Конспект урока по ОРКСЭ
Оценка 4.9

Конспект урока по ОРКСЭ

Оценка 4.9
docx
21.04.2020
Конспект урока по ОРКСЭ
ОРКСЭ конспект.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Курс

«Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

 конспект урока по теме

 «Россия – наша Родина»

учителя начальных классов

Валеевой Жанны Климовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2020г.

 

Урок 1.  Россия – наша Родина

Цель:

1.Формирование представления о Родине

2.Развитие познавательного интереса к истории Родины

 

Задачи:

- актуализировать знания о Родине;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны;

Оборудование:

мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи (гимн, песни о Родине), выставка книг о Родине.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 Знакомство с содержанием курса. Характеристика пособия для учащихся.

 

2. Сообщение темы урока.

 

Обсуждение темы урока с учащимися:

-  О чём пойдёт речь на  уроке?

Загадка.

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.

 (Родина)

 

3. Беседа с учащимися.

 Слайд №2

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой государства?

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

Это надо знать.

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованны льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают. (слайды№ 9-14)

- Какие символы государства вам известны?  Слайд №3   (прослушать гимн стоя)

- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня?  Слайд №4

- Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас  Родина?  Слайд №5

– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну – Родину. 
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»?

Работа со словарем.

 Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов – Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

- Подберите однокоренные слова к слову Родина.

- Подберите синоним к слову Родина. (Отечество)

-Почему Родину называют Отечеством. Об этом мы узнаем из рассказа К. Д. Ушинского.

(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) слайд №6

Константин Ушинский «Наше Отечество»

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

 

- Так почему же Родину называют Отечеством?

- Как ещё называет Ушинский  нашу Родину? (матушка)

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, леса, поля, реки, красоту родного края…)

 

– Мы живём в России. Это наша Родина. Значит, мы кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле, она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет: 
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”. 
– Чем богата Россия?

Россия богата лесами, полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой); 
памятниками архитектуры; людьми, которые стали знаменитыми.

 

- Всё это вдохновляло художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине. 

7 слайд (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки , озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).

-  Какие русские военачальники вам известны?   Слайд №8

- Что вам известно о защитниках нашей Родины?

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?  Чтение значения слов. Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 - Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

4. Самостоятельная работа.

 Детям предлагается текст, после прочтения которого, нужно найти в нём главную мысль.

9 слайд

    В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешила людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям. Самое ценное, что есть в России – это её люди.

-Какова главная мысль текста?

- Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.

 

5. Подведение итогов урока. Рефлексия Контроль и оценивание действий учащихся. Определить степень усвоения учащимися нового материала.

Составьте синквейн на тему

1 группа - «Родина»

2 группа – «Патриот»

3 группа – «Народ»

 

- Что вы расскажите дома членам семьи о нашей Родине  после сегодняшнего урока?

-Чем богата наша страна? (природа, люди…)

Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.

Задание: соединить начало пословицы с её концом.

 

На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

Родина краше солнца,

дороже золота.

Родная сторона - мать,

чужая - мачеха.

Человек без Родины -

что соловей без песни.

Родина - мать,

умей за неё постоять.

Нет в мире краше

Родины нашей.

Для Родины своей

ни сил, ни жизни не жалей.

 

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».

(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

 

6. Задание на дом.

1.     Написать мини сочинение на тему: «Я не хочу, чтобы моя Родина…»

2.     Нарисовать рисунок «Россия – наша Родина»

Стр.5. Вопросы и задания.

- Узнать, есть ли среди ваших родственников те, кто внёс вклад   в развитие страны, города. Кто они, в чём их заслуга?

- Или найти материал об известном человеке, подготовить рассказ о нём, объяснить, почему выбрал именно этого человека.

 

 


 

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Урок 1. Россия – наша Родина

Урок 1. Россия – наша Родина

Мы называем нашу страну Родиной

Мы называем нашу страну Родиной

Мы живём в России. Это наша Родина

Мы живём в России. Это наша Родина

И этим гордиться должны мы друзья

И этим гордиться должны мы друзья

Стр.5. Вопросы и задания. -

Стр.5. Вопросы и задания. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020