Конспект урока по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.8
docx
07.12.2022
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
конспект жизнь луга природное сообщ 4 кдасс.docx

Урок окружающего мира в 4 классе программа «Школа России».

Тема: «Жизнь луга».

Цель: 1. формирование представлений учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; определение взаимосвязи живых организмов  в природном сообществе – луг;

2.развитие познавательной  активности у  детей, интереса, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;  развитие творческих способностей, коммуникативных  навыков  в ходе групповой работы;

3.воспитание  любви  к природе, бережное отношение к родине;

Задачи: создать условия для развития УУД:

Предметных:

·        Определение  взаимосвязи живых организмов в природном сообществе – «луг».

Познавательных:

·        Организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся к  самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;

·        Организация работы по обобщению информации;

·        Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме;

·        Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Регулятивных:

·        Обучение учащихся выделению и осознанию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

·        Обучение учащихся планировать и контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

Коммуникативных:

·        Создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в группах, фронтальную работу;

Личностных:

·        Создание условий для проявления познавательной  инициативы в оказании помощи одноклассникам;

·        Формирование ценностных ориентиров в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·        Создание  условий для принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

Ожидаемые результаты: Ученик знает растения и животных луга, знает связь между растительным и животным миром луга, усвоил значение лугов для человека, понимает важность экологических проблем, связанных с данным сообществом, сформулировал правила поведения на лугу.

Оборудование:  ноутбук, экран, проектор, презентация «Животные луга», аудиозапись, карточки, кроссворды, тексты, конверты с заданием, смайлики, учебник, тетрадь на печатной основе, атлас «От земли до неба», словари.

Ход урока

I.             Орг. момент. Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. На урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их.  Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость. Улыбнитесь друг другу , мысленно пожелайте друг другу удачи. Присаживайтесь.

II.Мотивация к учению.

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, с которыми столкнётся на уроке. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает  с хорошим настроением. У вас на столах лежат «тучка» и «солнышко». Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.    Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

   Снова пришёл долгожданный миг-

    Нам пора в дорогу.

    Он зовёт нас в загадочный мир.

          Таинственный мир природы.

III.Проверка домашнего задания       

1. - Посмотрите на слайд        Слайд: 1        

- Что Вы видете? (Лес)

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?  (На прошлом уроке мы изучали «Жизнь леса») Слайд:

- Что такое лес? ( Лес- это целый мир. В нём обитают множество животных и растений, жизнь которых тесно взаимосвязана)

- Как учёные называют лес? Слайд:      (Лес- природное сообщество).

 -Что такое природное сообщество? (Природное сообщество-это когда животные и растения живут сообща. Жизнь растений зависит от жизни животных, а жизнь животных зависит от жизни растений.)

 

Поиграем в игру «Да», «Нет».В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак « +», не согласны- знак «-» (Работа по карточкам)

 

 

 

                                 Утверждение

  Знак согласия/несогласия           

1

Самый верхний ярус леса образован деревьями.

+

2

Средний ярус – это мхи и лишайники

-

3

В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ:

 дуб  гусеница       птица          микробы.

-

4

На дереве обитают кроты и землеройки.

 

-

5

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие    животные.

+

6

Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.

 

-

7

Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

 

-

8

Все животные леса делятся на 4-е группы по типу питания

+

9

Бурый медведь – хищник.

 

-

10

Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

-

 

 

                   Итог: (Ответы: + - - - + - - + - -)

Оцените себя раскрасьте бабочку  Слайд

Жёлтая – ответили всё правильно, зелёная- допустили ошибки 1-2 ошибки, красная -3ошибки и более.

2.На доске размещены карточки: мхи и лишайники, деревья, кустарники, травы

Подумайте, какое задание я могу вам предложить с этими словами? (Задача:  распределить карточки согласно ярусному произрастанию леса).

Проверка: Слайд:

IV.Актуализация знаний.

Нашу зелёную планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существует крепкая дружба. Сегодня на уроке  нам предстоит открыть новые тайны зелёных жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.

  По ковру идём с тобой,
  Его никто не ткал.
  Он разостлался сам собой,
   Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг)       Слайд 

V.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

1.       Введение в тему.                      

Послушайте  стихотворение И. Сурикова

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да  по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

-В какое царство мы попали (В царство луга)

- Назовите  тему нашего урока.  (Жизнь луга).Слайд

Задание: Разгадайте ребус, сформулируйте тему урока с точки зрения учёного.  (Дети формулируют тему).

Слайд:

Слайд:       (Тема:  луг-природное сообщество.)            

- Чтобы работа была наша плодотворной, давайте определим дальнейшие задачи урока.

(Дети формулируют задачи  урока).

задачи:   - Соедините карточки с вопросами .

-выяснить,…. что такое луг

-что…… растёт на лугу

-кто……. живёт на лугу

-как……. человек использует луга   

- На какой ещё главный вопрос нам предстоит ответить?

- Попытайтесь из названия темы урока сформулировать  вопрос на который нам предстоит ответить в конце урока.

(Доказать, что луг это природное сообщество).

VI. Открытие нового знания

1.     Работа в парах. Работа со словарём

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию на с.170 учебника. Опишите луг по иллюстрации.

Что же такое луг ? Уточняем  понятие  (1 пара попробуйте самостоятельно  догадаться, что такое луг и дать  определение; 2 пара прочитайте, что такое луг по толковому словарю Ожегова и прочитайте;  по словарю Даля).

  

   Словарь:

  Луг.  Участок, покрытый травянистой растительностью.    (Словарь Ожегова)

  Луг. Травная земля, покос, пастбище;  (по словарю Даля)    

 

Чем отличается луг от леса?  (Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).

 

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет, тепло, поэтому растут на открытой местности, растут ярусами.

Физкультминутка

«Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

Прыг-скок. Прыг-скок.

Сели, травушки поели,

Тишину послушали.

Тише – тише, высоко

Прыгай на ногах легко!

 VII.   Продолжение работы по теме урока

    2.   -Продолжаем нашу работу по теме урока.

- Послушайте  стихотворение. Постарайтесь запомнить названия растений.

·        На лугу растёт ромашка,

·        Лютик едкий, Клевер кашка!

·        Что ещё?  гвоздика, смолка.

·        Колокольчик, хвощ как ёлка.

·        А ещё? Кошачьи  лапки.

·        Одуванчиковы шапки,

·        Подорожник, васильки,

·        Грамофончики – вьюнки,

·        Ещё много разных травок,

·        У тропинок, у канавок,

·        И красивых, и пушистых

·        Разноцветных и душистых (Г.Лагздынь)

 - Какие растения растут на лугу? (Кто назовет больше?)

-Что объединяет все эти растения? (Луговые растения)

Луговые растения бывают цветковые Слайд:         , злаковые СЛАЙД:

Луговые растения бывают так же лекарственные Слайд:      , ядовитые. СЛАЙД

-Я предлагаю вам поближе познакомиться с некоторыми растениями, послушаем ваши сообщения.

(Дети рассказывают  сообщения о растениях)

ЗАСТАВКА

-Молодцы, ребята! Мы рассмотрели растения луга.

-А что ещё растёт на лугу вы мне скажите, отгадав загадку.

Я на горке и под горкой

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят  ( Грибы, луговые грибы) . СЛАЙД:

- Назовите грибы, которые изображены на иллюстрациях.

- Опёнок луговой, дождевики, шампиньон.

 -Какой вывод можем сделать о растениях луга? (ответы детей)

 СЛАЙД:         читают вывод:

      На лугу растут травы,  цветы.

      На лугу растут грибы.

      Растут на открытой местности.

      Любят свет и тепло.

3. Знакомство с животными луга.

1.-А каким вы представляете животный мир луга?

- Каких животных луга вы знаете?

- Представьте летний луг, прислушайтесь.(Звучит запись голосов животных луга) СЛАЙД

-Кого вы услышали? (Жужжание пчёл, пение птиц, стрекотание кузнечиков)

-Богат луг разнообразием животных, насекомых, птиц.

2.Игра “Узнай меня”.

- Какое животное могло бы о себе так сказать?

- Назовите животное со Слайда:            ( по щелчку переключаю на каждое насекомое)

 - “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. (Кузнечик)

  - Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю.   (Пчела)

   -Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем  стать взрослой. (Бабочка)

 -  Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба.  (Шмель)

*Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (Цветочная муха)

-Каждое насекомое имеет свой окрас. Так им легче маскироваться от своих обидчиков.

-Есть на лугу интересные животные- санитары: жук- навозник и жук – могильщик. СЛАЙД:

Жук – навозник питается навозом. Роет в земле глубокие норки, в которых заготавливает навоз для своих личинок.

Жук – могильщик заползает под мёртвую добычу и  закапывает её, которой питаются личинки могильщиков. Из семейства жуков-могильщиков в РФ обитает более 20 видов. Самый крупный из них - жук чёрный могильщик длиной до 30 мм. Обычно он встречается на юге нашей страны.

3. Работа по учебнику стр. 171

- Откройте учебники стр. 71, прочитайте 3 абзац.

-Каких животных и птиц можно ещё встретить на лугу?

- Можно встретить таких жителей как: СЛАЙД:            , луговых птиц СЛАЙД:

-Какой вывод о животных луга можно сделать?

СЛАЙД:               Вывод:

Животный мир разнообразен.

На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.

 

VIII. Включение в систему знаний,  повторение.

1. Работа в рабочих тетрадях.стр. 71-72(индивидуально), по карточкам

Задание №4  (Мусякаев П.), задание №5 (Орзаев Руслан)

Карточки цепь питания.  (Варя, Камилла)

Я предлагаю составить цепь питания, характерную для луга.

Задание: вставьте правильное слово в пищевую цепочку.

Слова для справок:    КОРОСТЕЛЬ,  БАБОЧКА,  РАСТЕНИЯ

НЕКТАР ЦВЕТОВ------------ (БАБОЧКА)--------------ПЕРЕПЕЛ

МЯТЛИК --------------КОБЫЛКА --------------(КОРОСТЕЛЬ)

(РАСТЕНИЕ)________КУЗНЕЧИК ___________ЯЩЕРИЦА

Проверка учителем. Самооценка.

Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу, и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. ---     - Как живут обитатели луга?

- Они живут сообща.

- Ребята, а если обитатели луга живут сообща, как можно назвать луг?

 Луг -природное сообщество. Слайд 

VIII. Значение луга для человека.

 -Какое же значение имеет луг для человека?

- Луг является местом отдыха для людей, местом, где пасётся скот, местом заготовки корма для скота.  Луга украшают родной край.

-Послушайте стихотворение .Чтение стихотворения (Варя)

- О чём важном говорится в стихотворении? (Ответы детей)

-Используя экологические знаки сформулируйте правила, что нельзя делать на лугу, в природе.

-Ребята проговаривают правила в природе

СЛАЙД:

IX.            Рефлексия. Оценивание.

- О чём говорили на уроке?

- Какие задачи ставили? Достигли ли эти задачи цели, успеха?

-Какие животные встречаются на лугу? 

-Какие растения?

Почему луг – это природное сообщество?

Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.

Слайд:

Дополните предложение «Теперь я знаю, что…….

Оцените, как вы усвоили материал урока   на карточках.

 

-Если было всё интересно, легко на уроке, вы во всём разобрались, прикрепите на нашу полянку жёлтую бабочку бабочку.

- Если иногда были трудности, затруднения, то  зелёную бабочку.

- Если не разобрались в теме, нужна помощь, то красную бабочку.

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке.

-Посмотрите, какая замечательная поляна у нас получилась!

I.                  Домашнее задание (дифференцированное) :

-Подготовить сообщение о животных луга занесённых в Красную книгу.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Составить кроссворд «Жизнь луга»

В заключении предлагаю послушать фрагмент из балета «Щелкунчик» Чайковского «Вальс цветов»

 


Домашнее задание (дифференцированное) :

 

-Подготовить сообщение о животных луга занесённых в Красную книгу.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Составить кроссворд «Жизнь луга»

 

 

 

 

 

Домашнее задание (дифференцированное) :

 

-Подготовить сообщение о животных луга занесённых в Красную книгу.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Составить кроссворд «Жизнь луга»

 

 

 

 

 

Домашнее задание (дифференцированное) :

 

-Подготовить сообщение о животных луга занесённых в Красную книгу.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Составить кроссворд «Жизнь луга»

 

 

 

 

 

Домашнее задание (дифференцированное) :

-Подготовить сообщение о животных луга занесённых в Красную книгу.

-Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.

-Составить кроссворд «Жизнь луга»

 

КАРТОЧКА

 

Задание: вставьте правильное слово в пищевую цепочку.

Слова для справок:    КОРОСТЕЛЬ,  БАБОЧКА,  РАСТЕНИЯ

НЕКТАР ЦВЕТОВ------------ (…………………..)--------------ПЕРЕПЕЛ

МЯТЛИК --------------КОБЫЛКА --------------(……………………….)

(…………………………)________КУЗНЕЧИК ___________ЯЩЕРИЦА

 

 

КАРТОЧКА

 

Задание: вставьте правильное слово в пищевую цепочку.

Слова для справок:    КОРОСТЕЛЬ,  БАБОЧКА,  РАСТЕНИЯ

НЕКТАР ЦВЕТОВ------------ (…………………..)--------------ПЕРЕПЕЛ

МЯТЛИК --------------КОБЫЛКА --------------(……………………….)

(…………………………)________КУЗНЕЧИК ___________ЯЩЕРИЦА

 


 

Урок окружающего мира в 4 классе программа «Школа

Урок окружающего мира в 4 классе программа «Школа

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Животные луга», аудиозапись, карточки, кроссворды, тексты, конверты с заданием, смайлики, учебник, тетрадь на печатной основе, атлас «От земли до неба»,…

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Животные луга», аудиозапись, карточки, кроссворды, тексты, конверты с заданием, смайлики, учебник, тетрадь на печатной основе, атлас «От земли до неба»,…

Утверждение Знак согласия/несогласия 1

Утверждение Знак согласия/несогласия 1

По ковру идём с тобой, Его никто не ткал

По ковру идём с тобой, Его никто не ткал

На какой ещё главный вопрос нам предстоит ответить? -

На какой ещё главный вопрос нам предстоит ответить? -

Колокольчик, хвощ как ёлка. ·

Колокольчик, хвощ как ёлка. ·

Каких животных луга вы знаете? -

Каких животных луга вы знаете? -

Карточки цепь питания. (Варя,

Карточки цепь питания. (Варя,

Почему луг – это природное сообщество?

Почему луг – это природное сообщество?

Домашнее задание (дифференцированное) : -

Домашнее задание (дифференцированное) : -

КАРТОЧКА Задание : вставьте правильное слово в пищевую цепочку

КАРТОЧКА Задание : вставьте правильное слово в пищевую цепочку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022