Конспект урока по окружающему миру
2 класса УМК «Школа России»
Учителя начальных классов
Козиной В.А.
Тема: «Что такое погода»
Цели урока:
1. Дать общее представление о погоде и том, из чего она складывается.
2. Создать условия для развития УУД.
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
- Познавательные УУД: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.
3. Способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Ожидаемые результаты:
- Предметные:
· знать что такое погода;
· знать, из чего складывается погода;
· знать, как предсказывают погоду;
· использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
· обогащение словарного запаса.
- Метапредметные:
· уметь получать информацию из практической деятельности;
· быть толерантным к мнению одноклассников;
· уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: изображение госпожи Погоды, презентация, опорная схема «Из чего складывается погода», схема «Круговорот воды в природе», модель термометра, вопросы в конверте от госпожи Погоды, бланки для ответов на кроссворд (для работы в паре и демонстрационный), карточки для рефлексии.
Используемые ресурсы: учебник «Окружающий мир», 2 класс. А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2012; интернет.
План урока:
I. Организационный момент (1 мин)
II. Проверка домашнего задания (7 мин)
III. Оповещение темы и целей урока (1 мин)
IV. Новый материал (19 мин)
V. Физкультминутка (3 мин)
VI. Закрепление (9 мин)
VII. Итог урока (4 мин)
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
I. Организационный момент
- Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
– Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мы начинаем урок окружающего мира.
II. Проверка домашнего задания
-Давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлых уроках. (Явления природы и учились измерять температуру с помощью термометра.)
-Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание. Расскажите мне и классу, какие сезонные явления происходят в природе. (опрос двух учеников)
-А теперь … расскажет нам, что такое термометр и как им пользоваться. (показ модели термометра)
III. Оповещение темы и целей урока
- Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришла гостья - госпожа Погода. (изображение госпожи Погоды) Она хочет проверить, насколько хорошо вы её знаете. У меня есть вопросы, которые она мне передала, давайте попробуем ответить на них. (вопросы в конверте)
IV. Новый материал
- Что означает моё имя? (Состояние атмосферы в данный момент.) Правильно, планету Земля окружает воздушная оболочка – атмосфера. Все мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг Солнца. Соответственно и прогревается планета не везде одинаково. Именно от солнечных лучей зависит температурный показатель воздуха, который измеряется термометром.
- Какой я могу быть? (Ясной, солнечной, теплой, холодной, дождливой, сырой, сухой, осенней, ветряной, радостной, изменчивой, переменчивой, облачной, пасмурной, морозной.)
- Какие атмосферные явления вы знаете? (Мороз, жара, облака, гроза, ветер, туман, дождь, снег.)
- Где можно получить сведения обо мне на ближайшие несколько дней?
- Будет ли зависеть мое состояние от температуры? (Будет.) На земле очень много воды. Под воздействием солнца происходит испарение. В атмосфере собирается очень много влаги, которая при охлаждении собирается сначала в маленькие капли, а затем в тучки. А когда туча наберёт большое количество влаги и станет тяжелее воздуха, она опускается и на земле идут осадки. В зависимости от времени года и внешней температуры выпадают разные осадки. (схема круговорота воды в природе)
- Какие осадки вы наблюдали в тёплое время года? Какие в холодное?
- Неизвестно, где живёт,
Налетит - деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. Что это? (Ветер.)
- Что такое ветер? (Движение воздуха.)
- Какими словами можно выразить силу ветра? (Безветрие, слабый, умеренный, сильный, ураган.)
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы госпожи Погоды. Она очень довольна вашими знаниями. А хотите ли вы узнать, как предсказывают погоду?
- Прогноз погоды формируется исходя из характерных явлений природы, изменения температуры воздуха, силы и скорости ветра. Самые обыкновенные и частые явления природы это облака, солнце, дождь и просто хорошая погода, гораздо реже природные явления образуют стихию. Для исследования явлений природы и составления предстоящих прогнозов погоды используются метеорологические станции с самых разных частей земного шара. Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха. Классический гигрометр основан на взаимодействии с обычного волоса с окружающей средой. В зависимости от влажности длина волоса меняется, он растягивается или сжимается, позволяя измерять влажность воздуха от 30% до 100%. Электронные гигрометры более удобные в быту, но значительно менее точные в измерениях. Барометр - прибор для измерения атмосферного давления. Существуют жидкостные барометры, основанные на свойствах изменения ртутного столба (часто используются на метеостанциях для более точного измерения атмосферного давления). В быту получили распространение механические барометры, принцип измерения которого лежит в небольшой гофрированной коробочке из тонких металлических стенок, в которой создается разрежение за счет действия атмосферного давления. Затем передаточная система действует на стрелку, которая двигается по шкале погоды. Анемометр - прибор для измерения силы и скорости ветра. Прибор внешне напоминающий флюгер состоит из двух чашечек, которые толкает ветер, приводя во вращение. От скорости вращения, замеренное от числа оборотов за определенные промежутки времени рассчитывается скорость ветра. Облакомер - прибор для определения высоты нижней границы облаков. Современные прибор состоит из направленного лазерного, либо другого источника когерентного света, направленного вертикально вверх, который измеряет расстояние до нижней границы облаков. Термограф - регистратор изменения температуры воздуха и воды. Прибор, задача которого непрерывно регистрировать и записывать температуру воздуха, воды, влажность и другие метеорологические параметры. Самый частый вид термографа имеет изогнутую биметаллическую пластину, которая изгибается при изменении температуры. перемещение части пластинки соединяется со стрелкой, которая чертит кривую на разграфленной ленте. Флюгер - прибор для измерения направления ветра. Верхняя часть прибора имеет металлический, деревянные или пластиковый флажок, который поворачивается от действия на него ветра. По изменению угла поворота измеряется направление ветра. МетеоЗонд - устройство находящееся в атмосфере для измерения ее параметров. Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе. МетеоСпутник - устройство находящееся на орбите для метеонаблюдений. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на метеорологической карте. (презентация)
- Видите, как много приборов для наблюдения за погодой. Но они были не всегда. Когда их еще не изобрели и в древности люди предсказывали погоду по приметам. Вот некоторые из них: Летят журавли молча, низко и быстро - к плохой погоде. Если ласточки летают высоко, быть хорошей погоде, если низко - к дождю. Радуга видна после дождя но скоро пропадает - будет хорошая погода, если держится долго - к ненастью. Летом на небе много звезд - к ясной погоде. Усиление ветра к вечеру - к ухудшению погоды. Если в это время направление его меняется против движения часовой стрелки, будут продолжительные осадки. У папоротника перед хорошей погодой листья закручиваются вниз, а перед ненастной - раскручиваются. Собака роет землю - быть дождю, катается по земле - к ненастью, лежит, свернувшись в клубок, - ожидай холод, а лежит вытянувшись - к теплу. – и другие.
- … подготовил доклад про приметы и сейчас нам его расскажет.
- Итак, как вы думаете, из чего складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) (опорная схема)
V. Физкультминутка
- У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
VI. Закрепление
- Сегодня вы узнали от нашей гостьи много нового, и теперь она хочет вас проверить. Она предлагает разгадать кроссворд.
1. Он с утра уже метет,
Бьется в окна спаленки.
Ваня погулять идет –
Надевает валенки.
(Снег)
2. Как зовут нашу гостью?
(Погода)
3. Движение воздуха – это..?
(Ветер)
4. Как можно по-другому назвать сильный ветер?
(Ураган)
5. Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос?
(Мороз)
6. Он спустился утром рано,
Белый-белый и густой.
Воздух вымазал сметаной.
Отгадай, кто он такой.
(Туман)
7. С помощью чего измеряется температура воздуха?
(Термометр)
8. Град она крупой бросает,
И грохочет, и гремит,
Снопы молний выпускает,
Словно в небе динамит.
(Гроза)
9. Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор.
(Дождь)
VII. Итог урока
- Давайте подведем итог: из чего же складывается погода? (Температура воздуха, облачность, осадки, ветер.) Как предсказывают погоду в современности? А в древности?
- Продолжите, пожалуйста, одну из фраз: " Я знаю ...", "Я смог ...", " Я запомнил...".
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и за это госпожа Погода говорит вам большое спасибо и обещает вам и дальше дарить солнечные дни летом, урожайные осенью, морозные зимой и цветущие весной. За урок получают оценки … . Всем спасибо, урок окончен.
VIII. Домашнее задание: с. 32-35, найти приметы о погоде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.