Конспект урока по литературе в 11 классе
Тема: Жанр, композиция романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели:
· познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования;
· научить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
· формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
· создать противостояние добра и зла жизни как проблему;
· сделать шаг к определению собственной нравственной позиции.
Оборудование:
1.Медиаиллюстрации
2. Компьютер
3. Телевизор
Использованные технологии:
1.Развивающее обучение
2.Технология развития критического мышления
3.ИКТ
4.Исследовательские методы
5.Здоровьесберегающие
Ход урока:
Эпиграф:
Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов,
а осмысливать сами эти образы, ища их художественный смысл.
Эдуард Безносов.
1. Проверка домашнего задания.
Кому принадлежат эти высказывания? При каких обстоятельствах герои романа их произносят?
- …что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
- Он не заслужил света, он заслужил покой.
– «Добрые люди»? Ты всех, что ли,
так называешь?
– Всех. Злых людей нет на свете.
- Каждому будет дано по его вере.
- …они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Викторина «Кому из героев принадлежит предмет?»
Внимательно ли вы читали ? (Написать ответы в тетради). Взаимопроверка в парах.
2. Слова учителя.
Вы уже знаете, что роман «Мастер и Маргарита» стал главным, закатным в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова и необычным для традиционной литературы.
О впечатлениях первых читателей и слушателей этого произведения рассказал С. Ермолинский в «Драматических сочинениях»: «Слушали его с изумлением. Ещё бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляло. Но потом некоторые говорили мне шёпотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может … навлечь!»»
Вопрос:
Как вы думаете, почему читатели так восприняли роман Булгакова?
3. Вступительное слово учителя.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» многолик, как само искусство: это романтика и реализм, живопись и ясновидение. Во многих смыслах это и роман тайн, которые открываются не всем и не каждому. Попробуем приоткрыть завесу тайн и заглянуть в мир булгаковских героев. Постараемся понять, в чем суть многоплановости и разноуровневости повествования, для чего написан такой роман, какие уроки мы должны извлечь из этого произведения.
Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность
пространства, интересен и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о
добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Он и
сегодня не позволяет нашей душе лениться, заставляет размышлять над проблемами
романа, а, значит, коснуться и наших.
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в
основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей,
предопределение или следование избранным идеалам, идеям? А если жизнь человека
действительно соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день,
за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом
мире? Существуют ли какие-то неизменные категории или она текучи, изменчивы, и
тогда нами движет только страх перед силой или смертью, жажда власти и
богатства? – вот те вопросы, которые ставит автор в своем романе. А разве это и
не наши вопросы, вопросы жизни сегодняшней?
Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" уникален. И, как всякое
значительное произведение, таит в себе неизведанные глубины.
Задача исследования:
Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?
3. Осмысление
А сейчас давайте попытаемся определить жанр произведения. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается.
Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Ученики приводят доказательства
Персонажей в романе – 150
Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям
4 сюжетные линии:
1. Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри
2. Любовная - Мастер и Маргарита
3. Мистическая – Воланд и его свита
4. Сатирическая – Москва и москвичи.
5. Слово учителя
Итак, я считаю, что вы смогли доказать, что перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т. д., все зависит от тематики или идейно - эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать.
Ответы учащихся.
1. Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)
2. Мистический ( Воланд и его свита, бал сатаны)
3. Фантастический
4. Бытовой ( картины московского бытагодов )
5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т. д.)
6. Автобиографический (обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)
Таким образом, мы приходим к выводу, что это многоплановый роман, каких в русской литературе больше нет. В этом его уникальность и своеобразие.
А теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?
Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
- В чем же особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? (Роман в романе: Булгаков пишет роман о Мастере, а Мастер - о Понтии Пилате)
- Чем отличается композиция романа «Мастер и Маргарита» от других романов в романе? В каких главах рассказывается о Понтии Пилате?
Ответы учащихся (работа с текстом)
Глава 2 «Понтий Пилат» (Воланд рассказывает Берлиозу и Бездомному). Глава16 «Казнь» (Бездомный увидел во сне в сумасшедшем доме). Глава 19- Азазелло читает отрывок из рукописи. Глава 25, глава 26 «Погребение», глава 27- Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале.
Слово учителя
Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.
Чтобы связать все воедино, М. А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую (ученики приводят примеры из текста).
Романы написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.
Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме, холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.
Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.
Вопрос учителя. Что такое хронотоп?
Вывод: Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера - в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящий в глубь исторического времени, в вечность.
Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».
6. Работа с текстом.
Гл.2. Анализ эпизода.
Слово учителя. В первых же строках романа представлены портреты центральных героев. Почему портрет так важен для характеристики героев? Зачитайте портретную зарисовку Иешуа. Что она дают для понимания авторской задумки?
Кто такой Иешуа? Предлагаю вам познакомиться с разными взглядами на этот образ. (Работа в карточках)
1. Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мнению философа, человек может делать добро вопреки корыстным соображениям, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону.
У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.
2. Российский богослов Александр Мень утверждал, что образ Иешуа Га-Ноцри далек от библейского образа Христа, отмечая, что Иешуа — «немножко простоватый, немножко наивный, очень милый», и противопоставляя характер этого персонажа характеру библейского Иисуса Христа, который, по утверждению богослова, «никогда не был милым в обычном смысле этого слова». Образ Иешуа Га-Ноцри — это образ бродячего философа, в то время как жизнь Христа «была, скорее, как поход, как военная кампания, она имела цель, а не была блужданием».
3. Признав его Антихристом, можно объяснить: почему у него один последователь, а не двенадцать, как у Иисуса Христа, которому он будет подражать всю свою жизнь; по какой причине его распяли на столбе; и с какой стати Воланд согласился уважить просьбу Га-Ноцри дать Мастеру покой. Так вот: у Га-Ноцри во встроенном романе всего один последователь потому, что и у Антихриста в Новом Завете он тоже один – лжепророк, которого святой Иреней Лионский назвал «оруженосцем Антихриста»; Антихриста распяли на столбе по причине того, что распять на кресте – символе христианства, значит, приобщить к Христу, что для него недопустимо; Воланд-Сатана не мог не выполнить просьбу Га-Ноцри-Антихриста потому, что тот являлся, а точнее сказать: будет являться, или уже является, его отцом.
4. Иешуа – это сам Иисус. Булаков , как сын богослова, хорошо знал, что в третьей заповеди сказано: «Не поминай в суе» имя Божье», поэтому заменил его на Иешуа.
Чью точку зрения разделяете вы?
Обратимся к портрету Понтия Пилата.
«Кровавый подбой». Человек не боится крови: он бесстрашный воин. А какие еще величественные черты правителя вы можете назвать?
Но он страдает от боли. О его страданиях автор скажет, постоянно обращаясь к важной детали портрета – глазам. Обратиться к тексту (Читает фрагмент Гоша).
Вопрос:
- Проследите, как меняются глаза прокуратора? Какие слабости есть у Понтия Пилата?
- О чём спорят эти два человека? В центре внимания вопрос: что такое истина?
( Просмотр фрагмента фильма).
Прочитайте и прокомментируйте рассуждение Иешуа.
Что проповедует Иешуа?
1. «Все люди добрые…», «Бог один…и я в него верю».
2. «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».
3. «…всякая власть является насилием над людьми и что настанет день, когда не будет власти , ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть».
Поговорим об утверждениях Иешуа. Посмотрим на них глазами Понтия Пилата.
1) Какое из них считается легко оспоримым?
2) Какое из его утверждений воспринимается как бред, безвредное чудачество?
3) Какое вызывает страх и даже ужас? Почему?
Первое утверждение Понтий Пилат считает бредом и по-своему оспаривает его: физически – с ромощью Крысобоя, морально – упоминанием о предательстве Иуды.
Второе вызывает у него насмешку. Человеку не дано знать ни истину, ни что такое истина.
«Истина в том, что у тебя болит голова..»
Третье вызывает у него ужас и страх, потому что он боится потерять власть, боится кесаря , боится доносов.
- Почему Пилат утвердил смертный приговор ( Понтий Пилат внутренне несвободен).
- Почему для автора интересен прежде всего образ Понтия Пилата, а не Иешуа? ( Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?)
Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Назовите величественные черты Понтия Пилата и его слабости.
Что заставляет Пилата пойти против совести?
Итак, трусость, несомненно, один из самых тяжких пороков, из-за трусости совершаются самые страшные преступления.
Значит ли это, что человек не должен бояться? Нет. Но он должен помнить о том, как повлияет его выбор на будущую жизнь. Пример этого мы находим в романе. Понтий Пилат, струсив единожды, будет страдать от мук совести 12 тысяч лун.
Рассмотрим иллюстрацию. «Свободен!». Какими здесь мы видим героев? Почему?
Ответ на основной проблемный вопрос урока ( для всего класса)
Рассмотрим иллюстрацию к роману. Как художник изображает Иешуа и Понтия Пилата?
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?
Ответ: именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования.
Рефлексивно-оценочный этап.
Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности внести в рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад!
(Роман посвящён вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад).
В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества.
Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом.
1. Что такое истина?
2. Человек и власть.
3. Внутренняя свобода и несвобода человека.
4. Добро и зло
5. Верность и предательство.
6. Милосердие и всепрощение .
Заключительное слово учителя: Итак, сегодняшний урок показал, что именно от человека зависит, какой выбор он сделает. Идти дорогой к свету или во тьму. Ответственность за свои поступки и совесть – это главные нравственные категории романа. Руководствуясь совестью, человек не встанет на сторону зла. Попробуйте ответить на вопрос: «Как вы понимаете выражение «Бог не может спасти человека без человека – Сатана не может погубить человека без человека»? Подтвердите свое мнение текстом романа. Ответы учеников.
Слово учителя. Урок хочется закончить словами Булгакова, в которых звучит его завет и современникам, и потомкам:
«Все пройдет. Страдание, мука, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»
Домашнее задание
Анализ эпизода (устно)
Подготовить материал по группам:
1 группа – Почему мастер не заслужил света, а заслужил покой?
2 группа – Является ли любовь Маргариты спасительной любовью?
3 группа – Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе.
https://www.youtube.com/watch?v=ep8aBJoLON0
Тема урока: «Жанр и композиция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель урока: знакомство с сложной судьбой его произведений; рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.
Ход урока:
1. Чтение учебника о жизни и творчестве М. Булгакова, о сложной его судьбе произведений.
2. Лекция учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет ( с 1928 по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить , как меняется замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.
Как и его герой – Мастер – писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства вульгарно – социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трёхсот рецензий, опубликованных на его произведения и собранных писателем, 298 были разгромлены. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели её по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь можно назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе «мастера и Маргариты»: «Он гений».
Появление романа в журнале «Москва» ( № 11 за 1966год), даже в урезанном виде ( всего было сделано 159 изъятий текста), произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно небычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей,, ни по стилю. Полный текст появился сначала в Париже ( 1967), а в 1973 году и на родине писателя.
Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 800е годы 20 века. Роман вызвал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Например, и сегодня ведутся ссоры о том, что считать каноническим текстом. Булгаков не завершил своего детища, в его архиве сохранилось несколько вариантов произведения. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.
3. Беседа.
Попробуйте определить жанр романа.
Ответ: можно назвать его и бытовым, так как в нём воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов; и фантастическим, и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. В нём всё тесно переплетено, как в жизни.
Необычна и композиция романа.
Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?
Ответ: композиция «Мастера и Маргариты» оригинальна и многопланова. В рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя и окружающих людей. Таким образом, в книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по- разному организованных художественных пространства. Однако они тесно связаны между собой. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.
Какое время охватывают события романа?
Ответ: московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, проходят всего четыре дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность, иногда – в прямом смысле, как это случилось в Варьете.
Евангельские главы, действие которых происходят в течение одного дня, переносит нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален.
Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?
Ответ: история эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом.
События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумашедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение ( глава 28 «Погребение») и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.
С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе ( «Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.
Итог урока
1. Когда был напечатан в нашей стране роман «Мастер и Маргарита»?
2. В чём состоит его жанровое своеобразие?
3. В чем интересна композиция романа?
Цель: определить жанровое и композиционное своеобразие романа;
выявить многоплановость (троемирие), стержневую идею романа,
проблематику романа воспитывать нравственное отношение к
окружающим.
Задачи:
1. Рассказать о истории создания романа, его значении и судьбе;
показать особенности жанра и композиции
2. Развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.
3. Воспитывать вдумчивого, серьезного читателя, воспитывать интерес и
любовь к творчеству Булгакова и его роману» Мастер и Маргарита».
Метод: лекция с элементами беседы.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная
работа.
Наглядность: м\м комплекс, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и
Маргарита”, портрет Булгакова, ватман, маркеры, раздаточный материал,
иллюстрации к роману, доска, высказывания поэтов, учёных на доске,
музыкальное сопровождение.
Межпредметные связи: история, русский язык, психология, культурология.
Термины: жанр, композиция, многоплановость романа, проблематика
произведения.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово педагога, актуализация знаний обучающихся.
Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и
творчеством М.А.Булгакова, историей создания романа «Мастер и
Маргарита». Прежде чем перейти к дальнейшему изучению этого
произведения, нужно вспомнить историю создания этого уникального
романа. Для этого я приготовила небольшие схемы, которые вам нужно
«прочитать» (работа со схемами, которые вывешиваются на доске)
Предполагаемый ответ на вопросы:
Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве Булгакова. Он писал его
с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций. Это «закатный»
роман, заплачено за него жизнью автора. В 40-е годы, по понятным
причинам, он не мог быть напечатан.
Появление романа в журнале «Москва» (№11 за 1966г. И №1 за 1967 год),
даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие на читателей и
поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно
необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по
постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей
ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали
лишь в 80-е годы 20 го века. Роман вызывал и вызывает острую полемику,
различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и
удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в
традиционные привычные схемы.
Помимо этого для дальнейшей работы по роману нам необходимо,
безусловно, знать содержание и героев романа. Проведём БЛИЦ - ОПРОС
по содержанию романа и выясним, насколько хорошо мы познакомились с
его героями.
(работа с презентацией: на экране чередуются изображения с героями
романа, эпизоды романа; обучающиеся называют имена героев, значения
эпизодов)
3. Сообщение цели и задач урока.
Записываем тему урока: Жанр и композиция романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности.
Ершалаимские главы романа.
И сегодня на уроке мы начнём разбираться в том, что же необычайного в
романе «Мастер и Маргарита», так ошеломившем критиков и
читателей прошлого века.
И начнём мы с жанра и композиции произведения. Сначала вспомним,
что такое жанр литературного произведения.
Предполагаемый ответ на вопросы:
Литературный жанр характеризует группу литературных произведений,
которых объединяет совокупность не только формальных признаков, но и
содержательных свойств.
Роман – жанр литературных эпических произведений, вид повествовательной
литературы имеющее максимально допустимый размер, внушительное
содержание романа обволакивает значительный временной отрезок и
описывает судьбы многих действующих персонажей. В романе широко
изображена жизнь, гладко выстроен ряд событий, обычно используется
большое количество героев, которые участвуют в событийном ряде
произведения.
Что из себя представляет роман «Мастер и Маргарита» в жанровом
отношении?
Предполагаемый ответ на вопросы:
Жанр – роман, но не простой, а многоплановый
- Бытовой (жизнь советских людей в 30-е годы, Москва)
- Фантастический (в романе масса фантастики)
- Философский (в романе отражены и раскрыты многие философские
вопросы)
- Автобиографический ( образ главного героя Мастера отражает судьбу
Булгакова)
- Любовно-лирический (любовная история Мастера и Маргариты)
- Сатирический (сатира на советское общество)
Таким образ роман «Мастер и Маргарита» - многоплановый, каких
немного в русской литературе, такого количества планов нет ни в
одном.
Теперь мы переходим к самой сложной части урока: композиции романа.
Вспомним, что такое литературного произведения?
Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий
организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом
организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг
с другом, в литературном произведении все элементы так же и
самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их
взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ.
Композиция в литературе – это построение художественного произведения,
расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но
композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д.
Композиция – целостная система определенных способов, форм
художественного изображения, обусловленная содержанием произведения.
Средства и приемы композиции углубляют смысл изображенного. Элементы
или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги,
монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские
характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования.
Итак, композиция - это аспект формы литературного произведения, но
через особенности формы выражается его содержание. Композиция
произведения является важным способом воплощения авторской идеи.
Композиция романа необычна и сложна. Литературоведы находят в
романе 3 основных мира.
Вместе с устной работой с обучающимися на доске строится схема
композиции романа: 3 мира романа, герои, действующие в этих мирах,
проводятся параллели и связи миров. Результат работы: наглядная схема
романа, которую обучающиеся фиксируют в тетрадях.
Первый мир – московский, с него начинается действие романа. Звучит
негромко музыка И.Карнелюка из кинофильма «Мастер и Маргарита».
(Оформляется 1-я часть схемы – Москва - работает ученик при помощи
преподавателя у доски).
С чего начинается действие романа?
С кем из героев читатель знакомится прежде всех других?
Как можно расшифровать слово «МАССОЛИТ» ?
Сколько человек являются членами МАССОЛИТА?
Как называется здание, где находится эта организация? Чем
занимаются её представители?
За что наказан Берлиоз?
Кто такой Иван Бездомный? Чем он отличается от остальных членов
Массолита и чем похож на них? Что сделало его несколько похожим на
других?
Что вы можете сказать о других жителях Москвы?
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
В этом странном мире процветают бездарности и приспособленцы.
Представители Массолита и их дела - превращение литературы в источник
удовлетворения неумеренных аппетитов общества. Они формируют
литературную атмосферу 30-х годов.
Звучит негромко композиция И.Николаева «Мастер и Маргарита».
Кто является истинными героями романа Булгакова?
Кто такой Мастер и почему он так себя называет?
Кто такая Маргарита?
Как описывает Булгаков вдруг вспыхнувшую любовь героев?
Как складывается судьба этих героев до появления в их жизни тёмных
сил?
Почему Мастер теряет желание жить?
Звучит негромко музыка И.Карнелюка из кинофильма «Мастер и
Маргарита».
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
Но, к великому счастью, в этом же мире есть ещё Мастер и Маргарита. Они
другие. В романе более 500 персонажей, но только двое любят по-
настоящему, живут по-настоящему. Мастер и Маргарита являются
практически единственными положительными, достойными персонажами.
Мастер - историк по образованию, получив сто тысяч по облигации, ушел с
работы в музее и стал писать роман о Понтии Пилате. Мастером его назвала
Маргарита, тем самым, возвысив его роман, его творчество.
В мире, где властвуют приспособленцы и бездарности, роман Мастера не
нужен.
И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его
судьба предопределена. Его лишили главного для художника – свободы
творчества.
Потеряв свой роман и Маргариту, Мастер попадает в клинику
Стравинского, он больше не хочет жить. Его лишили главного для
художника – свободы творчества, главного для человека – любви.
Потеряв Мастера, не хочет жить и Маргарита.
Второй мир – древний ершалаимский – роман Мастера о Понтии
Пилате.
Звучит негромко музыка И.Карнелюка из кинофильма «Мастер и
Маргарита»: «И при луне ему покоя нет».
В начале романа Воланд спрашивает у Берлиоза: «Кто же управляет
человеческой жизнью, если Бога нет»? Что же лежит в основе
человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей,
предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
Именно в романе Мастера мы находим ответ на этот вопрос.
Эти вопросы ставит автор в Евангельских главах. Евангельские главы –
это своеобразный идейный центр романа Булгакова.
Эти главы прерывают повествование романа 3 раза. В них повествуется о
бродяге Иешуа Га-Ноцри, в образе которого сразу узнаётся Иисус Христос, и
о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации
библейского сюжета?
Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое
ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами,
рассказывающими о современности?
Почему роман Мастера был не нужен московскому обществу?
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (А.Вознесенский)
Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. (Иешуа)
Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы
духа, главная причина подлостей на земле. (В.Лакшин)
Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой.
(В.Лакшин)
Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским
первоисточником (доклад обучающегося).
Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы -
парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия
Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса,
происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление
евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало
существенных различий.
1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).
2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец
– сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ
низкого происхождения).
3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).
4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в
Ершалаим, никто в городе не знал).
5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное
положение: «Все люди добрые».
6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который
хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.
Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой
доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с
ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если
сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова
главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится
прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение
имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.
Вопросы для анализа:
Как раскрывает характер Пилата его портрет?
Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и
почему?
Почему Пилат задает вопрос об истине?
Какую истину открывает Иешуа Пилату?
Каково главное убеждение Иешуа?
Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний?
Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему
философу?
Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа?
Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного,
наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих
слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа,
проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый
внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие
нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий
невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и
всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в
чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и
жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив
против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной
смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к
компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него
оказывается дороже жизни.
Слово учителя (доклад обучающегося)
Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли»,
философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По
мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием
человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений,
действующих на способность хотения посредством чувств приятного и
неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая
на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек
может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой
идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати,
именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое
«шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.
У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно
он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь
нравственного абсолюта.
Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?
Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно?
Как входит в повествование тема бессмертия?
Что заставляет Пилата пойти против совести?
Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?
Как воспринимает герой свое бессмертие?
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа,
использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь
предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания
Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти по
пытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость,
крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному
и властному сделать правильный нравственный вы бор, заставляет
отступить от открывшейся ему истины. Наказание Пилата - в его
бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память
человечества действительно сохранила, прежде всего, его имя). Герой
ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя.
А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале.
Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской
интерпретации библейского сюжета?
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-
философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора,
ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла
человеческого существования и т. п.
Как эта проблематика проецируется на главы о современности?
Где происходит завязка темы Христа?
На чем и почему настаивает Берлиоз?
Как опровергает Воланд позицию Берлиоза?
В чем символический смысл гибели Берлиоза?
Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его
вере» ?
Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым
отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости,
идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых
журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности,
целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в
существование метафизических на чал, он насаждает эти догмы в
человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего
сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко
символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По
своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа
обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат
обречён на вечное страдание.
Как же самостоятельное в определённом смысле произведение,
посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом
переплетено с главами, рассказывающими о современности?
В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины,
которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на
нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями
может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и
её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все
прогрессы реакционны, если рушится человек».
Давайте обратимся к высказываниям, представленным но доске. В чём
их смысл?
(Оформляется 2-я часть схемы – роман Мастера - работает ученик при
помощи преподавателя у доски).
Воланд: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает
благо».
Третий мир романа – потусторонний, фантастика в романе.
Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда
рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда,
честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без
этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду».
Давайте ещё раз вспомним Воланда и его свиту, а также происхождение
этих героев романа (работа с презентацией, оформление третьей части
схемы)
Почему Воланд был удивлён, что часть его работы на земле уже
выполнена? О какой работе идёт речь?
Предполагаемый ответ на вопросы, выводы по сказанному:
Роль ВОЛАНДА - развратить человеческие души и забрать их с собой. Но
первое уже сделали сами люди…(примеры). И ему остаётся лишь выполнить
вторую часть своей работы. Что он и делает.
Итог урока, выводы.
– Какие выводы можно сделать по итогам урока?(выводы обучающихся,
которые они делают при помощи преподавателя)
Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и
Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии
Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых,
противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство,
которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного
жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного
человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно
связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом
развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.
Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в
ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти
как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных
на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему
призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и
зла, жизни и смерти…
8. Выставление оценок.
Д/з: Письменно ответить на вопрос:
Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?
Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу знать»
Знаю |
Узнал |
Хочу знать |
Преподаватель: Предлагает обучающимся карточки с текстом и определяет задания. Графическими значками пометьте +знал, - не понятно,* -не согласен, могу дополнить.
Текст
1.Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала своим знакомым, причем роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Из-за работы в Большом театре Булгаков не успевал выправлять написанный текст, и у него возникла мысль оставить работу в театре. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.
2.Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, Ф.Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А.Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.
Большинство литературоведов называют роман «Мастер и Маргарита» «закатным романом» Михаила Афанасьевича Булгакова. Это произведение неразрывно связано с предшествующим ему творчеством писателя; роман включает в себя основные мотивы произведений Булгакова, в том числе мотивы библейские. В целом же библейские мотивы в романе затрагиваются так часто, что неподготовленному читателю, не знакомому с Библией, будет трудно понять смысл произведения.
Действительно, говоря о мотивах романа «Мастер и Маргарита», нельзя не затронуть мотивы библейские, так как они являются важной составляющей мотивной структуры романа. Примечательно, что образы и персонажи «Мастера и Маргариты», частично заимствованные из Нового Завета, не всегда совпадают с их библейскими прототипами. Однако говорить о том, что это несовпадение вызвано тем, что Булгаков не был хорошо знаком с Библией, неправильно — по свидетельству литературоведа Александра Зеркалова, при написании романа Булгаков обращался к текстам Нового Завета, Талмуду, трудам Иосифа Флавия, Тацита, Филона Александрийского, историко-христологическим исследованиям Нового времени, религиозному фольклору [1]. Такая особенность вызвана тем, что в «Мастере и Маргарите» происходит переосмысление и переоценка библейских и, в частности, евангельских сюжетов.
Один из самых известных персонажей романа — Иешуа Га-Ноцри. Его прототипом является такой библейский персонаж, как Иисус Христос.
Российский богослов Александр Мень утверждал, что образ Иешуа Га-Ноцри далек от библейского образа Христа, отмечая, что Иешуа — «немножко простоватый, немножко наивный, очень милый», и противопоставляя характер этого персонажа характеру библейского Иисуса Христа, который, по утверждению богослова, «никогда не был милым в обычном смысле этого слова». Образ Иешуа Га-Ноцри — это образ бродячего философа, в то время как жизнь Христа «была, скорее, как поход, как военная кампания, она имела цель, а не была блужданием».
Мень также добавляет, что образ Иешуа Га-Ноцри приблизился к евангельскому образу Иисуса Христа только в конце романа, когда Иешуа «вдруг переходит в другое измерение, уже и Воланд должен считаться с Ним» [3].
Богослов Андрей Кураев соглашается с такой трактовкой образа Га-Ноцри, добавляя, что подобные расхождения с текстом Евангелия объясняются тем, что внутри романа об этом персонаже в первую очередь рассказывает Воланд. Действительно, все «ершалаимские» главы появляются в романе сначала как рассказ Воланда, а позже — как сон Ивана Бездомного (согласно христианской традиции, бесы могут посылать человеку видение в форме сна, поэтому сон Бездомного также можно рассматривать как часть «Евангелия от Воланда»). Как утверждает Кураев, «в интересах сатаны видеть во Христе идеалиста-неудачника» [2], поскольку создание подобного образа Иисуса Христа способно оттолкнуть человека от религии, сделать его атеистом; атеист отрицает существование не только Бога, но и сатаны, что позволяет сатане вредить человеку и не быть при этом узнанным.
Действительно, при подробном рассмотрении т.н. «Евангелия от сатаны» становится очевидным, что «воландовский» Иешуа Га-Ноцри не похож на евангельского Иисуса Христа. Так, Иешуа, в отличие от Христа, не говорит о себе ни как о Мессии, ни как о Сыне Божием (Татьяна Поздняева об этом пишет следующее: «в романе Мастера мессианство Иисуса — ложь и вымысел» [4]). Иешуа имеет всего одного ученика — Левия Матвея, о котором говорит, что тот «неправильно пишет» (тем самым «Евангелие от сатаны» отрицает истинность канонических Евангелий); у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Га-Ноцри, по собственному свидетельству, «пришел в Ершалаим... пешком, в сопровождении одного Левия Матвея», а Иисус въезжает в Иерусалим верхом на осле под крики толпы: «Осанна!». Иешуа Га-Ноцри на допросе Пилата охотно поддерживает диалог; Иисус Христос на суде у Пилата не отвечает на обвинения.
В романе есть эпизод, напоминающий о чудесах, описанных в Евангелиях. Иешуа Га-Ноцри совершает одно чудо (исцеление Пилата от головной боли) и одно пророчество (предсказание о скором начале грозы); Иисус Христос совершает множество чудес, в том числе исцеления и воскрешения, а также делает множество пророчеств (чаще всего – о признаках конца света). Примечательно, что, избавив Пилата от головной боли, Иешуа говорит о себе: «...я не врач», в то время как христианская традиция рассматривает Христа как Спасителя душ и врачевателя тел.
Очевидны и различия в мировоззрении этих персонажей. Так, Иешуа убежден, что «злых людей нет на свете», а все жестокие люди просто несчастны. Иисус Христос же прямо говорит о том, что причина человеческой злобы заключается не во внешних обстоятельствах: «Все зло исходит от сердца...», «Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». Различны также и суждения этих героев об истине. Иешуа дает приземленное, «мирское» определение истины: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова...» Христос утверждает, что цель всей Его жизни — говорить об истине: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине». Интересно, что Иешуа не говорит о Спасении как об избавлении человека от рабства греху; в Своих проповедях Христос часто говорит о Спасении: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», «Претерпевший же до конца спасется», «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется», «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
Сцена распятия Иешуа противопоставляется сцене распятия Иисуса Христа. Так, к месту казни Иешуа везут в повозке, а Христос идет сам, неся на себе крест. Надписи на табличках арестантов с указанием их обвинений также различны: на табличке Иешуа Га-Ноцри написано: «Разбойник и мятежник», а на табличке Иисуса Христа — «Сей есть Царь Иудейский» (Царь Иудейский — это один из ветхозаветных образов Мессии; данная надпись рассматривается богословами как указание на Мессианское предназначение Иисуса. Отсутствие подобной надписи на табличке Иешуа служит еще одним указанием, что Иешуа не являлся Мессией). Легионеры отказываются от одежды Иешуа, тогда как палачи Христа делят между собой Его одежду. Иешуа Га-Ноцри убивает палач, кольнув его копьем в сердце, а Иисус Христос умирает сам. Различаются и последние слова этих двух героев — перед смертью Иешуа произносит: «Игемон»; Христос в своих последних словах обращается к Богу-Отцу: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой».
Итак, образ Иешуа представляет собой «очеловеченный» образ Мессии, Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа. Иешуа не считает своей целью спасение душ человеческих, его философия — иная. Он ищет добро на земле, проповедует идеи добра и любви к людям; идеи эти, хоть и являются частью христианского учения, не составляют всей его сути.
ТЕКСТ СТАТЬИ
Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. – 3-е изд. – М.: Текст, 2006. – 48 с.
Кураев А. «Мастер и Маргарита» – за Христа или против? – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2016. – С. 47-51.
Мень А.В. Библия и литература. – М.: Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня, 2009. – С. 376-378.
Поздняева Т. Воланд и Маргарита – Спб.: Амфора, 2007. – 302 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Ирижепова И. Р. Переосмысление М. А. Булгаковым библейского образа Иисуса Христа в романе «Мастер и Маргарита» // Актуальные исследования. 2023. №27 (157). С. 41-43. URL: https://apni.ru/article/6679-pereosmislenie-ma-bulgakovim-biblej
Но
вернёмся к Га-Ноцри. Признав его Антихристом, можно объяснить: почему у него
один последователь, а не двенадцать, как у Иисуса Христа, которому он будет
подражать всю свою жизнь; по какой причине его распяли на столбе; и с какой
стати Воланд согласился уважить просьбу Га-Ноцри дать Мастеру покой. Так вот: у
Га-Ноцри во встроенном романе всего один последователь потому, что и у
Антихриста в Новом Завете он тоже один – лжепророк, которого святой Иреней
Лионский назвал «оруженосцем Антихриста»; Антихриста распяли на столбе по
причине того, что распять на кресте – символе христианства, значит, приобщить к
Христу, что для него недопустимо; Воланд-Сатана не мог не выполнить просьбу
Га-Ноцри-Антихриста потому, что тот являлся, а точнее сказать: будет являться,
или уже является, его отцом.
Роман «Мастер и Маргарита»
многослоен. Он не только о любви и предательстве, писателе и его
взаимоотношении с властью, но и о том, как Сатана с помощью писателя Мастера
хотел обеспечить приходу Антихриста как бы сейчас выразились: «информационную поддержку»,
но в противодействии с москвичами, испорченными квартирным и другими
«вопросами» бытия, потерпел фиаско.skogo-obra
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.