Конспект
урока основы мировых религиозных культур по теме
«Религиозные ритуалы, обряды и обычаи»
I. Общая информация
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Цель урока:
Содержательная: обеспечение условий для усвоения учащимися материала о значении религиозных ритуалов и обычаев мировых религий.
Деятельностная: работа и выступление в группах по теме урока.
Задачи урока:
№ |
Задача |
Планируемый результат |
1. |
Познакомить учащихся с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий. |
Учащиеся знакомятся с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий. |
2. |
Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми. |
У учащихся развиваются способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми. |
3. |
Формировать у учащихся толерантное отношение к обычаям и обрядам различных религиозных культур. |
У учащихся формируется толерантное отношение к обычаям и обрядам различных религиозных культур. |
Планируемые результаты: предметные: уметь ориентироваться в тексте учебника по теме урока, уметь давать определение понятиям «обряд», «ритуал», «обычаи», знать обычаи, обряды и ритуалы ислама, иудаизма и буддизма.
Личностные: чувство сопричастности к обычаям, традициям народов; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений.
Метапредметные УУД: регулятивные: формирование навыка целеполагания, планирования, рефлексии; формирование навыка работы в группе; формирование коммуникативных навыков (вести диалог, слушать собеседника)
Познавательные: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь. Ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового; извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.; анализировать, делать выводы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Оборудование:
Оформление доски:
|
Образец записи классной работы:
II. Ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности |
Методы, приёмы, средства, технологии |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте начнём урок с того, что каждый по цепочке придумает прилагательное, которое вас описывает. Прилагательное обязательно должно начинаться на первую букву вашего имени и описывать вас. Например, Ирина – искренняя. · Как на Руси выбирали новую веру, почему выбрали христианство? · При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (Киевский князь Владимир.) · Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства.) · От какой страны Русь приняла христианство? (Византия.) · В каком году это произошло? (988 г.) · Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (Создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи.) |
Представляются. Отвечают на вопросы. |
Приём – аллитерация имени. Словесный метод – беседа. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Как называется предмет? А почему эти религии называются мировыми? (Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам.) 1 слайд. Давайте заполним таблицу на доске. Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам. (На доске на карточках написаны слова “Библия”, “Типитака”, “Коран”, “храм”, “мечеть”, “пагода”, “священник”, “имам”, “лама”. Карточки со словами “ритуалы”, “обычаи” и “обряды” закрыты.) - Какие названия мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг.) - А во второй? (Священных сооружений.) - Какие названия мы видим в третьей строке таблицы? (Хранители мировых религий.) - А теперь откроем спрятанные слова. Как распределить эти слова по столбикам? |
Ученики решают проблемную ситуацию Вывод учеников: слова “ритуалы”, “обряды” и “обычаи” можно поместить во все столбики. Отвечают на вопросы. |
Проблемная ситуация. Словесный метод – беседа. Наглядность. |
3. Этап построения выхода из создавшейся ситуации |
2 слайд. Запишите в тетради тему урока: “Религиозные ритуалы. Обряды и обычаи”. - Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке? · Познакомиться с понятиями “обряд”, “ритуал”, “обычаи”. · Выяснить, какие ритуалы и обряды существуют в мировых религиозных культурах.
Физминутка. |
Записывают тему урока. Ставят цели на урок. Выполняют упражнения (фзминутка) |
Словесный метод – беседа. Динамическая пауза. |
4.Этап реализации построенного проекта |
Давайте же разберёмся в понятиях, которые встречаются у нас в теме урока. 3 слайд. Обряд - совокупность действий, в которых воплощаются какие-либо религиозные представления, бытовые традиции. Любой обряд включает в себя ритуальные действия. Ритуал - сложившийся, устоявшийся порядок действий. То есть, когда мы утром чистим зубы и умываемся, и всё это делаем примерно одинаково из дня в день и в одной и той же последовательности, "на автопилоте" - это тоже, своего рода, ритуал. Обычаи – общепринятые правила и нормы, регулирующие поведение людей. |
Записывают определения понятий. |
Словесный метод – беседа. Наглядность. |
5.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
Теперь поработаем в группах. Скажите, какие правила работы в группах вы знаете? 1 ряд – ислам 2 ряд – иудаизм 3 ряд – буддизм. Задание: прочитайте параграф учебника и ответьте на опорные вопросы на карточках.
Представляют результаты работы в группах. Выступление учащихся сопровождается слайдами презентации. |
Работают в группах. Выступают перед классом. |
Словесный метод – беседа. Наглядность. |
6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
С чем вы познакомились сегодня на уроке? (С определениями слов «обряд», «ритуал», «обычаи»; с обрядами в разных религиях) Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме? Какой вывод каждый из вас может сделать из урока? (Высказывания учащихся. Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу). |
Подводят итоги урока. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.