Урок изучение нового материала
во 2 классе по окружающему миру
«Семейные ценности и традиции»
Цель: формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и ценностях семьи.
Задачи:
1. Укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.
2. Воспитывать уважение детей к близким.
3. Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
4. Воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, престарелых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии;
Формирование УУД
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме действия и его результата;
Ход урока:
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний
- Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)
- Слова «Семья» мы часто слышим или произносим, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает. А что такое семья? (ответы детей).
Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. - (Лапшина Ярослава)
- Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Трудно представить человека счастливым без семьи.
III. Сообщение темы и вводная беседа: (Постановка целей и задач урока)
- Сегодня на уроке мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями и семейных традициях.
- Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии.
- Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.
IV. Формирование новых знаний и умений.
- В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Семья очень важна для каждого человека. Вы - дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.
- Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи все это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список ценностей счастливой семьи.
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости…. Я виновата. Неаккуратно вазу поставила.
– Что ты…? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
- Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)
- Счастливая семья, прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!
- Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.
- Давайте попробуем назвать качества, которые необходимы, чтобы семья была счастливой семьи.
· Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
· Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
· Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
· Верность. (Преданность друг другу.)
· Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)
· Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
· Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)
· Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)
· Умение просить прощения. (не искать виновных вокруг себя, уметь признать свою вину)
V. Динамическая пауза «Разминка»
- Я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте внимательно задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, погладьте себя по голове.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите обе руки вверх.
- Хлопните в ладоши те, кто очень любит свою семью.
VI. Продолжение работы.
- Все семьи разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.
- А что означает слово традиция?
- Традиция - это сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. (Лашманова Дарья)
- Для чего нужны семейные традиции? Чтобы семья была крепкой и дружной.
- Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные ужины, обсуждение планов, внимание к проблемам друг друга, строить совместные планы.
- Если задуматься, то в каждой семье наверняка есть традиции, просто ты, возможно, не обращал на них внимания. Во все времена в нашей стране существовали традиции. А нескорые из них дошли и до нас.
1) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это было распространено среди знати.
2) Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 года, когда французский художник и конструктор изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
3) Хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколения. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей. Это могут быть не только драгоценности, а порой простые вещи, которые дороги как память.
4) Одна из замечательных традиций, сохранившаяся в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях. Когда старшему поколению в нашей семье требуется помощь, более молодые члены заботятся о них.
5) Распространённая русская традиция – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
6) Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Обычно вместе с семьей мы отмечем Новый год, Дни рождения. И в эти дни собираются самые близкие люди.
7) Совместное проведение времени. Это может быть отдых всей семьей, чтение книг, игры, занятия спортом, походы.
8) Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция. Более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор.
- А сейчас нам ребята расскажут о традициях в их семьях.
VII. Закрепление
- Инсценирование стихотворения Екатерины Серовой «Три мамы».
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама: -Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки?
V. Подведение итогов.
- Что такое семья? Кого она объединяет?
- Наш класс тоже можно назвать семьей. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.
- Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
VIII. Рефлексия.
- На столе у каждого из вас лежат смайлики. Если во время урока вам все было понятно и понравилась ваша работа, поднимите зеленый смайлик. Если возникли небольшие трудности, то желтый смайлик. Если у вас ничего не получилось, возникли трудности, то - красный.
- Молодцы, спасибо за активную работу на уроке
Закрепление
- А теперь давайте поработаем в парах. Будем «строить» Дом моей мечты
- На каждом столе лежат домики и карточки со словами. Напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.
![]() |
|
раздражение |
вражда |
|
|
ссора |
радость |
безразличие |
уважение |
наказание |
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.