Конспект урока по природоведению в 5 классе "Гранит, известняк"
Оценка 4.9

Конспект урока по природоведению в 5 классе "Гранит, известняк"

Оценка 4.9
docx
16.12.2024
Конспект урока по природоведению в 5 классе "Гранит, известняк"
5 класс гранит известняк.docx

Урок природоведения 5 класса

Дата:__________

Тема: Гранит. Известняк

Цель:Формировать представления о полезных ископаемых,используемыхвстроительстве–гранит,известняк.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своейстране,ее природным богатствам;

Предметные:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Узнаютполезныеископаемыенарисунках,фотографиях,вколлекциях(мел,мрамор,гранит);называютизученныеполезныеископаемые;относятполезные ископаемые к группе,используемых в строительстве;имеютпредставлениео

назначенииданнойгруппыполезныхископаемы.

Узнаютиназывают

представителей полезныхископаемых,используемыхвстроительстве; выделяютпризнаки полезныхископаемых,используемыхвстроительстве; называютполезные ископаемые,известныеиз других источников,объясняютсвоерешение.

 

 

Оборудование: ИКТ, образцы полезных ископаемых.

 

Ход урока.

 

1.

Организационный момент.

 

Проверка готовности к уроку

Приветствие

Игра «Цепочка» (первый ряд называет тела живой природы, второй ряд – тела не живой природы)

 

2.

Актуализация опорных знаний

Перед уроком на доске вывешиваются вопросы:

- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископае­мых?

 

- Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

- Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

- Копать – разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать.

- Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока (открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»).

- Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например дерево.

- Можем ли мы его назвать полезным ископаемым? Почему?

- Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

- Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли?

- Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок)

- Сформулируйте понятие «полезные ископаемые»

Полезные ископаемые – это  все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

 

- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые.
План рассказа вам подскажут слова: строительство; топ­ливо; металл; пища.

3.

- Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Добыча полезных ископаемых.

- Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Демонстрация иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Когда человек спускается в шахту.

- Как вы думаете, почему?

В шахте может произойти обвал.

- Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

 

4.

Изучение новой темы урока

 

Гранит

- Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Однороден ли он по составу?

- Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на с. 51. (чтение по цепочке).

 

Работа по вопросам над содержанием.

Работа по группам.

 

 

 

Задание группам: Рассказать о граните, известняке. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение.

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Работа в группах.

- Дома вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем.

Гранит.

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Известняк.

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

5.

Итог урока.

Обсуждение сообщений.

Рефлексия

Что сегодня делали на уроке?

Какие выполняли задания?

Кто выполнял задания самостоятельно?

Кто выполнял задания с помощью учителя?

Оценивание

 

Домашнее задание.

 

Стр. 51-53 читать, отвечать на вопросы.

 


 

Урок природоведения 5 класса

Урок природоведения 5 класса

Игра «Цепочка» (первый ряд называет тела живой природы, второй ряд – тела не живой природы) 2

Игра «Цепочка» (первый ряд называет тела живой природы, второй ряд – тела не живой природы) 2

Изучение новой темы урока

Изучение новой темы урока

Задание группам: Рассказать о граните, известняке

Задание группам: Рассказать о граните, известняке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2024