Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средня школа с. Борки
Конспект урока
«Какие бывают животные?»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СШ с. Борки
Котикова Е. Н.
Тема: Какие бывают животные?
Цель: расширить представления учащихся о животных.
Задачи:
· обобщить знания детей о животных, о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;
· закрепить знания детей о признаках животных разных групп;
· познакомить с группами: земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;
· развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить основные сведения;
· воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Для учащихся: учебник для 2 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова, таблицы, тексты для исследовательской работы, рабочие листы, иллюстративный материал.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания по теме: «Какие бывают растения?»
III. Сообщение темы цели урока.
Слайд 2. (смена загадок по щелчку)
- Разгадайте кроссворд.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
2. В птичник повадится
—Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса)
3. Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)
4. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)
5. Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких — красные ботики.
(Утка)
6. Прыгает пружинка —
Зеленая спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
7. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Олень)
- Какое слово открылось в выделенных клетках? (животные)
- Ребята, о ком мы будем говорить на уроке? (о животных)
- Сегодня мы будем говорить о животных и о том, какие они бывают.
IV. Работа по теме урока.
- В прошлом году мы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их. (насекомые, рыбы, птицы, звери)
Слайд 3.
- Посмотрите на фотографии животных. Назовите их.
- К какой группе относят этих животных? (насекомые)
- Назовите отличительные признаки насекомых. (шесть ног)
Слайд 4.
- Назовите группу изображенных животных. (рыбы)
- Чем рыбы отличаются от других животных? (живут в воде, тело покрыто чешуей)
- Какие рабы вам известны?
Слайд 5.
- К какой группе относятся животные на фотографиях?
(птицы)
- По каким признакам вы определили принадлежность этих животных к группе «Птицы»? (тело покрыто перьями)
- Какие из этих птиц вам известны?
- Какие птицы встречаются в нашей местности?
Слайд 6.
- Перечислите изображенных животных. Назовите группу, к которой они относятся. (звери)
- Какое еще название этой группы вам известно? (млекопитающие)
- Почему их так называют? В чем главное отличие зверей от других животных? (их тело покрыто шерстью, выкармливают детенышей молоком, четыре конечности)
Слайд 7.
- Перечислим еще раз известные группы животных. (насекомые, рыбы, птицы, звери)
V. Физминутка.
VI. Ознакомление с новым материалом.
Слайд 7 (по щелчку всплывают названия групп – земноводные, пресмыкающиеся)
- Прочитайте названия групп.
- Как вы думаете, почему они получили такое название?
- Как думаете, какие животные относятся к группе земноводные? А какие – к группе пресмыкающиеся?
-Какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?
(предположения детей записываю на доску)
- Итак, предположений много, но все ли они верны? Нам предстоит в ходе исследования подтвердить или опровергнуть ваши предположения.
Вопрос на доске: Каковы отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся ?
2. Исследование в малых группах.
Каждой группе предлагается:
· Тексты;
· Рабочие листы
· Иллюстративный материал
Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.
1 группа.
Происхождение земноводных.
- Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель - «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Рабочий лист.
2 группа.
Чем покрыто тело у земноводных?
- Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.
Рабочий лист.
1. Чем покрыто тело у земноводных?
2. Назовите представителей земноводных.
3. Почему лягушке надо смачивать кожу?
4. Какую роль играет кожа для лягушек?
3 группа. Пресмыкающиеся
- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.
Рабочий лист.
3. Обмен информацией о земноводных.
Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках земноводных. По ходу учитель демонстрирует слайды.
Слайд 8 (переход по щелчку).
- Кто относится к земноводным? (жабы, лягушки, тритон)
- Какие признаки присущи земноводным и только им, а какие присущи и другим животным?( земноводные как и рыбы могут жить в воде, мечут икру, хорошо плавают, но в отличии от рыб земноводные дышат не жабрами , а легкими. Поэтому они не могут находиться в воде постоянно. Вместо плавников у них 4 лапки с перепонками между пальцев. Их тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)
Слайд 9.
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, какие отличительные признаки присущи только земноводным? (тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)
- Следующая группа животных – пресмыкающиеся или, как их еще называют рептилии.
4. Организация информации о пресмыкающихся.
Представление информации группы детей.
Слайд 10 (переход по щелчку).
- Посмотрите, кто относится к этой группе? (черепахи, крокодилы, ящерицы, хамелеоны)
-Какие признаки присущи пресмыкающимся и только им, а какие присущи и другим животным? ( пресмыкающиеся несут яйца, но не высиживают их как птицы, могут жить в воде , на суше, под землей, 4 конечности, ползают, кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)
Слайд 11. (переход по гиперссылке)
- Что же отличает пресмыкающихся от других животных? (кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)
VII.Сообщения учащихся.
Подготовленные ученики коротко рассказывают о некоторых представителях группы.
Слайд 10 (переход назад по гиперссылке, смена фотографий рептилий по щелчку - змея)
Ученик 1.Температура тела у змеи зависит от температуры воздуха. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд. Яд — видоизмененная слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу. Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками, сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.
- К группе пресмыкающихся относятся ящерицы. Самые большие из них — вараны. Существуют безногие ящерицы. Самой удивительной ящерицей является хамелеон.
Слайд 10 (по щелчку фото - хамелеон )
Ученик 2. Это удивительная ящерица. Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперед. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
- И еще одна рептилия, о которой вам расскажут, это — крокодил.
Слайд 10 (по щелчку фото - крокодил)
Ученик 3. Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, и крокодилы набрасываются на них из воды. Могут поймать животное, которое переплывает реку. Лежат крокодилы тихо, из воды видны только глаза. Схватив жертву, крокодил уносит ее под воду и топит.
VIII. Закрепление изученного.
1. Самостоятельная работа учащихся (работа по учебнику, с.60)
Слайд 12.
- Заполните таблицу с помощью учебника. (Дети заполняют таблицу )
Название группы |
Отличительные признаки |
Насекомые |
|
Рыбы |
|
Птицы |
|
Звери |
|
Земноводные |
|
Пресмыкающиеся (рептилии) |
|
2. Проверка работы.
Слайд 13 (по щелчку появляются отличительные признаки групп)
3. Работа по тетради, с.42-44 (№1, 2, 3, 6, 7)
IX. Итог урока.
Слайд 14.
1. С какими новыми группами животных познакомились на уроке?
2. Какие отличительные особенности есть у этих групп?
3. Сколько групп животных занесено в таблицу? Назовите эти группы.
4. Назовите представителей этих групп.
5. Что вам понравилось и запомнилось на уроке больше всего?
X. Дом. задание. с.60-33 читать, знать отличительные признаки групп.
№4, №5, с.43; №8, с.45.
Литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.