нашего сегодняшнего урока «Земля имеет форму шара» (распечатка на доске)

- Какую мы поставим цель? (Доказать что Земля имеет форму шара)

- Почему именно эти иллюстрации изображены?

- На данных картинках изображено, как люди в древности представляли Землю.

Слайд. Давным-давно люди были  уверены, что Земля – плоский круг среди безграничного океана. В Индии считали, что  Землю держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе.

Слайд. Древние греки считали, что Земля – медный диск, который омываетсясо всех сторон океаном. Над Землей раскинулся небосвод, по которому Движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды океана.

Слайд. Со временем люди стали много путешествовать, отправляясь в путешествие  по суше и по морю на маленьких кораблях.

- Откройте учебник на стр. 26, прочитайте текст самостоятельно  до картинки и скажите мне что такое горизонт?

-Ребят, а если мы будем находиться на открытом пространстве, местности, какую бы форму имел горизонт? (круглую форму)

-Прочитайте текст после иллюстрации.

- Как вы считаете, можно ли дойти до горизонта?

Доказательство первое.  ПОСТЕПЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ОБЬЕКТОВ НА МЕСТНОСТИ ИЗ-ЗА ГОРИЗОНТА.

Повторим. Что такое горизонт?

Горизонт - это граница между небом и землей.

- Ребята, на основе чего мы можем утверждать, что Земля имеет форму шара?

Смотрим стр. 27.
– Что видит наблюдатель в подзорную трубу, встречая корабль?

1.      Посмотрите на 1 изображение в кружочке?

2.      Что наблюдатель увидел в подзорную трубу на 2 кружочке?

3.      И в завершении, что наблюдатель увидел?

- Посмотрите еще раз на все 3 картинки подумайте и скажите от чего зависит постепенное появление корабля на горизонте?

- А теперь проверим , так ли это? (наглядный показ: глобус и корабль)

-А если бы земля была плоская, как бы появлялся корабль?

-Итак, какой вывод сделаем?

(в: Ученые доказали, что постепенное появление корабля встречается только на поверхности имеющей форму шара)

- смотрим на стр. 28, рассмотрите, подумайте и скажите мне какие части корабля видны наблюдателю на маяке? Наблюдателю на берегу?

- Какому из наблюдателей будет видно большая часть кораблей? Наблюдателю на маяке или наблюдателю на берегу?

-Почему?

(чем выше находится человек, тем больше у него обзор, больше видит с высоты)

- Совершенно верно!

- Давайте приведем пример из жизни: Ребята, на каком этаже мы с вами находимся? (на 1), посмотрите в окно, что вы видите? (деревья, дорогу), а если мы поднимемся на 9 этаж что изменится? (мы можем больше увидим, верхушки деревьев, крыши домов).

– Рассмотрим изображения внизу на стр. 28

- Какому наблюдателю дальше видно? Почему?

 -Все верно, и какой вывод мы с вами сделаем?

(в: Чем выше человек находится, тем больше у него кругозор на местности)

Доказательство второе.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

- стр. 29. Прочитайте текст и объясните, почему путешественники уплыли на запад, а вернулись домой с другой стороны?

Слайд.Португальский путешественник  Фернан Магеллан

 совершил  кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля круглая.

Отправившись в кругосветное путешествие на запад, он вернулся домой с другой

стороны, с востока. (наглядный показ на глобусе маршрут Магеллана).

-Ребята, а если бы Земля была плоская, смог бы Магеллан совершить кругосветное путешествие? (нет, он бы вернулся назад)

-Совершенно верно, и сделаем вывод.

(в: что Земля имеет форму шара).

- Мы убедились, когда увидели ведь маршрут Магеллана.

ФИЗМИНУТКА

Доказательство третье.  ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ

- Сейчас мы с вами проведем опыт и выявим третье доказательство шарообразности Земли. (наглядный показ с луной)

Луна, солнце(фонарик), глобус (макет Земли)

- Знаете ли вы , что такое лунное затмение? (да, это когда Луну становится не видно)

- Знаете ли вы почему так происходит? (нет)

- Мы сейчас проведем опыт, с помощью которого узнаем как происходит лунное затмение, а так же выясним каким образом лунное затмение подтверждает, то, что  Земля имеет форму шара.

- Представьте, что это Луна (на доске), в качестве солнца я буду использовать фонарик, а в качестве Земли будем использовать макет  Земли – глобус.

- Раз в несколько лет Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию, получается, что когда Солнце светит на Землю, а Земля больше Луны, то Земля перекрывает Луну, и Луну становится не видно – это и называется лунное затмение.

-Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. Обратите внимание , какая тень от Земли? (круглая), значит какой мы можем сделать вывод?

(в: Земля тоже шар, но еще больший чем Луна)

Доказательство четвертое. ПОЛЕТ В КОСМОС

Фото Ю. Гагарина и снимок из космоса.

-Посмотрите пожалуйста на фотографии. Как вы думаете каким образом данные фотографии связаны с шарообразностью Земли?

(Ю.Гагарин полетел в космос и увидел из иллюминатора, что Земля имеет форму шара)

- Все верно, именно эти снимки являются доказательством о шарообразности Земли.

- В каком году Ю.Гагарин совершил полет? (12 апреля 1961 года)

 

-КАКУЮ ФОРМУ ИМЕЕТ ПЛАНЕТА ЗАМЕЕЛЯ? А ТЕПЕРЬ ВЫ МОЖЕТЕ ЭТО ДОКАЗАТЬ. ОЗВУЧЬТЕ 4 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ОБОБЩЕНИЕ.

- Мы с вами сегодня хорошо поработали, помогли нашим героям Ане и Мише выяснить, что Земля имеет шарообразную форму.

- Итак давайте вспомним что мы нового узнали на уроке?

- Какую цель мы поставили в начале урока? (доказать, что Земля имеет форму шара)

- Мы с вами добились цели? (да)

-Каким образом?

- Работали с учебником? (да)

-Проводили опыты? (да)

-Приводили доказательства? (да)

- А какие доказательства о шарообразности Земли мы с вами узнали? (перечисляют)

1. ПОСТЕПЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ОБЬЕКТОВ НА МЕСТНОСТИ ИЗ-ЗА ГОРИЗОНТА

2.КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

3.ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ

4.ПОЛЕТ В КОСМОС

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Как вы сегодня поработали.

 

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0677/00018d16-3cc13fec/640/img38.jpg

 

- Вы большие молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.

 

Приветствую учащихся

 

Задаю вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Задаю задание, разгадать кроссворд

 

 

 

Приветствуют учителя

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд