Конспект урока по окружающему миру на тему "Семейные традиции". 2 класс.

  • docx
  • 08.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семейные традиции.docx

 

 

Урок изучение нового материала

во 2 классе по окружающему миру

 

«Семейные ценности и традиции»

 

Цель: формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и ценностях семьи.

 

Задачи:

1.     Укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.

2.     Воспитывать уважение детей к близким.

3.     Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

4.     Воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, престарелых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии;

 

Формирование   УУД

Личностные УУД:

-       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-       ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-       способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-       поиск и выделение необходимой информации;

-       применение методов информационного поиска;

-       способность и умение учащихся производить простые логические действия.

Коммуникативные УУД:

-       формирование  умения  строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-       организация  и осуществление  сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме действия и его результата;

 

Ход урока:

 

      I.            Организационный момент:

   II.            Актуализация знаний

-       Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.

-       Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)

-       Слова «Семья» мы часто слышим или произносим, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает. А что такое семья? (ответы детей).

Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.  - (Лапшина Ярослава)

-       Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Трудно представить человека счастливым без семьи.

III.            Сообщение темы и вводная беседа: (Постановка целей и задач урока)

-       Сегодня на уроке мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями и семейных традициях.

-       Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии.

-       Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.

IV.            Формирование новых знаний и умений. 

-       В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?  Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Семья очень важна для каждого человека. Вы - дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

-       Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи все это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

-       Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список ценностей счастливой семьи.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую  от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости…. Я виновата. Неаккуратно вазу поставила.

– Что ты…? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

-       Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)

 

-       Счастливая семья, прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!

-       Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.

-       Давайте попробуем назвать качества, которые необходимы, чтобы семья была счастливой семьи.

·        Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

·        Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

·        Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

·        Верность. (Преданность друг другу.)

·        Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

·        Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

·        Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

·        Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

·        Умение просить прощения. (не искать виновных вокруг себя, уметь признать свою вину)

 

   V.            Динамическая пауза «Разминка»

-       Я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте внимательно задание и выполняйте.

-       Те, у кого есть старший брат,  хлопните в ладоши.

-       У кого есть сестра помашите над головой рукой.

-       Кто помогает дома близким, погладьте себя по голове.

-       У кого в семье живут домашние животные, поднимите обе руки вверх.

-       Хлопните в ладоши те, кто очень любит свою семью.

VI.            Продолжение работы.

-       Все семьи разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.

-           А что означает слово традиция?

-           Традиция - это сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. (Лашманова Дарья)

-           Для чего нужны семейные традиции? Чтобы семья была крепкой и дружной.

-       Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные ужины, обсуждение планов, внимание к проблемам  друг друга, строить совместные планы.

-       Если задуматься, то в каждой семье наверняка есть традиции, просто ты, возможно, не обращал на них внимания. Во все времена в нашей стране существовали традиции. А нескорые из них дошли и до нас. 

1)    Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это было распространено среди знати.

2)    Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 года, когда французский художник и конструктор изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей.

 

3)    Хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколения. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей. Это могут быть не только драгоценности, а порой простые вещи, которые дороги как память.

4)    Одна из замечательных традиций, сохранившаяся  в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях. Когда старшему поколению в нашей семье требуется помощь, более молодые члены заботятся о них.

5)    Распространённая русская традиция – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

6)    Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Обычно вместе с семьей мы отмечем Новый год, Дни рождения. И в эти дни собираются самые близкие люди.

7)    Совместное проведение времени. Это может быть отдых всей семьей, чтение книг, игры, занятия спортом, походы.

8)    Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция. Более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор.

 

-       А сейчас нам ребята расскажут о традициях в их семьях.

 

VII.            Закрепление

 

-       Инсценирование стихотворения Екатерины Серовой «Три мамы».

 

Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: 3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все:  Ох, и не просто быть мамами!

 

-       Какую семейную традицию показали нам девочки?

 

V. Подведение итогов.

-       Что такое семья? Кого она объединяет?

-       Наш класс тоже можно назвать семьей. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.

-       Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

 

 

                                 Что может быть семьи дороже?

                                 Теплом встречает отчий дом, 

                                 Здесь ждут тебя всегда с любовью, 

                                 И провожают в путь с добром! 

 

                                 Отец и мать, и дети дружно 

                                 Сидят за праздничным столом, 

                                 И вместе им совсем не скучно, 

                                 А интересно впятером. 

 

                                 Малыш для старших как любимец, 

                                 Родители - во всем мудрей, 

                                 Любимый папа - друг, кормилец, 

                                 А мама ближе всех, родней. 

                                  

                                  Любите! И цените счастье!

                                 Оно рождается в семье, 

                                 Что может быть ее дороже 

                                 На этой сказочной земле.                                                     

VIII.            Рефлексия.

-       На столе у каждого из вас лежат смайлики. Если во время урока вам все было понятно и понравилась ваша работа, поднимите зеленый смайлик. Если возникли небольшие трудности, то желтый смайлик. Если у вас ничего не получилось, возникли трудности, то - красный.

-       Молодцы, спасибо за активную работу на уроке

Закрепление

-         А теперь давайте поработаем в парах. Будем «строить» Дом моей мечты

-         На каждом столе лежат домики и карточки со словами. Напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

 

 

 


понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru