Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы России", 4 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы России", 4 класс

Оценка 4.8
docx
30.11.2022
Конспект урока по окружающему миру "Равнины и горы России", 4 класс
Конспект - Равнины и горы России.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова»

 

 

Технологическая карта

пробного урока по окружающему миру

на тему «Равнины и горы России»

 

 

 

Составила студентка 341 группы

Карпова Полина Андреевна

МАОУ СОШ №36, класс 4 «е», каб. №15

Дата проведения занятия: 29.09.2022

Смена 2 Номер урока 3

Начало урока

ФИО учителя школы:

Коптяева Елена Александровна

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                                                          (Подпись учителя)                                                                     

Цель:  

Содержательная: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Деятельностная: создать условия для развития УУД.

Личностные:

- способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества

Предметные:

- познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Метапредметные:

А) Познавательные:

- пользуются действиями анализа, синтеза, классификации и т.п.

- осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Б) Регулятивные:

- формулируют учебные задачи совместно с учителем;

- умеют работать согласно инструкции;

- осуществляют самоконтроль и самооценку.

В) Коммуникативные:

- умеют слушать и понимать речь других;

- оформляют свои мысли в устной и знаковой форме;

- умеют работать в группе.

 

Оборудование: мультимедиа и ноутбук.

У учителя: учебник, презентация, конверты.

У учащихся: учебники, тетради, карандаш, ручка, фломастеры и маркеры, листы А4.

 

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формы:

1. Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Андреевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

- Для начала проверим вашу готовность к уроку. Что у вас должно быть на столе?  

- У всех всё есть? Тогда можно начинать наш урок.

 

- Посмотрите на слайд. Прочитайте фразу известного русского писателя, Константина Паустовского (по поднятой руке.)

«Любовь к родной стране начинается с любви к природе».

- Как вы её понимаете?

- Верно, молодцы!  Любовь к родной стране, действительно, начинается с любви к природе, потому что с самого детства природа окружает нас своей красотой, удивляет своей безграничностью и величием. А взамен мы стараемся ей отдать свою любовь и заботу, то есть беречь её.

 

 

- учебник окружающего мира, пенал, дневник

Выполняют проверку готовности.

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Эмоциональное вхождение в урок»

 

Прием «Высказывание известного человека»

 

Фронтальная работа

 

3. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, сейчас посмотрите на слайд и попробуйте отгадать ребусы.

 

- Итак, кто отгадал первый ребус? Каким будет ответ?

- Какой будет ответ на второй ребус?

- И на третий?

- Получив ответы на данные ребусы, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Как будет звучать тема урока?

- Тема нашего урока «Равнины и горы России».

- Как вы думаете, если у нас такая тема, что мы с вами сегодня будет делать? Над чем работать?

- Ребята, сейчас на слайде появятся пункты плана. Вам нужно выбрать подходящие к нашей теме:

План:

1.     Узнать, что такое рельеф, равнины и горы;

2.     Повторить планеты Солнечной Системы

3.     Работа с картой;

4.     Самостоятельная работа.

- Какие пункты вы выбрали?

- Почему не подходит 2 пункт?

- Мы должны попробовать показать на карте горы и равнины?

- Должны ли мы самостоятельно поработать и закрепить знания?

- Верно, молодцы!

- Итак, вы видите готовый план на доске. Начнем работать!

План:

1. Узнать, что такое рельеф, равнины и горы;

2. Работа с картой;

3. Самостоятельная работа.

 

 

 

Угадывают ребусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рельеф.

- Горы

- Равнины

 

Предполагают

 

 

Предполагают

- Что такое рельеф, равнины, горы

 

 

 

 

 

- 1,3,4

Ответы детей

- Да, должны

- Да

Прием «Ребус»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Выбери одно неверное»

4.  Открытие нового знания

- Итак, как называется первый пункт плана?

- Да, мы с вами сейчас узнаем, что такое рельеф, равнины и горы.

- Но сделаем мы это в необычной форме, а в виде кластера. Кто-то из вас знает, что такое кластер?

- Кластер – это схематический рисунок, с помощью которого можно легче получить и узнать информацию.

- Если мы обсуждаем сейчас рельеф, что будет в центре нашего кластера?

- А кто может сказать определение рельефа?

- Давайте попробуем дать определение рельефу. Для этого давайте посмотрим на карту.

- Как на карте изображается рельеф?

- Каким цветом изображаются равнинный рельеф?

- Каким цветом изображаются горный рельеф?

- Итак, что же такое рельеф тогда?

- Сейчас на слайде вы увидите слова. Ваша задача составить из этих слов определение рельефа.

Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли.

- Итак, в центре нашего кластера появляется «рельеф» и его определение, отлично.

- А вы знаете, каким бывает рельеф?

- Рельеф бывает равнинный и горный.

- Где у нас появятся эти два понятия? Как мы их обозначим?

- Так, от «рельефа» идут две стрелочки: «равнинный» и «горный».

- А как вы думаете, что такое равнина?

- Сейчас на слайде появятся определения этого слова. Вам нужно выбрать только одно верное.

НА СЛАЙДЕ:

1. Равнина – это участок земли.

2. Равнина – это ровный или почти ровный участок Земли.

3. Равнина – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

- Итак, кто хочет назвать, что он выбрал?

- Почему это не 1 определение?

- Почему это не 3 определение?

- Теперь посмотрите в учебнике на странице 58-59 карту и найдите там равнины. Перечислите их. (Показ учителем у доски) При показе учитель говорит (Восточно-Европейская, или Русская- холмистая, которая расположена на западе нашей России.

 Западно-Сибирская равнина – плоская, расположена в центре, Среднесибирское плоскогорье – она тоже расположена в центре России)

 

- Хорошо, а теперь выберете определение, что такое горы?

1) Горыэто участок земли.

2) Горы – это ровные или возвышенные участки земли.

3) Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью

- Итак, какое определение верное?

- Может ли первое определение быть верным? Почему?

- Подходит ли второе определение? Почему?

- А подходит ли нам 3 определение? Верное ли оно?

-  Теперь посмотрите в учебнике на странице 58-59 карту и найдите там горы. Перечислите их. (Показ учителем у доски) При показе учитель говорит: (Кавказские горы - самые высокие горы России, расположены на юге, между черным и каспийским морем.

Уральские горы – протягиваются, делят Европу и Азию.

Алтай и Саяны – по южной границе протянулись России и Китая)

 

А теперь давайте попробуем на карте найти равнины и горы. Значит к какому пункту плану мы с вами переходим?

 

На доске физическая карта России.

- Ребята, перечислите горы, которые мы только называли.

- Теперь кто-то из вас выйдет и покажет нам на карте горы.

- Молодцы! А теперь перечислите равнины.

 

- Кто-то из вас выйдет и покажет на карте равнины.

 

 

 

 

- Мы с вами прошли второй пункт плана и назывался он? 

- Какие выводы можно сделать по данной работе?

- Молодцы! А сейчас мы переходим к последнему пункта плана, и он будет самым интересным.

- Мы разделимся с вами на 6 групп. Каждая группа получит свой объект (равнину или горы) и кейс.

1 группа – Кавказские горы;

2 группа – Восточно-Европейская, или Русская

3 группа – Уральские горы;

4 группа – Западно-Сибирская равнина;

5 группа – Среднесибирское плоскогорье

6 группа – Алтай и Саяны;

 

- Что такое кейс?

- Кейс – это пакет с материалами.

- Поскольку мы с вами будем работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах.

 

- Группы получили кейсы. Давайте посмотрим, что там будет?

 

- Если материалов будет недостаточно, чем вы можете еще воспользоваться?

- Обратите внимание на алгоритм работы с кейсом. Он будет вашим рабочим листом.

 

 

 

- Если у вас возникнут вопросы, тихонько поднимите руку, я к вам подойду.

- Вопросы определены, кейсы получены. Вы можете приступать к работе. По истечение 10 минут каждая группа защитит свой кейс.

 

- Узнать, что такое рельеф, равнины и горы

 

 

-Да/нет

 

 

 

- Слово «рельеф»

Предполагают

 

 

 

 

- Изображается цветом

- Зеленым

- Коричневым

Затруднение

 

 

Предполагают.

 

 

- Обозначим стрелкой от «рельефа»

 

Предполагают

 

 

 

 

Выбирают

 

 

 

Высказывают

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят на доску

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают

 

 

 Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2, Работа с картой.

 

 

 

- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай и Саяны.

 

- Восточно-Европейская, или Русская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье

 

- Работа с картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают

 

- Слушать друг друга, уметь уступать, уметь договариваться

 

- Информация, изображение, шаги работы, алгоритм

- Учебником и рабочей тетрадью.

 

Изучают рабочий лист:

Дети знакомятся с содержимым кейса. Изучают предложенные материалы. Находят ответы только на свой вопрос. Оформляют работу. Готовят выступление.

Метод кластера

 

Фронтальная и групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием

«Верное/неверное утверждение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием

«Верное/неверное утверждение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод «кейсов»

5. Закрепление нового знания

- Ребята, давайте сейчас все встанем и проведем физкультминутку.

 

 

- Время для подготовки подошло к концу. Теперь каждая группа представит свой материал. Перед тем, как начать выступление на карте нужно показать, где находится ваш объект.

- Давайте пригласим первую группу для представления своего доклада. Остальные ребята внимательно слушают для того, чтобы вы могли потом на карте показать этот объект и дать его характеристику.

(Выходит 1 группа) (На слайде появляется картинка)

 

- Молодцы. Спасибо! Ребята, кто сможет выйти и показать на карте горы. Что вы запомнили про них?

- Ребята, посмотрите на карте, что идет следующим за Кавказскими горами?

- Верно. Теперь 2 группы нам представит свой доклад.

(Выходит 2 группа)

 

- Спасибо, садитесь на место.  Ребята, кто сможет выйти и показать на карте равнину. Что вы запомнили про нее?

 

-  Ребята, как вы думаете, какая группа будет выступать следующей?

- Правильно, сейчас 3 группа представит нам свой доклад на тему «Уральские горы».

(Выходит 3 группа)

 

- Молодцы. Спасибо!  Ребята, кто сможет выйти и показать на карте горы. Что вы запомнили про них?

- Ребята, посмотрите на карте, что идет следующим?

- Верно. Теперь 4 группы нам представит свой доклад.

(Выходит 4 группа)

 

- Спасибо, молодцы! Садитесь на свое место.  Ребята, кто сможет выйти и показать на карте равнину. Что вы запомнили про нее?

 

- Как вы думаете, какая группа будет выступать следующей?

 

- Правильно, сейчас 5 группа представит нам свой доклад на тему «Среднесибирское плоскогорье»

(Выходит 5 группа)

 

- Спасибо, молодцы! Садитесь на свое место.  Ребята, кто сможет выйти и показать на карте плоскогорье. Что вы запомнили про него?

- Ребята, какая же группа осталась?

- Верно. Сейчас последняя 6 группа представит нам свой доклад.

(Выходит 6 группа)

 

- Спасибо!  Ребята, кто сможет выйти и показать на карте горы. Что вы запомнили про них?

- Ребята, вы все большие молодцы. Очень интересные доклады у вас получились.

Проводят физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа представляет доклад.

 

 

 

- Восточно-Европейская равнина

 

2 группа представляет доклад.

 

 

 

 

 

- 3, на тему Уральские горы

3 группа представляет доклад.

 

 

 

 

 

- Западно-Сибирская равнина

4 группа представляет доклад.

 

 

 

 

 

- 5 группа, Среднесибирское плоскогорье.

5 группа представляет доклад.

 

 

 

 

 

- 6 группа, Алтай и Саяны.

6 группа представляет доклад.

Физкультминутка

 

6.  Рефлексия деятельности Подведение итогов урока

- В течение урока мы с вами работали над пунктами нашего плана.  В конце урока каждая группа работала над своим кейсом.

- Какой вывод по нашему уроку вы можете сделать?

- Россия – это страна огромных равнин и величественных гор.
- Перечислите равнины нашей страны.

- Молодцы! А теперь перечислите горы.

- Я надеюсь, этот урок был не только полезным, но и интересным.

- Ребята, кого вы можете похвалить за урок?

- А теперь давайте оценим вашу работу. Вам нужно дополнить фразу.

- Урок окончен. До свидания!

 

 

Делают выводы.

 

Перечисляют

Перечисляют

 

 

 

 

Прием «обратная связь»

Фронтальная работа

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Этапы:Деятельность учителя:Деятельность ученика:Формы: 1

Этапы:Деятельность учителя:Деятельность ученика:Формы: 1

Получив ответы на данные ребусы, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Получив ответы на данные ребусы, кто-то уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

А кто может сказать определение рельефа? -

А кто может сказать определение рельефа? -

Восточно-Европейская, или Русская- холмистая, которая расположена на западе нашей

Восточно-Европейская, или Русская- холмистая, которая расположена на западе нашей

Кто-то из вас выйдет и покажет на карте равнины

Кто-то из вас выйдет и покажет на карте равнины

Если у вас возникнут вопросы, тихонько поднимите руку, я к вам подойду

Если у вас возникнут вопросы, тихонько поднимите руку, я к вам подойду

Ребята, посмотрите на карте, что идет следующим за

Ребята, посмотрите на карте, что идет следующим за

Ребята, какая же группа осталась? -

Ребята, какая же группа осталась? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022