Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова»
Технологическая карта пробного урока по окружающему миру на тему «Равнины и горы России»
Составила студентка 341 группы Карпова Полина Андреевна МАОУ СОШ №36, класс 4 «е», каб. №15 Дата проведения занятия: 29.09.2022 Смена 2 Номер урока 3 Начало урока ФИО учителя школы: Коптяева Елена Александровна ФИО преподавателя-консультанта: Фотиева Светлана Владимировна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Цель: Содержательная: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России. Деятельностная: создать условия для развития УУД. Личностные: - способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества Предметные: - познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России. Метапредметные: А) Познавательные: - пользуются действиями анализа, синтеза, классификации и т.п. - осуществляют поиск и выделение необходимой информации; - составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Б) Регулятивные: - формулируют учебные задачи совместно с учителем; - умеют работать согласно инструкции; - осуществляют самоконтроль и самооценку. В) Коммуникативные: - умеют слушать и понимать речь других; - оформляют свои мысли в устной и знаковой форме; - умеют работать в группе.
Оборудование: мультимедиа и ноутбук. У учителя: учебник, презентация, конверты. У учащихся: учебники, тетради, карандаш, ручка, фломастеры и маркеры, листы А4. |
Этапы: |
Деятельность учителя: |
Деятельность ученика: |
Формы: |
1. Организационный момент
|
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Андреевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. - Для начала проверим вашу готовность к уроку. Что у вас должно быть на столе? - У всех всё есть? Тогда можно начинать наш урок.
- Посмотрите на слайд. Прочитайте фразу известного русского писателя, Константина Паустовского (по поднятой руке.) «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». - Как вы её понимаете? - Верно, молодцы! Любовь к родной стране, действительно, начинается с любви к природе, потому что с самого детства природа окружает нас своей красотой, удивляет своей безграничностью и величием. А взамен мы стараемся ей отдать свою любовь и заботу, то есть беречь её. |
- учебник окружающего мира, пенал, дневник Выполняют проверку готовности.
|
Прием «Эмоциональное вхождение в урок»
Прием «Высказывание известного человека»
Фронтальная работа
|
3. Постановка целей и задач урока. |
- Ребята, сейчас посмотрите на слайд и попробуйте отгадать ребусы.
- Итак, кто отгадал первый ребус? Каким будет ответ? - Какой будет ответ на второй ребус? - И на третий? - Получив ответы на данные ребусы, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как будет звучать тема урока? - Тема нашего урока «Равнины и горы России». - Как вы думаете, если у нас такая тема, что мы с вами сегодня будет делать? Над чем работать? - Ребята, сейчас на слайде появятся пункты плана. Вам нужно выбрать подходящие к нашей теме: План: 1. Узнать, что такое рельеф, равнины и горы; 2. Повторить планеты Солнечной Системы 3. Работа с картой; 4. Самостоятельная работа. - Какие пункты вы выбрали? - Почему не подходит 2 пункт? - Мы должны попробовать показать на карте горы и равнины? - Должны ли мы самостоятельно поработать и закрепить знания? - Верно, молодцы! - Итак, вы видите готовый план на доске. Начнем работать! План: 1. Узнать, что такое рельеф, равнины и горы; 2. Работа с картой; 3. Самостоятельная работа. |
Угадывают ребусы
- Рельеф. - Горы - Равнины
Предполагают
Предполагают - Что такое рельеф, равнины, горы
- 1,3,4 Ответы детей - Да, должны - Да |
Прием «Ребус»
Прием «Выбери одно неверное» |
4. Открытие нового знания |
- Итак, как называется первый пункт плана? - Да, мы с вами сейчас узнаем, что такое рельеф, равнины и горы. - Но сделаем мы это в необычной форме, а в виде кластера. Кто-то из вас знает, что такое кластер? - Кластер – это схематический рисунок, с помощью которого можно легче получить и узнать информацию. - Если мы обсуждаем сейчас рельеф, что будет в центре нашего кластера? - А кто может сказать определение рельефа? - Давайте попробуем дать определение рельефу. Для этого давайте посмотрим на карту. - Как на карте изображается рельеф? - Каким цветом изображаются равнинный рельеф? - Каким цветом изображаются горный рельеф? - Итак, что же такое рельеф тогда? - Сейчас на слайде вы увидите слова. Ваша задача составить из этих слов определение рельефа. Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли. - Итак, в центре нашего кластера появляется «рельеф» и его определение, отлично. - А вы знаете, каким бывает рельеф? - Рельеф бывает равнинный и горный. - Где у нас появятся эти два понятия? Как мы их обозначим? - Так, от «рельефа» идут две стрелочки: «равнинный» и «горный». - А как вы думаете, что такое равнина? - Сейчас на слайде появятся определения этого слова. Вам нужно выбрать только одно верное. НА СЛАЙДЕ: 1. Равнина – это участок земли. 2. Равнина – это ровный или почти ровный участок Земли. 3. Равнина – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. - Итак, кто хочет назвать, что он выбрал? - Почему это не 1 определение? - Почему это не 3 определение? - Теперь посмотрите в учебнике на странице 58-59 карту и найдите там равнины. Перечислите их. (Показ учителем у доски) При показе учитель говорит (Восточно-Европейская, или Русская- холмистая, которая расположена на западе нашей России. Западно-Сибирская равнина – плоская, расположена в центре, Среднесибирское плоскогорье – она тоже расположена в центре России)
- Хорошо, а теперь выберете определение, что такое горы? 1) Горы – это участок земли. 2) Горы – это ровные или возвышенные участки земли. 3) Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью - Итак, какое определение верное? - Может ли первое определение быть верным? Почему? - Подходит ли второе определение? Почему? - А подходит ли нам 3 определение? Верное ли оно? - Теперь посмотрите в учебнике на странице 58-59 карту и найдите там горы. Перечислите их. (Показ учителем у доски) При показе учитель говорит: (Кавказские горы - самые высокие горы России, расположены на юге, между черным и каспийским морем. Уральские горы – протягиваются, делят Европу и Азию. Алтай и Саяны – по южной границе протянулись России и Китая)
А теперь давайте попробуем на карте найти равнины и горы. Значит к какому пункту плану мы с вами переходим?
На доске физическая карта России. - Ребята, перечислите горы, которые мы только называли. - Теперь кто-то из вас выйдет и покажет нам на карте горы. - Молодцы! А теперь перечислите равнины.
- Кто-то из вас выйдет и покажет на карте равнины.
- Мы с вами прошли второй пункт плана и назывался он? - Какие выводы можно сделать по данной работе? - Молодцы! А сейчас мы переходим к последнему пункта плана, и он будет самым интересным. - Мы разделимся с вами на 6 групп. Каждая группа получит свой объект (равнину или горы) и кейс. 1 группа – Кавказские горы; 2 группа – Восточно-Европейская, или Русская 3 группа – Уральские горы; 4 группа – Западно-Сибирская равнина; 5 группа – Среднесибирское плоскогорье 6 группа – Алтай и Саяны;
- Что такое кейс? - Кейс – это пакет с материалами. - Поскольку мы с вами будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах.
- Группы получили кейсы. Давайте посмотрим, что там будет?
- Если материалов будет недостаточно, чем вы можете еще воспользоваться? - Обратите внимание на алгоритм работы с кейсом. Он будет вашим рабочим листом.
- Если у вас возникнут вопросы, тихонько поднимите руку, я к вам подойду. - Вопросы определены, кейсы получены. Вы можете приступать к работе. По истечение 10 минут каждая группа защитит свой кейс.
|
- Узнать, что такое рельеф, равнины и горы
-Да/нет
- Слово «рельеф» Предполагают
- Изображается цветом - Зеленым - Коричневым Затруднение
Предполагают.
- Обозначим стрелкой от «рельефа»
Предполагают
Выбирают
Высказывают
Дети смотрят на доску
Предполагают
Отвечают.
- 2, Работа с картой.
- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай и Саяны.
- Восточно-Европейская, или Русская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье
- Работа с картой
Предполагают
- Слушать друг друга, уметь уступать, уметь договариваться
- Информация, изображение, шаги работы, алгоритм - Учебником и рабочей тетрадью.
Изучают рабочий лист: Дети знакомятся с содержимым кейса. Изучают предложенные материалы. Находят ответы только на свой вопрос. Оформляют работу. Готовят выступление. |
Метод кластера
Фронтальная и групповая работа
Прием «Верное/неверное утверждение»
Прием «Верное/неверное утверждение»
Метод «кейсов» |
5. Закрепление нового знания |
- Ребята, давайте сейчас все встанем и проведем физкультминутку.
- Время для подготовки подошло к концу. Теперь каждая группа представит свой материал. Перед тем, как начать выступление на карте нужно показать, где находится ваш объект. - Давайте пригласим первую группу для представления своего доклада. Остальные ребята внимательно слушают для того, чтобы вы могли потом на карте показать этот объект и дать его характеристику. (Выходит 1 группа) (На слайде появляется картинка)
- Молодцы. Спасибо! Ребята, кто сможет выйти и показать на карте горы. Что вы запомнили про них? - Ребята, посмотрите на карте, что идет следующим за Кавказскими горами? - Верно. Теперь 2 группы нам представит свой доклад. (Выходит 2 группа)
- Спасибо, садитесь на место. Ребята, кто сможет выйти и показать на карте равнину. Что вы запомнили про нее?
- Ребята, как вы думаете, какая группа будет выступать следующей? - Правильно, сейчас 3 группа представит нам свой доклад на тему «Уральские горы». (Выходит 3 группа)
- Молодцы. Спасибо! Ребята, кто сможет выйти и показать на карте горы. Что вы запомнили про них? - Ребята, посмотрите на карте, что идет следующим? - Верно. Теперь 4 группы нам представит свой доклад. (Выходит 4 группа)
- Спасибо, молодцы! Садитесь на свое место. Ребята, кто сможет выйти и показать на карте равнину. Что вы запомнили про нее?
- Как вы думаете, какая группа будет выступать следующей?
- Правильно, сейчас 5 группа представит нам свой доклад на тему «Среднесибирское плоскогорье» (Выходит 5 группа)
- Спасибо, молодцы! Садитесь на свое место. Ребята, кто сможет выйти и показать на карте плоскогорье. Что вы запомнили про него? - Ребята, какая же группа осталась? - Верно. Сейчас последняя 6 группа представит нам свой доклад. (Выходит 6 группа)
- Спасибо! Ребята, кто сможет выйти и показать на карте горы. Что вы запомнили про них? - Ребята, вы все большие молодцы. Очень интересные доклады у вас получились. |
Проводят физминутку.
1 группа представляет доклад.
- Восточно-Европейская равнина
2 группа представляет доклад.
- 3, на тему Уральские горы 3 группа представляет доклад.
- Западно-Сибирская равнина 4 группа представляет доклад.
- 5 группа, Среднесибирское плоскогорье. 5 группа представляет доклад.
- 6 группа, Алтай и Саяны. 6 группа представляет доклад. |
Физкультминутка
|
6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока |
- В течение урока мы с вами работали над пунктами нашего плана. В конце урока каждая группа работала над своим кейсом. - Какой вывод по нашему уроку вы можете сделать? - Россия – это
страна огромных равнин и величественных гор. - Молодцы! А теперь перечислите горы. - Я надеюсь, этот урок был не только полезным, но и интересным. - Ребята, кого вы можете похвалить за урок? - А теперь давайте оценим вашу работу. Вам нужно дополнить фразу.
- Урок окончен. До свидания! |
Делают выводы.
Перечисляют Перечисляют
|
Прием «обратная связь» Фронтальная работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.