Конспект урока по русскому языку

  • docx
  • 31.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку. по теме:Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы
Иконка файла материала конспект урока.docx

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж

 

 

 

Методическая разработка

 

План-конспект урока

по русскому языку

в группе «3-автомеханик» (1 курс)

на тему «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Преподаватель: Смирнова К. В.                                                              

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Любим. 2017 г.

Конспект урока повторения и обобщения в группе «3-автомеханик»

 (1 курс)

 

 по ФГОС

«Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»

 

Автор: учитель русского языка и литературы  ГПОАУЯО Любимский аграрно - политехнический колледж. Г. Любим

группа: «3-автомеханик»

 (1 курс)

 

Дата: 13.09.2017

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык.10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.  8-е изд. - М.: 2011. - 448с.

 

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Название темы:

Цели урока: «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»

 

Метапредметные: Расширить изучение понятий «омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»

  Предметные: повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах; наблюдать за их употреблени­ем в тексте;

повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.

 

Метапредметные задачи:

1.            развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Общеучебных:

1. ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

3. находить и исправлять чужие ошибки.

Логических:

1. устанавливать причинно-следственные связи;

2. строить логические цепи рассуждений;

3. выдвигать гипотезы;

Постановка и решение проблем:

1. самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных:

1. уметь слушать и вступать в диалог;

2. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

3. интерес к созданию собственных текстов;

4. стремление к речевому совершенствованию.

Коммуникативных:

1.проявлять любознательность при получении знаний;

2.проявлять интерес к изучению родного языка;

3.проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных:

1. определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания.

1.            развивать кругозор учащихся.

Средства обучения:

1.            вербальные средства (учебники, справочная литература, дидактические материалы,технические средства обучения (ИКТ, запись ведется на интерактивной доске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                   Ход урока

 I .Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Проверили наличие тетради, учебника,  и канцелярских принадлежностей. На прошлом уроке мы познакомились с Изобразительно-выразительными средства ми русского языка. Сегодня мы рассмотрим «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы»

II. Проверка домашнего задания.

Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с при­мерами тропов сдаются на проверку учителю.

 

III.Повторение пройденного.

Вид работы: опрос.

Перечислить известные вам словари русского языка. Объ­яснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:

а) лексическое значение слова;

б) как правильно произносится слово;

в) информацию о происхождении слова;

г) как оно было образовано;

д) какие слова с близким значением можно подобрать к ин­тересующему вас слову;

е) какие слова с противоположным значением можно по­добрать к интересующему вас слову;

ж) как правильно пишется слово.

IV. Целеполагание.

 

- На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о сло­ве. Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, состав­ляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.

(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.

Радостный - грустный.

Смелый - храбрый.

Адресат - адресант.

Ключ (от двери) - ключ (родник).

 

Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звуча­нию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый - отличающийся храбростью, от­важный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звуча­нию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.

Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это ука­зывают записанные в скобках пояснения).

В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа систем­ных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.

В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:

1) слова с противоположным значением и неодинаковым зву­чанием называются антонимами;

2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле на­зываются синонимами;

3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях на­зываются омонимами;

4) слова с близким звучанием, но разным значением называ­ются паронимами.

 

V. Закрепление пройденного с применением практического материала.

 

— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омо­нимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.

 

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искус­ный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, тру­долюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный ин­струмент) - горн (в кузнице).

 

 

 

Таблица 3

Типы системных отношений в лексике

Омонимы

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Запустить (ракету) —

запустить (учебу),

(крепкий) брак — брак

(в работе),

край (обрыва) —

край (область),

горн (музыкальный инструмент) — горн

(в кузнице)

Искусный — искусственный,

усвоить — освоить,

невежа — невежда,

глиняный - глинистый

Искусный — умелый,

доктор — врач,

горячий — жаркий,

дефект — недостаток,

ненастный — пасмурный

Мягкий – жесткий,

трудолюбие —лень,

взрослый — детский,

радость — грусть

Примечание.

Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необ­ходимость.

Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать, не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.

 

Вопросы и задания по теме «Омонимы».

- Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каж­дого из них.

— Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.

А)Много разных есть ключей:

Ключ - родник между камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Полные омонимы.)

Б)  Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду кринку.

Вдруг на мишку - вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(«Крынку» и «кринку» — омофоны, «напасть» и «напасть» — омо­формы, «осиной» и «осиной» — омоформы, «впасть» и «в пасть» — омофоны, «попало» и «попало» — омоформы.)

— Выполните упражнение 10 (с. 16).

— К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)

 

 Вопросы и задания по теме «Паронимы».

— Какие слова обычно вступают в паронимические отно­шения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)

— Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смыс­ловое различие.)

— К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или тол­ковым словарям.)

— Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: буд­ний — обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный — будничная одежда.

Жалостный - жалостливый. Ответный - ответственный. Тактичный - тактический. Фактичный - фактический. Воспитательный - воспитательский. Длинный - длительный. Запасный - запасливый. Злой - злостный. Нестерпимый - нетерпимый. Освоить - усвоить. Описка - отписка.

 

 Вопросы и задания по теме «Синонимы».

— Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)

— Выполните упражнение 19 (с. 19).

— С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Оже­гова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует ан­тоним.

Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.

Известие - извещение - весть - новость - сообщение.

Наружность - вид - внешность - облик - портрет.

Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.

Эпоха - период - время - век - пора.

Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.

Цепи - оковы - узы - путы - вериги.

Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.

Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.

Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.

Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.

Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тек­сте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).

 

 Вопросы и задания по теме «Антонимы».

— Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. На­пример, народный — антинародный.)

— С помощью каких средств однокоренные слова приобре­тают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный — нечестный, атака — контратака.)

— Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противо­поставления предметов и явлений.)

— Выполните упражнения 23, 25, 27.

 

 

VI. Рефлексия

— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)

— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омони­мы и паронимы? (Используются мастерами слова при созда­нии текстов.)

Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.

VII.  Домашнее задание.(может быть дифференцированным)

1. § 8—10 (с. 22-29).

2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти слу­чаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.

Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.

Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.

Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с боль­шой заинтересованностью.

Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.

Под текстом заявления нужно поставить роспись.

Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.

Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в мате­матику и биологию.

 

3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные анто­нимы.

Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серь­езно, умный, молодой.