Конспект урока
по предмету «Окружающий социальный мир» Тема урока: «Предметы из бумаги» для детей 5 класса с умеренной умственной отсталостью |
Оборудование: картонная коробка, документ с печатью, салфетка, фантик, конверт, кусок обоев, билет, альбом, книга, денежная купюра; разрезные картинки с изображениями альбома, учебника, тетради; блокнот, резиновый ёжик, стакан, деревянная линейка, металлическая коробка, газета, журнал,
телевизор
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений обучающихся о предметах из бумаги.
Задачи: расширять представления обучающихся о предметах из бумаги, их назначении и пользе, познакомить с процессом изготовления бумаги на доступном уровне;
развивать мышление, связную речь, обогащать словарный запас;
воспитывать бережное отношение к предметам из бумаги.
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель:
- Прозвенел звонок, начинается урок! Сегодня к нам на урок окружающего социального мира пришли гости. Поэтому будьте активными и внимательными, отвечайте громко полными ответами и покажите всё, что уже умеете.
II. Сообщение темы и целей
Учитель:
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит разгадать загадку:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
(Бумага)
- Правильно, это бумага. А тема нашего урока сегодня «Предметы из бумаги». Сегодня вы научитесь находить предметы из бумаги вокруг себя, правильно их называть, отличать от предметов из других материалов и узнаете, как делают бумагу.
III. Ориентировочный этап
Учитель:
- Кто был самым внимательным и запомнил предметы из бумаги, которые прозвучали в моей загадке? (Выслушиваются ответы детей)
- Трудно, ребята? Тогда я вам помогу! Посмотрите, сегодня на урок я принесла вот такую большую коробку, а в ней как раз предметы из загадки. Давайте их назовём! (Предметы достаются учителем по одному, дети узнают их и называют)
- Ребята, что общее у всех предметов? (Все предметы сделаны из бумаги).
- А из чего сделана моя коробка? (Из картона).
- Как вы думаете, картон – это бумага? Конечно! И мы говорили об этом на предыдущем уроке. Картон – это разновидность бумаги.
- Кто помнит свойства картона? Верно, он плотный и прочный. Вот почему из него делают различные коробки. Чтобы защитить то, что лежит внутри.
IV. Практический этап
Учитель:
- Ребята, в моей коробке поместилось много предметов из бумаги. Вы согласны? В жизни эти предметы окружают нас повсюду. Они облегчают нашу жизнь, помогают нам в разных ситуациях. В нашем классе тоже есть предметы из бумаги.
- Посмотрите внимательно на свои парты. Какой предмет из бумаги есть у каждого из вас на парте? Правильно, дневник. Возьмите дневники в руки. Проверьте, они из бумаги? (Да)
- А теперь загляните каждый к себе в парту. Что там есть из бумаги? (Тетрадь)
- Как можно назвать дневник и тетрадь общим понятием? Правильно, это школьные принадлежности.
- Сейчас я раздам вам разрезные картинки. Когда вы их соберёте, сможете продолжить ряд школьных принадлежностей из бумаги (Дети собирают картинки и продолжают ряд: альбом, учебник). Молодцы, справились!
Физкультминутка
- А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Верно – неверно».
Встаньте рядом с партами. Я буду называть различные предметы. Если предмет сделан из бумаги, значит, всё верно, и мы радостно хлопаем в ладоши! А если предмет не из бумаги, значит, неверно, и мы топаем ногами, не соглашаясь. Готовы?
(Тетрадь, ложка, кастрюля, газета, учебник, банка, журнал, открытка, юбка, салфетка).
- Теперь подойдите к моему столику. Мы поиграем ещё в одну игру. Она называется « Я выбираю…» Я буду играть с вами и начну первая. А вы слушайте внимательно, чтобы потом продолжить так же, как я.
- Я выбираю блокнот, потому что он сделан из бумаги.
(Игра продолжается по кругу, пока на столике не закончатся предметы из бумаги)
- Почему вы не выбрали стакан? (Он из стекла).
- Почему не выбрали ёжика? (Он из резины).
- Почему не выбрали коробку со снеговиком? (Она металлическая).
- Всё верно, ребята! Нас окружает много предметов из разных материалов. Но сегодня на уроке мы говорим о предметах из бумаги и выбираем только их.
- Ребята, вы помните, а из чего же делают саму бумагу? Конечно, из древесины. Сегодня мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма, в котором Фиксики расскажут, как получается бумага.
- Как вы поняли, ребята, из фильма, бумагу делать сложно? Да, процесс изготовления долгий. А ещё для производства требуется много деревьев. Мы с вами знаем, что деревья надо беречь, потому что они очищают воздух, которым мы дышим. А это значит, что ко всем предметам из бумаги надо относиться бережно!
- Что мы можем для этого делать? Конечно, не мять тетради, не рвать книги, не тратить бумагу без надобности. А ещё, ребята, мы можем сдавать макулатуру, то есть старую бумагу, чтобы её переработали на фабрике, и не пришлось срубать деревья.
V.Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята, наш урок подходит к концу. Вам было интересно? Что новое вы узнали? Чем понравилось заниматься? (Выслушиваются ответы детей).
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Дети оценивают себя)
- Я думаю, что новые знания обязательно пригодятся вам в жизни. Наш урок окончен. Можете идти на перемену.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.