Разработка урока
окружающего мира во 2 классе
Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.
Цель: формировать навыки культуры общения и поведения:
взаимоотношения с окружающими людьми.
Задачи.
- Учить соблюдать правила вежливости при общении со
сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия,
просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием
«культура поведения».
- Развивать речь, внимание, мышление, творческие
способности, умение наблюдать , делать выводы
- Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам,
прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к
окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся
использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;
обсуждать вопрос о культуре поведения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт.
Плешаков А.А., толковые словари разных авторов., проектор, экран, ноутбук;
набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах,
фигурки: солнца, тучки, молнии.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
УУД
|
Мотивация к деятельности
|
-Доброе утро дорогие гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими
улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко
садитесь. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе
царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание!
Вы готовы? Начинаем!
|
Регулятивные
Коммуникативные
|
Актуализация знаний
|
Повторение правил поведения в школе:
-Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы
сейчас
изучаем?(Общение) –Что
такое общение? (Взаимные отношения) -Где мы общаемся?(В
школе, дома, на улице, в транспорте) -На
прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в транспорте и в театре.
Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным?
(Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)
-На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения
в театре ,транспорте. Прокомментируйте
их.
|
Личностные
Коммуникативные
|
Целеполагание и мотивация
|
-- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких
правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. За
что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
То же к доброму чему-нибудь. –
Какова тема нашего урока? (Правила
вежливости).
Слайд 1 -
Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться
сегодня? (Научиться пользоваться правилами вежливости с.52 учебник ) -А
ещё вы познакомитесь с понятием «культура
поведения».
|
Регулятивные
Коммуникативные
|
«Открытие» нового
знания
|
1.Беседа
- Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый
человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова
обозначают?
- Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот
вопрос.
- Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или
интернет). – Заглянём в толковый
словарь. Найдите слово «вежливость» или « вежливый» .
Прочитайте. ( один ученик читает из
словаря). –Вежливость
– это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение
к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с
окружающими.
Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слайд
2. -
А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание
на экран. - До 6-го века в русском языке
широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ»
------------ знаток. «ВЕЖЕ»
------------- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это
человек, который знает, как вести себя в той или иной
ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в
«вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –
Подберите антоним к слову «вежливость».
(Невежество)
– Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так
думаете? – В обиходе вежливого человека всегда
присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».СЛАЙД
3. С помощью этих слов можно
даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение
духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова.
Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых
детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из
вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и
старайтесь не повторяться-
----------------------------------------------------------------
Работа в группах. –
Ребята, теперь вы
вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в
определённой ситуации. В каких случаях мы используем эти слова? Слайд
4. Сейчас я предлагаю вам поработать
в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми
словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от
использования их в речи. (Формы
приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый
вечер. Формы пожеланий: будьте
здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго
пути. Формы прощания:
до свидания, до скорой встречи,
прощайте.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу
вас. Формы
благодарности: благодарю , спасибо, Формы извинения:
простите , извините.) Прикрепить слова на доску. Слайды
5,6,7,8,9
|
Познавательные
|
Создание проблемы
Первичное закрепление
|
-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова
можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими
пользоваться).
–Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в
парах.: Рассмотрите рисунки на с. 52. Придумайте и разыграйте диалог
между героями картинки
После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они
анализируются детьми.
|
Коммуникативные
Личностные
|
Физкульт-
минутка
|
Слайд 10. Игра.»Будь внимательный».Встаньте пож.,
поднимите правую руку, поднимите лев. Руку пож., погладь соседа пож.,
опусти руку, присядь, поверните голову пожал, посмотри на свои руки, руки
на пояс, похлопай пож,.
|
|
Включение в систему знаний и
повторений
|
-Ребята, вот какой разговор состоялся по телефону между Попугаем и псом
Рыжиком. Его вы найдёте на с. 53 учебника. Слайд 11. Попробуйте
объяснить героям, как нужно разговаривать по телефону. Слайд 12.Придумайте
такой диалог между ними, который был бы вежливым и понятным. Слайд
13. (диалог детей)
--------------------------------------------------------------
- Ребята, некоторые невежи считают вежливые
поступки воспитанных людей странными. Давайте послушаем рассказ Сережи и
Нади «Волшебные поступки», который нам подготовили наши ученики. (
Разговор учеников)
-Ребята, а как вы считаете поступки, которые совершает папа детей,
странные или вежливые? –А какие вежливые поступки совершали вы?
Вежливые слова и вежливые поступки
– культура поведения. Культура поведения украшает человека,
помогает людям общаться друг с
другом. -
А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации, и вы
расскажите, а как бы поступили вы… Викторина «Еже ли ВЫ вежливы…» Презентация.
Слайды 14
|
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
|
|
-Ребята, думаю вас теперь можно
назвать знатоками культуры
поведения.
–Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах
вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Предлагаю создать свою памятку
под названием «Правила вежливости». Слайд 15.
|
Регулятивные
Коммуникативные
|
Рефлексия
|
-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы
уверены, что будете следовать нашим правилам – солнышко, если
постараетесь, но не уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите
быть вежливым человеком
–молнию.
|
Регулятивные
|
Домашнее
задание
Подведение итогов
|
-Домашнее задание. Создать словарик «волшебных слов».А самое
главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения
Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста»,
Здравствуйте»- Щедро
дарите!
Дарите
прохожим,
Друзьям и знакомым. В
троллейбусе, в
парке, В
школе и
дома.
Слова эти очень и очень важны. Они
человеку как воздух нужны. Без
них невозможно на свете прожить. Слова эти
надо с улыбкой дарить. -Ребята, я
вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу,
доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую
работу. Урок окончен.
|
Личностные
|
|