Урок природоведения 5 класса
Дата:__________
Тема: Гранит. Известняк
Цель:Формировать представления о полезных ископаемых,используемыхвстроительстве–гранит,известняк.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявлять интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своейстране,ее природным богатствам;
Предметные:
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Узнаютполезныеископаемыенарисунках,фотографиях,вколлекциях(мел,мрамор,гранит);называютизученныеполезныеископаемые;относятполезные ископаемые к группе,используемых в строительстве;имеютпредставлениео назначенииданнойгруппыполезныхископаемы. |
Узнаютиназывают представителей полезныхископаемых,используемыхвстроительстве; выделяютпризнаки полезныхископаемых,используемыхвстроительстве; называютполезные ископаемые,известныеиз других источников,объясняютсвоерешение.
|
Оборудование: ИКТ, образцы полезных ископаемых.
Ход урока.
1. |
Организационный момент. |
|
Проверка готовности к уроку Приветствие Игра «Цепочка» (первый ряд называет тела живой природы, второй ряд – тела не живой природы)
|
2. |
Актуализация опорных знаний Перед уроком на доске вывешиваются вопросы: - Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? - Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? |
|
- Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? - Польза – хорошие, положительные последствия, выгода. - Копать – разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать. - Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока (открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»). - Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например дерево. - Можем ли мы его назвать полезным ископаемым? Почему? - Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым? - Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли? - Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок) - Сформулируйте понятие «полезные ископаемые» Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве. |
|
- Расскажите,
как люди используют полезные ископаемые. |
3. |
- Скажите, что означает выражение "разработка недр"? Добыча полезных ископаемых. - Ребята, как добывают полезные ископаемые? Демонстрация иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых. - Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? Когда человек спускается в шахту. - Как вы думаете, почему? В шахте может произойти обвал. - Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
|
4. |
Изучение новой темы урока |
|
Гранит - Что можно сказать про этот камень? Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. - Однороден ли он по составу? - Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Работа с учебником. - Откройте учебники на с. 51. (чтение по цепочке). |
|
Работа по вопросам над содержанием. Работа по группам. |
|
|
|
Задание группам: Рассказать о граните, известняке. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение. 1. Он очень прочен и упруг,
2. Этот мастер белый-белый Покрывают им дороги, Работа в группах. - Дома вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем. Гранит. Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита. Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. Известняк. Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены). Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок. |
5. |
Итог урока. Обсуждение сообщений. Рефлексия Что сегодня делали на уроке? Какие выполняли задания? Кто выполнял задания самостоятельно? Кто выполнял задания с помощью учителя? Оценивание |
|
Домашнее задание. |
|
Стр. 51-53 читать, отвечать на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.