Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Береги природу, человек!».
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1-А.
Тип урока: комбинированный урок
Цель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; создать условия для выведения правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.
Задачи:
Образовательные:
· формировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;
· формировать представление о взаимодействии человека и природы
Развивающие:
· развивать познавательную активность;
· формировать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные умения;
· умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме;
Воспитательные:
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи;
· воспитывать желание охранять природу.
Предметные УУД:
ü определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека;
ü формулировать правила поведения в природе.
Личностные:
ü осознавать себя жителями планеты Земля;
ü испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.
Метапредметные:
ü формировать интерес к учению;
ü понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
ü получать информацию из текста, выделять существенное.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Формируемые УУД |
Организационный момент
|
Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает учеников на урок. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Александровна, сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Слушают внимательно.
|
Презентация слайд 1. |
Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний |
Учитель подводит детей к теме урока, прочитав стихотворение. Сегодня у нас очень важный и интересный урок. О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы догадаетесь сами, послушайте стихотворение. Берегите Землю. Берегите. Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. О чём говорится в стихотворении? (о бережном отношении к природе). |
Учащиеся слушают и думают над названием темы урока.
Слушают стихотворение и думают.
|
Презентация слайд 1.
|
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
|
Постановка цели урока |
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос «Какие дети поступают правильно?». Вы видите картинки. Они пронумерованы. Назовите номера картинок, на которых дети поступают правильно (правильные ответы: №1, №3, №4; после каждого правильного ответа открывается предложение «Береги природу, человек!») Молодцы! Тема урока открыта. Ребята, а что же такое природа? (природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). Откройте страницу 94 в учебнике и скажите, что природа даёт человеку? Роль природы в жизни человека велика. Человек всегда взаимодействовал с природой. Природа является источником сырья для различных отраслей промышленности, строительного материала, пищи. Природа – источник вдохновения художников, поэтов, писателей. А ещё – это место отдыха людей. Какое влияние может оказывать на природу человек? (человек влияет на животных, на растения, на почву, на лес, на воду, на воздух). В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы.
Как вы думаете, а все ли люди небрежно относятся к природе? Природа отдаёт человеку много своих богатств, а как человек может помочь природе?
Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники. Что такое заповедник? Один из таких – Беловежская пуща. Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров – гордость заповедника. Из крупных травоядных животных здесь встречаются благородный олень, дикий кабан, косуля и лось, из хищников обитают волк, лисица, рысь, барсук, куница лесная, выдра.
Сейчас люди всего мира понимают, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу. Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги? Давайте прочитаем призыв Красной книги. А сейчас мы пролистаем некоторые страницы из Красной книги (учитель с учениками читает информацию о животных и растениях, занесённых в Красную книгу – лотос, венерин башмачок, женьшень, белый журавль, зубр, орёл-беркут). Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где–то есть замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут. |
Отвечают на вопросы учителя. Презентация слайд 2.
Презентация слайд 3. Отвечают на вопросы. Беседуют с учителем.
Презентация слайд 4. Дети отвечают на вопрос, используя картинки в учебнике.
Презентация слайд 5.
Учащиеся отвечают на вопрос, рассуждают и беседуют.
Презентация слайд 6.
Ученики думают, отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы.
Презентация слайд 7.
Презентация слайд 8.
Презентация слайд 9.
Презентация слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15. |
|
Личностные: 1) - мотивация к изучению нового учебного материала; - развивать эколого-этическую деятельность; - выражать положительное отношение к процессу познания.
Познавательные: - извлечение информации из опыта детей; - читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Метапредметные: - выделять существенную информацию, объяснять свою позицию.
|
Физминутка |
Ребята мы хорошо потрудились и немного устали, давайте встанем из-за парт и проведет физминутку. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сели тоже покажем – Крылья сложили назад. |
Встают из-за парт и смотрят, что показывает учитель и повторяют за ним. Презентация слайд 16.
|
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.
|
Изучение нового материала
|
Итак, мы с вами немного отдохнули, а теперь скажите, вы знаете правила поведения в лесу, у реки или на лугу? Молодцы, нужно придерживаться правил поведения, чтобы сохранить всю красоту и чистоту нашей природы. А теперь посмотрите на слайд, сейчас будут появляться знаки, обозначающие правила поведения на природе, а вы попробуете объяснить, что они означают.
Молодцы! Ребята, а вы тоже можете оказать посильную помощь природе. Какую? Откройте страницу 30 в рабочей тетради и определите, на каких картинках дети помогают природе. Будьте внимательными. Закрась кружок зелёным цветом там, где дети действительно любят и берегут природу. Давайте проверим, следите за появлением кружков на слайде и проверяйте по тетради.
А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Посмотрите на слайд. Я буду загадывать загадки, а вы постараетесь их отгадать. Как только будет отгадана загадка, в клеточке появится слово. Если всё будет сделано верно, у нас получится ключевое слово. 1. Из ветвей плотины строят, зубы словно топоры. Это трудятся … (бобры) 2. Дерево спокойное, высокое да хвойное, лапы вразлёт – зеленеет круглый год (сосна). 3. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. Хоть я не молоток – по дереву стучу: в нём каждый уголок обследовать хочу (дятел). 4. Зверя нет в лесу хитрее, шубы нет в лесу рыжее. (лиса) 5. Нам запах свежести лесной приносит позднею весной цветок душистый нежный из кисти белоснежной. (ландыш) 6. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи) |
Учащиеся рассказывают правила поведения, которые знают и которыми пользуются.
Презентация слайд 17. (не рвать цветы и растения) Презентация слайд 18. (не затаптывать животных и растения) Презентация слайд 19. (не воровать яйца из гнёзд птиц) Презентация слайд 20. (не ломать ветки деревьев и кустарников) Презентация слайд 21. (не ловить бабочек и насекомых) Презентация слайд 22. (не трогать и не мучить животных).
Презентация слайд 23. Рабочая тетрадь: с. 30. Учащиеся работают в тетради.
Презентация слайд 24. Учащиеся слушают учителя, выполняют указания, разгадывают кроссворд, отгадывают загадки.
|
|
Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.
Метапредметные: - наблюдать, анализировать.
Регулятивные: - обеспечивать способность регулировать свою деятельность; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
|
Обобщение и систематизация полученных знаний |
Какое же ключевое слово мы с вами угадали? РОДИНА. Известный писатель М.М. Пришвин писал: «Рыбе нужна вода – будем охранять наши водоёмы. Птице нужен воздух – будем беречь воздух. Зверю нужны лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» |
Беседуют с учителем, слушают учителя.
|
|
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; Коммуникативные: - возможность научиться сотрудничать. |
Подведение итогов. |
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. На нашем шаре на земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море синий кит – Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса, Останутся лишь в книжке. Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
|
Слушают учителя.
Презентация слайд 25. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.