Литературное чтение. По произведениям Л. Н. Толстого
Сибигатулина В.Р. первая квалификационная категория
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению произведений Л.Н.Толстого
· развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;
· способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;
· формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
· готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев, приводить примеры (составлять небольшие рассказы) на определенные жизненные ситуации.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование к уроку:
3. Выставка книг для детей Л.Толстого
4. Презентация о жизни Л.Н.Толстого
На доске портрет писателя. Эпиграф : « Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л.Н.Толстой.
Ход мероприятия
1.Организационный момент. Приветствие учащихся.
Всем-всем добрый день!
Мы рады встрече с вами!
Надеюсь, сегодня вы порадуете нас.
А с каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей)
Я назвала день «добрый»? (ответы детей)
- А что это значит? (ответы детей)
- А сейчас возьмитесь за руки и пожелайте друг другу что-нибудь доброе, хорошее. И нашим гостям пожелаем доброе и хорошее? (Ответы)
2.Актуализация знаний
- Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю Сергея Ожегова:
Работа с выставкой книг.
Ребята, а теперь пройдите к нашей книжной выставке и рассмотрите её. Вы будете подходить группами. Обратите внимание на авторов этих книг и название. (звучит мелодия)
-Где в книге мы можем найти автора этих книг? (На титульном листе). Объясните, что такое титульный лист?
-Для кого предназначены эти книги? (ответы)
-Выберите книги, которые предназначены для детей. (с каждого стола по одному).Почему вы так решили? (ответы детей)
-А чем отличаются книги для детей от книг для взрослых? (ответы)
- Книги, какого писателя представлены на нашей выставке?(ответы) КНИГИ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО.
Книги для взрослых вы почитаете, когда подрастёте.
А сегодня мы поговорим о чём ребята? (ответы) (О
детских книгах Л.Н.Толстого)
3.Постановка учебной задачи и определение темы занятия
- А почему именно Л.Н.Толстого, давайте обратимся к доске. (Ответы детей)
-А какая тема нашего мероприятия мы прочитаем на доске
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОБРУ И УЧИТ
Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из биографии Л.Н.Толстого, а также с его занимательными рассказами для детей, обменяемся мнениями о значении этих рассказов для каждого из вас.
4.Изучение новых знаний
Учитель: 9 сентября 2018 года Льву Николаевичу Толстому исполнилось 190 лет. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.
Видеоролик о жизни и творчестве писателя. (просмотр видеоролика)
Заканчивает учитель
Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей. Они не могли платить за ученье. С самого раннего детства они работали. За одной партой, а точнее, столом сидели дети от 8лет и до 15.
Но книг для детей тогда было очень мало. И тогда Л.Н.Толстой пишет рассказы, сказки и басни для детей – простые, понятные, увлекательные, поучительные. Он написал «Азбуку» и четыре «Русские книги для чтения». (слайд презентации)
Рассказы из «Азбуки» мы сегодня будем читать, а некоторые вы уже читали.
-А сейчас мы прослушаем рассказ Л.Н.Толстого «Кто лучше всех»
Ребята читают рассказы
1)Чтение наизусть рассказа «Кто лучше всех?» Л.Н. Толстого
В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: "Какая же твоя мама, деточка?" А дитя сквозь слёзы отвечает: "Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех".
Вопросы:
-Что случилось с ребёнком?
-Как вы думаете, какой смысл вложен в название рассказа?
-Как вы думаете, каким должен быть человек, который написал этот рассказ для детей? Как вы думаете, как он относился к своей маме?
Учитель: Своей мамы Л.Н.Толстой практически не помнил. Но ему, как и всем людям, было свойственно испытывать к этому человеку самые светлые и добрые чувства. Поэтому, когда он стал учительствовать, то своим маленьким ученикам объяснял не только то, как пишутся буквы, но и то каким должен быть настоящим человек, как он должен относиться к своей маме и близким
2) Чтение и анализ рассказа «Дед и внук»
Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог залезть.
Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.
Вопросы:
-Можно ли смеяться над старостью?
-Как надо относиться к пожилым?
-Какой внук? Как вы его охарактеризуете?
3) Чтение и анализ рассказа «Трус»
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу, за то, что ты трус.
Вопросы:
- Чему учит этот рассказ?
-Что можете посоветовать Саше?
4) Чтение и анализ рассказа «Сайка»
У Васи было 4 копейки. Он пришёл в лавку и купил сайку, и ему дали сдачу копейку. Он пошёл домой. «Подайте, Христа ради»- сказал нищий. Васе жалко было дать сайку. Он дал копейку. Потом ему жаль стало нищего. Он вернулся и отдал сайку.
Вопросы:
-Как вы думаете, почему мальчику стало жаль нищего?
-Какими качествами обладает этот мальчик? (ответы)
-Ребята, а вы знаете есть такие дети и взрослые, которые в своей жизни совершали похожие поступки
(просмотр ролика о добрых поступках)
Добрые поступки в наше время каждый день совершают волонтёры. Президент России В.В.Путин объявил 2018 год- годом добровольца и волонтёра.
-А кто такие ВОЛОНТЁРЫ? (ответы)
(просмотр презентации)
5) Чтение и анализ рассказа «Старик сажал яблони»
Старик сажал яблони. Ему сказали:
-Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
-Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Вопросы:
-Какие добрые дела ты можешь сделать для окружающих?
-Как вы думаете, какое главное качество, свойственное всем пожилым людям, олицетворяет в себе этот дедушка? Мудрость.
Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.
В 1910г. седьмого ноября Толстого не стало. Он был похоронен в своем имении Ясная Поляна
5. Физкультминутка «Сказочный герой – добрый и злой»
(учитель называет героя, а ученики выполняют движения - добрый герой – прыгают, злой герой – приседают на корточки, руки на пояс).
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка ,
Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди,
Баба Яга, Морозко, Мальвина, Леший,
Кот в сапогах, Колобок, Змей Горыныч, Курочка Ряба,
Кот Леопольд, Старуха Шапокляк, Бармалей, Фунтик
Закрепление пройденного материала
6. Закрепление материала:
Работа в группах.
-А
сейчас у вас предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группах:
1.Выбираем руководителя группы (выбирает, кто чем занимается)
2.Хранителя тишины (смотрит за тишиной в группе)
3.Выбрать выступающего
- А сейчас из конвертика достаньте части из рассказов Л.Н.Толстого и
восстановите деформированный текст.
(Ребята работают)
Хранитель тишины следит за временем. (включаем клок баддис часы)
Дети зачитывают работы в группах
7. Рефлексия
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
-Как можно победить зло?
- Вот видите, ребята, как можно победить зло.
- Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. А теперь давайте прослушаем стихотворение о добре.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
«Люблю музыку больше всех других искусств», - говорил Толстой. Особую любовь он испытывал к народным песням. Толстой не только любил слушать музыку. Он сам хорошо играл на рояле. В юности Лев Николаевич одно время серьезно занимался и даже мечтал стать музыкантом. Толстой усердно играл по три-четыре часа в день, чтобы усовершенствовать свою игру. В 1848 году, когда Льву Толстому было 20 лет, он страстно увлекся музыкой. В это время и родилось первое и единственное музыкальное произведение, написанное им. Он редко и, стесняясь, исполнял его
Песня под живую музыку «Дорогою добра»
1Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
|
2.Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба себя Ведёт, не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда веди Дорогою добра.
|
3.Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что это жизнь, Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
|
4 Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.