Класс:2 Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей. Цель: показать, что и зимой жизнь животных полностью не замирает; обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей; прививать стремление помогать животным, пережить зиму.
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок Начинаем мы урок -Ребята, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и отличной работы на протяжении всего урока.
Проверка домашнего задания
-Ребята, какое время года сейчас? -Какой главный признак зимы?
Давайте повторим тему прошлого урока. Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы: ( листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, изморозь, прилет перелетных птиц, оттепель, гололедица).
-Ребята, как вы думаете, зима повлияла на живую природу?
-Как?
Сообщение новой темы
-Сегодня у нас с вами необычный урок. Не покидая нашего класса, мы отправимся... Куда?
Посмотрите и догадайтесь.
(слайд - «Зимний лес»)
-В зимний лес, на лесную поляну.
-Почему мы решили побывать в зимнем лесу?
-С кем мы там встретимся?
(слайд - «Животные»)
-Кто догадался, какая тема урока?
(слайд - «Зимняя жизнь птиц и зверей»)
С большим багажом знаний мы отправляемся в зимний лес.
-Кого можно увидеть в зимнем лесу?
(слайд - «Кто встретится в лесу?»)
-Как нужно вести себя в зимнем лесу?
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляют… (птицы)
(слайд - вопросы о птицах)
-Как называются птицы, которые живут у нас зимой?
-Каких зимующих птиц вы знаете?
(слайд – «Зимующие птицы»)
-Почему они не улетели в теплые края?
-Как они приспособились к зимним условиям?
-Что страшнее птицам голод или холод?
-Как мы можем помочь птицам пережить трудную зиму?
-Поднимите руки, у кого есть кормушки?
(слайд – «Покормите птиц», «Кормушки»)
-Какой корм вы кладете в свои кормушки?
-Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птица не погибнет от голода.
(слайд – стих-е о птицах со звуком, основной корм птиц)
Давайте сейчас отдохнем (музыкальная физкультминутка)
(слайд – «Зимний лес»)
Замело в лесу пригорки.
И овражки замело.
Ни души нет на полянке
Тихо. Холодно. Бело.
-Ребята, а кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (животным)
-Почему им так же трудно? (холодно, снег, трудно найти корм…)
О жизни зверей зимой мы узнаем из рассказов учеников, которые подготовили сообщения.
-О каком животном пойдет сейчас речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(слайд – «Белка»)
Сообщения ребят о животных:
Рассказ о белке.
-Какие еще животные делают запасы на зиму? (мыши, бобры, полевки,…)
(слайд – «Запасают корм»)
-Вот как выглядят следы белочки.
(слайд – «Следы белки»)
Отгадайте, к какому зверю мы отправимся теперь?
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(слайд – «Лиса»)
Рассказ о лисе.
-Ребята, говорят, лиса мышкует. Как вы понимаете это? (охотится на мышей)
Давайте посмотрим видео, как это происходит на самом деле.
(видео о лисе)
Вот как выглядят следы лисы на снегу.
(слайд – «Следы лисы»)
А вот еще один зверек – тоже сам себе добывает корм – ласка.
(слайд – «Ласка»)
Прочитайте в учебнике с.34.
-Что вы узнали об этом зверьке?
-А вот и другой зверек пробежал по снегу.
(слайд – «Следы зайца»)
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(слайд – «Заяц»)
-Какие еще животные ведут активный образ жизни и добывают себе корм зимой? (лоси, кабаны,.)
(слайд – «Питаются ветками, корой лось, кабан, заяц»)
Рассказ о лосе, о кабане.
(слайд –«Лось, кабан»)
-А это кто? (волк)
(слайд – «Волк»)
Его можно отнести к животным, которые сами себе добывают корм? (да)
-А чем он питается?
Рассказ о волке.
(слайд – «Питание волка и лисы»)
Игра «Угадай, кто, чем питается?» (на доске картинки с животными,)
шишка заяц
мышонок белка
веточка лиса
-Догадайтесь, чье это меню?
(Трава, муравьи, ягоды, орехи, кабан, лось, рыба, мед.)
(слайд – «Медведь»)
-Когда так питался медведь?
-А сейчас? (зимой медведь спит,поэтому ему корм не нужен)
Рассказ о медведе.
Обобщение
-Все ли звери одинаково приспособились к зиме?
-На какие три группы можно разделить этих животных?
делают запасы: впадают в спячку: ищут корм в природе:
Сейчас вы должны поработать в группах.
1 группа - подчеркните животных, которые делают запасы;
2 группа – впадают в спячку;
3 группа – ищут корм в природе:
1 2 3
делают запасы: впадают в спячку: ищут корм:
медведь, медведь, медведь,
белка, белка, белка,
лось, лось, лось,
заяц, заяц, заяц,
ёж, ёж, ёж,
кабан, кабан, кабан,
волк, волк, волк,
мышь, мышь, мышь,
барсук барсук барсук
Проверка групповой работы по слайду
А вы когда-нибудь пробовали писать стихи? Я вам предлагаю поиграть в поэтов. Начало каждой строчки стихотворения вам дано. Вы должны вместо точек поставить слова, чтобы получилось стихотворение, и оно должно соответствовать теме нашего урока.
(слайд со словами стихотворения)
Наступила …….(зима),
Пришли………(холода).
Голодно……..(зверятам),
Когда нас нет…..(рядом)!
-Прочитаем, какое стихотворение у вас получилось?
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу животным?
Зима – самое трудное время для лесных животных. Зимой холодно и голодно. Лесники помогают диким животным зимой. Они подкармливают зверей. Заготавливают ветки деревьев, сено. Ставят специальные кормушки для животных.
(слайд – «Егерь», «Кормушка»)
Итог урока:
Вот и закончилось наше путешествие.
-О каких животных мы говорили?
-Что нового вы открыли для себя на уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным?
Рефлексия
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
У вас на партах лежат снежинки. Если урок понравился, узнали много нового и интересного, то поднимите большую снежинку. Если на уроке было что-то непонятно, неинтересно, то поднимите маленькую снежинку.
Оценивание
Домашнее задание: сделать кормушку, уч. с. 32-35 читать,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.