Курс
«Основы религиозных культур
и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
конспект урока по теме
«Россия – наша Родина»
учителя начальных классов
Валеевой Жанны Климовны
Тюмень 2020г.
Урок 1. Россия – наша Родина
Цель:
1.Формирование представления о Родине
2.Развитие познавательного интереса к истории Родины
Задачи:
- актуализировать знания о Родине;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;
Оборудование:
мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи (гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.
2. Сообщение темы урока.
Обсуждение темы урока с учащимися:
- О чём пойдёт речь на уроке?
Загадка.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.
(Родина)
3. Беседа с учащимися.
Слайд №2
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Кто является главой государства?
- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?
Это надо знать.
Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованны льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают. (слайды№ 9-14)
- Какие символы государства вам известны? Слайд №3 (прослушать гимн стоя)
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня? Слайд №4
- Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас Родина? Слайд №5
– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО,
РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек
родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»?
Работа со словарем.
Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.
Слово «РОДИНА» произошло от древнего
слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков.
Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени
россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители,
родня, родословная, родина, народ.
- Подберите однокоренные слова к слову Родина.
- Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)
-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.
(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) слайд №6
Константин Ушинский «Наше Отечество»
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
- Так почему же Родину называют Отечеством?
- Как ещё называет Ушинский нашу Родину? (матушка)
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)
– Мы живём в России. Это наша Родина. Значит,
мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле, она занимает девятую часть всей суши.
Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь
ценного”.
– Чем богата Россия?
Россия богата лесами, полезными
ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и
глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры; людьми, которые стали знаменитыми.
- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине.
7 слайд (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки , озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).
- Какие русские военачальники вам известны? Слайд №8
- Что вам известно о защитниках нашей Родины?
- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?
- Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов. Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.
- Все ли из перечисленных людей русские?
Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.
4. Самостоятельная работа.
Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.
9 слайд
В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.
-Какова главная мысль текста?
- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия Контроль и оценивание действий учащихся. Определить степень усвоения учащимися нового материала.
Составьте синквейн на тему
1 группа - «Родина»
2 группа – «Патриот»
3 группа – «Народ»
- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
-Чем богата наша страна? (природа, люди…)
Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.
Задание: соединить начало пословицы с её концом.
На чужой стороне |
Родина милей вдвойне. |
Родина краше солнца, |
дороже золота. |
Родная сторона - мать, |
чужая - мачеха. |
Человек без Родины - |
что соловей без песни. |
Родина - мать, |
умей за неё постоять. |
Нет в мире краше |
Родины нашей. |
Для Родины своей |
ни сил, ни жизни не жалей. |
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».
(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
6. Задание на дом.
1. Написать мини сочинение на тему: «Я не хочу, чтобы моя Родина…»
2. Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»
Стр.5. Вопросы и задания.
- Узнать, есть ли среди ваших родственников те, кто внёс вклад в развитие страны, города. Кто они, в чём их заслуга?
- Или найти материал об известном человеке, подготовить рассказ о нём, объяснить, почему выбрал именно этого человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.