Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
Методическая разработка
План-конспект урока
по русскому языку
в группе «3-автомеханик» (1 курс)
на тему «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы».
Преподаватель: Смирнова К. В.
Любим. 2017 г.
Конспект урока повторения и обобщения в группе «3-автомеханик»
(1 курс)
по ФГОС
«Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»
Автор: учитель русского языка и литературы ГПОАУЯО Любимский аграрно - политехнический колледж. Г. Любим
группа: «3-автомеханик»
(1 курс)
Дата: 13.09.2017
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. 8-е изд. - М.: 2011. - 448с.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Название темы:
Цели урока: «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»
Метапредметные: Расширить изучение понятий «омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»
Предметные: повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах; наблюдать за их употреблением в тексте;
повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.
Метапредметные задачи:
1. развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Общеучебных:
1. ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;
2. извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
3. находить и исправлять чужие ошибки.
Логических:
1. устанавливать причинно-следственные связи;
2. строить логические цепи рассуждений;
3. выдвигать гипотезы;
Постановка и решение проблем:
1. самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;
Личностных:
1. уметь слушать и вступать в диалог;
2. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;
3. интерес к созданию собственных текстов;
4. стремление к речевому совершенствованию.
Коммуникативных:
1.проявлять любознательность при получении знаний;
2.проявлять интерес к изучению родного языка;
3.проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных:
1. определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";
2.контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
3. корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;
4. оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания.
1. развивать кругозор учащихся.
Средства обучения:
1. вербальные средства (учебники, справочная литература, дидактические материалы,технические средства обучения (ИКТ, запись ведется на интерактивной доске).
Ход урока
I .Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Проверили наличие тетради, учебника, и канцелярских принадлежностей. На прошлом уроке мы познакомились с Изобразительно-выразительными средства ми русского языка. Сегодня мы рассмотрим «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»
II. Проверка домашнего задания.
Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерами тропов сдаются на проверку учителю.
III.Повторение пройденного.
Вид работы: опрос.
Перечислить известные вам словари русского языка. Объяснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:
а) лексическое значение слова;
б) как правильно произносится слово;
в) информацию о происхождении слова;
г) как оно было образовано;
д) какие слова с близким значением можно подобрать к интересующему вас слову;
е) какие слова с противоположным значением можно подобрать к интересующему вас слову;
ж) как правильно пишется слово.
IV. Целеполагание.
- На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове. Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.
Радостный - грустный.
Смелый - храбрый.
Адресат - адресант.
Ключ (от двери) - ключ (родник).
Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый - отличающийся храбростью, отважный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.
Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).
В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.
В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
V. Закрепление пройденного с применением практического материала.
— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.
Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, трудолюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный инструмент) - горн (в кузнице).
Таблица 3
Типы системных отношений в лексике
Омонимы |
Паронимы |
Синонимы |
Антонимы |
Запустить (ракету) — запустить (учебу), (крепкий) брак — брак (в работе), край (обрыва) — край (область), горн (музыкальный инструмент) — горн (в кузнице) |
Искусный — искусственный, усвоить — освоить, невежа — невежда, глиняный - глинистый |
Искусный — умелый, доктор — врач, горячий — жаркий, дефект — недостаток, ненастный — пасмурный |
Мягкий – жесткий, трудолюбие —лень, взрослый — детский, радость — грусть |
Примечание.
Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необходимость.
Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать, не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.
Вопросы и задания по теме «Омонимы».
- Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каждого из них.
— Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.
А)Много разных есть ключей:
Ключ - родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. (Полные омонимы.)
Б) Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку - вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(«Крынку» и «кринку» — омофоны, «напасть» и «напасть» — омоформы, «осиной» и «осиной» — омоформы, «впасть» и «в пасть» — омофоны, «попало» и «попало» — омоформы.)
— Выполните упражнение 10 (с. 16).
— К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)
Вопросы и задания по теме «Паронимы».
— Какие слова обычно вступают в паронимические отношения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)
— Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смысловое различие.)
— К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или толковым словарям.)
— Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: будний — обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный — будничная одежда.
Жалостный - жалостливый. Ответный - ответственный. Тактичный - тактический. Фактичный - фактический. Воспитательный - воспитательский. Длинный - длительный. Запасный - запасливый. Злой - злостный. Нестерпимый - нетерпимый. Освоить - усвоить. Описка - отписка.
Вопросы и задания по теме «Синонимы».
— Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)
— Выполните упражнение 19 (с. 19).
— С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует антоним.
Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.
Известие - извещение - весть - новость - сообщение.
Наружность - вид - внешность - облик - портрет.
Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.
Эпоха - период - время - век - пора.
Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.
Цепи - оковы - узы - путы - вериги.
Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.
Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.
Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.
Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.
Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тексте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).
Вопросы и задания по теме «Антонимы».
— Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. Например, народный — антинародный.)
— С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный — нечестный, атака — контратака.)
— Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противопоставления предметов и явлений.)
— Выполните упражнения 23, 25, 27.
VI. Рефлексия
— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.
VII. Домашнее задание.(может быть дифференцированным)
1. § 8—10 (с. 22-29).
2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные антонимы.
Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серьезно, умный, молодой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.