ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА класс- 7Б
ТЕМА УРОКА: ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ
Цель: Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.
Задачи
Образовательные: рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; дать сравнительную характеристику вооружения немецких и русских войск; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию операция восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения; установление последовательности событий.
Воспитательные: воспитывать нравственное представление о том, что беззаветное служение Отечеству, выполнение воинского долга — священная обязанность гражданина.
Основные знания
1242 год — Ледовое побоище.
Основные термины и понятия
Фланг.
Оборудование и материалы
Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», картина «Ледовое побоище» А.К. Горбунова, стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на работу Разминка «Определи по датам век и тысячелетие» 789 г., 1239 г., 87 г., 1587 г. XII век, IX век, VII век, V век
|
Повторение пройденного материала |
— Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? — С кем воевали русские воины на р. Неве? — Когда произошла битва на р. Неве? — Чем закончилась Невская битва? — Почему Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский»? |
|
Задание 1. Выберите, какие из перечисленных ниже черт личности присущи Александру Невскому: Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, коварный, дальновидный, талантливый, опытный, мудрый, расчетливый, самолюбивый, властный. |
Актуализация знаний, объявление новой темы |
Вводное слово учителя. Через 2 года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Сначала они подступили к г. Пскову (показ на карте). Нашелся один предатель и впустил в город врагов. Снова собрались полки новгородские под начало Александра Невского. Сообщение новой темы: «Ледовое побоище»
|
Изучение нового материала
|
Рассказ учителя по теме урока В ходе работы ставятся вопросы: — Как были вооружены русские воины. — Как располагалось войско немецких рыцарей? — Как расположил свои войска Александр Невский? Словарная работа: фланг. — Почему Александр Невский дал бой на льду озера? — Какую роль сыграл засадный полк в ходе боя? — Почему битва на Чудском озере названа Ледовым побоищем? — Какое значение имела победа русских?
Демонстрация картины «Ледовое побоище», или рассматривают иллюстрацию в учебнике. — Зачем Александр Невский отправился в Золотую Орду?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ |
Закрепление нового материала. |
Беседа по вопросам. - С кем воевали новгородцы в 1242 году? ( С немецкими рыцарями) - Под каким названием в историю вошла битва с немецкими – рыцарями? (Ледовое побоище) - Где проходило Ледовое побоище? (На Чудском озере) - Как построили свои войска немецкие рыцари? (Клином) - Как построил свои войска князь Александр? (Отвечают и показывают по схеме) - Чем закончилась эта битва? (Победой русских воинов) - Почему русские победили? (Они защищали Отечество и веру православную) - Какое значение имела победа русских войск в Ледовом побоище? (С земли русской были изгнаны немецкие и шведские завоеватели) - В чём выразился полководческий талант Александра Невского? (Внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям.)
|
Подведение итогов
|
-С какой темой познакомились на уроке? -Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?
Объявление оценок за работу.
|
Домашнее задание |
Стр. 128-130, читать, отвечать на вопросы 5-6 стр. 133 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.