Конспект урока по ОПК по теме "Храм"
Оценка 4.7

Конспект урока по ОПК по теме "Храм"

Оценка 4.7
docx
24.11.2023
Конспект урока по ОПК по теме "Храм"
План-конспект урока Храм.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Храм»

Маркелова Надежда Викторовна

МБОУ «СОШ № 2 г. Дубны Московской области»

Учитель начальных классов

 

Класс 4

Тема урока: «Храм»

 

Номер урока в теме: 14

 

Базовый учебник:  Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.

Цель урока: узнать и прочувствовать устроение и назначение православного   храма.

Задачи:

- личностные: способствовать формированию знаний о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;

- метапредметные: способствовать получению  первоначальных навыков извлечения существенной  информации из различных источников, первоначальные навыки постановки учебной задачи; участия  в коллективном обсуждении  вопросов урока

 

          - предметные: познакомить детей с  православным храмом, его  устройством,  храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся:  заочная экскурсия в храм

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, фотографии храмов,  репродукции картин.

 

 

 

 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Предметные результаты

Результаты духовно-нравственного развития

1.

Орг.момент

Приветствие.

Подготовка готовности учащихся к уроку.

Подготовка к уроку, проверка наличия необходимых учебных принадлежностей.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные  действия

Наличие мотивации к труду

-

Ценностное отношение к учебному труду

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Актуализация опорных знаний.

Формулирование темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение целей и задач урока

 

 

 

- Отгадайте старинную русскую загадку:

На горе стоит свеча,

В ней молитва горяча.

 

- Ребята, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего  урока?

 

- Что такое храм?

 - Кто из вас был в храме?

- В каких храмах города Дубны вы были? (ответы детей)

-  Я предлагаю вам  совершить виртуальное путешествие  и полюбоваться  фотографиями храмов  нашего города Дубны (показ слайдов).

 -  А  узнал ли кто-то из вас на фотографиях храм, который вы видели или посещаете с семьей? (ответы детей)

 - Зачем люди посещают  храмы?

  - Верно, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

        Церковь — озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

Задание: Записать определение храм и  церковь в рабочих листах.

- Что бы вы хотели узнать  о храме?

-Итак, сегодня на уроке мы с вами подробно разберем устройство православного храма, составим памятку «Как правильно себя вести в храме».

- А теперь я вас попрошу нарисовать на альбомных листах храм.  Подберите слова, характеризующие ваш храм.

Большой

Красивый

Великолепный

Мощный

Хрупкий

Нежный

Воздушный

Лёгкий

Добрый

Строгий

Веселый (слова на доску выписываю)

- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Назовите имена храмов,  которые вы знаете.

 

 

 

Это храм, церковь.

 

Храм.

 

 

Учащиеся дают определения слову «храм»:

Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

 

 

 

Учащиеся записывают определения в рабочих листах.

Как устроен храм? Чем отличаются одни храмы от других, чем похожи? и т.п.

 

Дети рисуют храм.

По окончании делают выставку своих рисунков на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её осуществления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определение общей цели и пути её достижения

 

 

 

Наличие мотивации к труду, работа на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

 

 

 

Ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию, ценностное отношение к труду и творчеству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию, ценностное отношение к труду и творчеству

4.

Открытие новых знаний.

1.Прослушивание фрагментов колокольных звонов).

 

2.Беседа с учащимися о внешнем облике храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Изучение внутреннего устройства храма на основе видеоряда.

 

А) Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Чтение и исследовательская работа с текстом.

учебника

в) Послетекстовая коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г) Чтение учителем стихотворения

 

Беседа о правилах поведения в храме

- А сейчас, закройте глаза, представьте, что мы отправились в храм,  (включаю запись с фрагментами  колокольных  звонов).

- Откройте глаза.  Что вы услышали? Какие чувства, мысли  вызывает у вас звон колоколов?

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола (слайд  )

-Как вы думаете, зачем нужны колокола? Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Звон в один колокол называется благовест.

Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о небесном мире.

- Рассмотрите свои рисунки, иллюстрации с изображением храмов на доске. Чем внешне отличается храм от всех остальных зданий?

 - Скажите, чем похожи, и чем отличаются различные храмы друг от друга? Чем они похожи? Верно, молодцы!

Купол напоминает нам о Небе, о котором мы всегда должны помнить, а крест – это распростёртые руки Бога, зовущие нас к себе.

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Шлемовидный купол – предупреждение врагов православия о духовной брани, которую ведет Церковь с темными силами зла.

Луковичный купол – пламя свечи, горение во имя господа.

1 купол – олицетворяет Единого Бога.

2 купола – два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе.

3 купола – Святую Троицу.

5 куполов – Христос и четыре евангелиста.

7 куполов – семь Таинств и семь Вселенских Соборов.

9 куполов – девять чинов Ангельских.

13 куполов – Иисуса Христа и 12 апостолов. Иногда строят и большее количество куполов (слайд  )

Цвет куполов: золотом сияют на главных храмах и храмах, посвященных Христу Спасителю; синие с золотыми звездами венчают Богородничные храмы; зеленые – Троицкие (зеленый – цвет Святого Духа)

Всё в облике храма имеет значение (символика).

- Храм Божий отличается от прочих зданий ещё и тем, что большей частью храм в основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, что означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается  в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире (слайд  )

 

- А теперь перенесемся на некоторое время в храм, совершим экскурсию по храму.

- Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.

 

- Кто из вас знает, из каких частей состоит храм?

- Рассматриваем схему храма (слайд 

Что мы видим перед входом в дверь храма?(Ступеньки)
Эти ступеньки называются папертью.

- Православный храм делится на три части:

·         притвор

·         собственно храм (средняя часть)

·         алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

 Алтарь отделяется от храма иконо­стасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико­ны, обращенные ликами к молящим­ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да­рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Чтение текста (с. 48-50) можно осуществлять целиком или абзацами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Какие новые понятия раскрыл для вас текст?

 

 

- Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета  человека?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое иконостас? Какие иконы на нем присутствуют всегда?

Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.

Почему в алтарь нет общего доступа?

Здесь можно использовать фрагмент видеофильма о храме, его устройстве.

 

-  Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?

- Может ли православный христианин молиться без иконы? Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда

 услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы – особенное.

- Прочитайте сведения о Пресвятой Богородице. Попробуйте объяснить

   молитву, обращенную к Божией Матери. Почему эта молитва так любима православным народом?

 

 -Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

- Часто ли вы бываете в храме?

 - Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

 - Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

 

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

 

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

Слушают фрагменты колокольных звонов.

 

 

Колокольный звон.

Мысли о храме, церкви, России…

 

 

 

 

Раньше звон колокола собирал людей во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы, шлема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красотой, праздничностью, на крышах купола, на них кресты.

 

 

Похожи тем, что у всех есть купола, а отличаются их количеством, а ещё их формой и цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание, рассматривание видеоряда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста

Учащиеся работают  с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны.

 

Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке.

Икона – это изображение Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваем детей

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваем детей

 

 

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

 

 

 

Выслушиваем детей

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, готовность слушать собеседника, вести диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей

 

 

 

 

Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, мотивация к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной  справедливости и свободе.  само

Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, религия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание, понимание и принятие личностью ценностей, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества

Ценностное отношение к России, к культурно-историческому наследию, народным традициям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностное отношение к России, к культурно-историческому наследию, народным традициям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценностное отношение к России, к культурно-историческому наследию, народным традициям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Разгадывание кроссворда.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Как называется храм, находящийся в нашем городе недалеко от нашей школы?

    Любите, дети, старину

    С ее былинными веками,

     С ее старинными церквами,

     К величию ведшие страну…                                

     Любите. Дети, старину!..

                               (С.С.Бехтеев)

Разгадывают кроссворд

Выслушиваем детей

Формирование  умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права на собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, вносить коррективы на основе оценки и учета характера ошибок, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Развитие навыков сотрудничества, формирование чувства гордости за свою Родину, народ и историю России,

Знание, понимание и принятие личностью ценностей

Ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию

Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, историю и особенности  храма  нашего города

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.

Записывают домашнее задание в дневник

 

 

 

 

 


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Храм»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Храм»

Структура и ход урока №

Структура и ход урока №

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Добрый Строгий Веселый (слова на доску выписываю) -

Добрый Строгий Веселый (слова на доску выписываю) -

Это храм, церковь. Храм.

Это храм, церковь. Храм.

Физминутка 4

Физминутка 4

Физминутка 4

Физминутка 4

А) Рассказ учителя б)

А) Рассказ учителя б)

Чтение и исследовательская работа с текстом

Чтение и исследовательская работа с текстом

Чтение и исследовательская работа с текстом

Чтение и исследовательская работа с текстом

Г) Чтение учителем стихотворения

Г) Чтение учителем стихотворения

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Памятка девочке: Скромную надень одежду,

Памятка девочке: Скромную надень одежду,

Службу Божию полюби.

Службу Божию полюби.

Рефлексия Разгадывание кроссворда

Рефлексия Разгадывание кроссворда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023