МБОУ СОШ села Красная Горка Муниципального района Нуримановский район учитель начальных классов Сакаева Ирида Султангалеевна
ТЕМА: «Луг - природное сообщество». (4 класс)
ЦЕЛЬ: формировать представление о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, экран, листочки, презентация
ХОД УРОКА:
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
-У меня хорошее настроение, а у вас?
-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
2. ПОВТОРЕНИЕ
Проверка домашнего задания по теме «Почва» (на листочках)
Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов:
1.Выберите правильное определение почвы
я)верхний слой земли, где есть песок и глина;
е)верхний слой земли,где есть песок,глина,воздух, вода;
о) верхний плодородный слой земли.
2.Какая главная часть почвы?
т) перегной;
д) песок;
б) глина.
3.Что образуется из перегноя под действием микробов?
м) вода;
н) воздух;
л) соли.
4.Что используют растения для питания?
е) микробы;
и) соли;
ю) перегной.
5.Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?
ш) песок;
щ) глина;
ч) перегной.
6.Главное свойство почвы:
м) влажность;
н) плодородие;
л) сыпучесть.
7.К какой природе можно отнести почву?
а) к живой природе;
о) к неживой природе;
е) неживая и живая природа в почве соединяются
У того, кто правильно ответит на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».
3.СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием как ˗ природное сообщество. А какое сообщество, вы узнаете, отгадав загадки.
Ребята, как вы понимаете слово сообщество? От какого слова оно образовалось? (Сообща)
ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО – группа связанных между собой организмов, которые обитают в одной территории, влияют друг на друга и окружающую среду.
( Растение – жилище и еда для животных – опыляют цветы, ˗ распространяют плоды и семена.)
А сейчас отгадайте загадки. Сложив первые буквы отгадок, вы узнаете название природного сообщества.
1.В шубе летом, А зимой раздетый. (Лес)
2.Пестрая крякуша
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку.
Спотыкается. (Утка)
3.Ходит к речке смело. Он в наряде белом. У него на ножке Красные сапожки. (Гусь)
Какое же это слово? (Луг)
Мы узнаем, какие растения и животные обитают на лугах нашей местности, как они сосуществуют.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
-Что вы знаете о луге?
1 слайд
-Что такое луг?
2,3,4 слайды.
(стихотворение И. Суриков «На лугу» читает ученик)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
- С чем сравнивает поэт зеленый луг? (с чудным садом)
-Как описывает букеты луговых цветов? (красивые радужные букеты).
-Кто из вас бывал на лугу?
-Что особенно запомнилось?
-Какие растения там растут?
-Как их можно назвать одним словом? (травы)
-Почему они растут на открытом пространстве? (свет,тепло…)
Давайте поближе познакомимся с растениями на лугу.
(слайды о растениях)
4. На доске: ЛУГ-ЭТО НАСТОЯЩАЯ АПТЕКА.
-Как вы понимаете эти слова? (лекарственные растения)
ВИКТОРИНА
1)Какое луговое растение помогает при простуде? (ромашка)
СООБЩЕНИЕ О РОМАШКЕ (рассказывает ученик)
Русское название ромашка появилось в 18 веке. В русской медицине настой цветочных корзинок используют в виде настоя при гастритах, колите, при заболевании печени, почек, при простудных заболеваниях, нервной системе, при бессоннице. Ромашку лекарственную необходимо употреблять только по назначению врача.
(слайд)
2)Какое луговое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)
СООБЩЕНИЕ О ТЫСЯЧЕЛИСТНИКЕ (рассказывает ученик)
Это растение было известно ещё в древности как «раневая трава», которую употребляют при лечении ран и кровотечений. Издавна на Руси это растение использовалось в качестве кровоостанавливающего средства. Тысячелистник рекомендуется при общей слабости, при некоторых нервных заболеваниях.
3)Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)
( слайд)
СООБЩЕНИЕ О ЗВЕРОБОЕ (рассказывает ученик)
В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление .Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.
5. Богат луг разнообразием животных.
Какое животное могло бы о себе так сказать?
-Пою крыльями,слушаю ногами. (Кузнечик)
-Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)
-Черен,да не ворон,рогат, да не бык лечу-вою, сяду-землю рою.(Жук)
-Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)
-Я трижды меняю облик,когда рождаюсь,преждечем стать взрослой. (Бабочка)
- Спинка в веснушках,ах,как неловко,и покраснела…(Божья коровка)
-Осенью в щель забьюсь,авесной проснусь. (Муха)
-Как одним словом можно назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые)
( после каждого вопроса слайды с животными)
-Какие еще животные, кроме насекомых, обитают на лугу? (Птицы, грызуны, пресмыкающиеся…)
(слайды)
-Какую роль играют растения в жизни животных?(едой,убежищем, материалом-гнездо,местом для обитания…)
-Какую роль играют животные в жизни растений? (распространяют семена,опыляют растения,поедают вредных насекомых- божья коровка ...)
-Значит, как живут обитатели луга? (сообща)
-Может ли кто-нибудь уничтожить луг? (человек)
-Как?(своим неправильным поведением)
-Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу? (рвут цветы, ловят бабочек,разоряют гнезда…)
-Как мы можем охранять луг?
Стихотворение: Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить,а речкам течь,
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
6. ИТОГ УРОКА
-Какие живые существа встречаются на лугу?
-Как связаны между собой обитатели луга?
-Почему луг называют природным сообществом?(живут сообща)
-В чем видна приспособленность животных луга к условиям жизни на лугу? Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу.
-Как нужно охранять луг?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить памятку «Как вести себя на лугу».
К правилам поведения нарисовать условные знаки.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.