Конспект урока по русскому языку 3 класс " Род имён существительных"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Род имён существительных"

Оценка 4.9
docx
13.02.2022
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Род имён существительных"
рус яз .docx

Тема урока: Род имени существительного.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;

-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;

Задачи:

-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

-развивать речь детей, словарный запас, мышление.

-научить определять род имён существительных;

-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Формируемые УУД:

  Личностные УУД:

    установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

  Познавательные УУД: 

   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

  Регулятивные УУД: 

   целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

  Коммуникативные УУД:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

  Оборудование:

    Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , тетрадь с печатной основой,         мультимедиапроектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.

 

                                                    Ход  урока.

 

1.Организационный  момент.

 -  Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг  другу.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи это стихотворение?

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Что же мы уже знаем об этой части речи?

- Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

   - Ребята, у вас на партах есть карточки на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

-С какой буквы начинаются все слова?

- Каким звуком обозначается? Давайте дадим характеристику этому звуку.

1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст

2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.

-Какая орфограмма нам здесь встретилась?

-  На какие две группы можно разделить эти слова?

- Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО? сорока, снегирь, собака)

неодушевлённые имена существительные (ЧТО?  стакан, сахар).

3. Актуализация знаний.

 1. Запишите под диктовку. (Один ученик пишет на доске и указывает орфограммы.)

Река, Киев, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей.

 2. На какие две группы можно разделить слова? ( собственные и нарицательные)

 3. Какое слово здесь лишнее?

- Итог, что мы откроем секрет ещё один.

 4. Постановка учебной задачи.

- Ребята, теперь разделите эти существительные на три группы.

- Вы сможете сделать задание?

- Почему? В чём затруднение? (Не хватает знаний)

- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)

- Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя). Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус.

 шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

-Вот тема нашего урока.

 5.«Открытие» учащимися новых знаний

- Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали?

6. Физминутка.

- Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания

Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали.

Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево.

7. Первичное закрепление.

Работа по учебнику с.25,упражнение 39.

-Выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?

- Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по карточкам.

- Сейчас я  предлагаю вам проверить свои знания. Игра «Кто самый  внимательный?»

- Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.

(После выполнения учащимися задания,  учитель открывает образец со словами )

-Сверьте с образцом свою работу.- Давайте подведем итоги.

-У кого нет ошибок?

-В каком слове допустили  ошибку?

9. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

  Составить и записать словосочетания из слов, данных слева и справа от линии, определить род имен сущ., выделить изученные  орфограммы.

10. Рефлексия.

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите, как определить род имен существительных?

 Работа с электронным приложением.

11. Домашнее задание.

 Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Род имени существительного

Тема урока: Род имени существительного

Организационный момент. -

Организационный момент. -

Постановка учебной задачи. -

Постановка учебной задачи. -

В учебнике написано правило об определении рода существительных

В учебнике написано правило об определении рода существительных

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Род имён существительных"

Конспект урока по русскому языку 3 класс " Род имён существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022