Класс- 8
Тема: А.Т. Твардовский "Василий Теркин. «Кто стрелял?»"
Цель: Продолжать знакомство обучающихся с произведением А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
Задачи:
- расширять представление о содержании произведения; учить анализировать поступки героев
- формировать представление о поэтических приемах.
- формировать навык осознанного беглого чтения;
- развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся;
- развитие связной устной речи обучающихся;
- развитие мышления и воображения;
- воспитание и развитие интереса к чтению;
- воспитание чувства патриотизма;
Оборудование: учебники, портрет А.Т. Твардовского, цветные иллюстрации сражений ВОВ.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу.
Дыхательная гимнастика.
II. Актуализация знаний обучающихся
- На одном из тихих и уютных уголков г. Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- На постаменте высечены слова: А. Твардовский и Василий Теркин. Они удобно расположились на бревне и увлеченно беседуют; вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей…
- Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши солдаты одержали победу и, возможно, размышляет о будущей главе к поэме «Книга про бойца».
- Василий Теркин же, как всегда, весел и бодр. Вот-вот закончит свою речь и «заведет другую песню»; заиграет на трехрядке, забыв обо всем на свете…
А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.
- Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей – автора знаменитой поэмы «Книги про бойца» Александра Твардовского и всенародного героя Василия Теркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, любили свою родную землю, свой народ и страну
Сообщение темы урока.
- Тема войны всегда была актуальной и в музыке, и в литературе. Почему писатели, режиссеры, музыканты обращаются к этой теме?
- Сегодня мы познакомимся с одним из таких произведений.
III. Повторение изученного.
Работа с иллюстрацией стр. 238
- Что вы видите на этой картине? (Лесная опушка, танки, грузовики, бойцы).
- Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют этой иллюстрации.
(От глухой лесной опушки – на снегу еще визжат…)
- Какой эпизод лег в основу главы «Гармонь»?
(В центре её – один из военных эпизодов: случайная встреча В.Теркина с танкистами на фронтовой дороге. Он возвращался после ранения из госпиталя).
- Прочтите строфу: На просторе ветер резок – до «не дотронься …».
- И все-таки, кто играет? Чья Гармонь?
Физминутка для глаз
IV. Изучение нового материала.
- о чем эта часть поэмы?
- что произошло после боя?
- как вели себя солдаты, увидел в небе немецкий самолет? Прочитайте в тексте
- какие черты характера к тем, что мы узнали из главы «Гармонь», проявились в характере Теркина?
- расскажите о его подвиге
- какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе? (Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски)
V. Физкультминутка.
VI. Выразительное чтение главы «Кто стрелял?» обучающимися
Задание: составить небольшой рассказ на тему «Василий Теркин. Какой он?»
VII. Итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.