Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс |
3 класс |
УМК |
Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока |
«Число глаголов» |
Целевая установка |
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: · определять грамматический признак глаголов – число; · изменять глаголы по числам; метапредметных результатов: · использовать специальную терминологию, использовать правила для подтверждения своей позиции; · работать с разными видами информации · уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. личностных результатов: · формировать ценностное отношение к русскому языку; · воспитывать доброжелательность, терпимость; · развивать навыки сотрудничества во время работы в парах. |
Оборудование |
Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, презентация |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационное начало |
- Здравствуйте, ребята. - Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник, ручка, тетрадь, карандаш, дневник.
|
Приветствуют учителя, отвечают на вопрос, проверяют свою готовность к уроку. |
Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивации. |
II. Актуализация знаний
Минутка чистописания
Словарная работа |
-Ребята, сейчас мы проведем минутку чистописания. -А чтобы узнать, какую букву мы будем писать, вам нужно отгадать загадку Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – её краса, Это рыжая… - Верно. С какого звука начинается отгадка? - Охарактеризуйте его - Какой буквой обозначается этот звук? - Значит, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? - Давайте повторим правила посадки.
- А теперь назовите правила письма
-Покажите, как правильно нужно держать ручку. - Верно. Ребята, откройте рабочие тетради, отступаем две линии, на второй линии на середине строки записываем сегодняшнее число, апреля. Классная работа. Не забываем про орфограммы. - Ребята, слово Первое как мы напишем? -А как мы напишем слово Классная?
- Верно. А как мы напишем слово работа?
- Выпишите строчку буквы Лл. Обратите внимание, что между строчной и заглавной буквами нижнее соединение. Все элементы пишутся с одинаковым наклоном. Старайтесь писать красиво и аккуратно - Прочитайте пословицу на слайде
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- А что значит сладкая ложь? -Рассмотрим написание буквы л и ее соединения. Проговариваем орфограммы вслух по цепочке.
- Записываем пословицу в тетрадь с комментированием - Ребята, сейчас я буду читать вам загадки, отгадки которых являются словарными словами. Ваша задача отгадать загадки, записать отгадки, поставить ударение и объяснить орфограммы
По гостям
на угощенье
Много лепесточков острых – Красных, жёлтых, белых, пёстрых. На меня ты погляди-ка, Называюсь я …
На листочках там и тут
Весной – травкой шелковистой, Летом – травкой золотистой. Ну а зимнею порою Аппликацией – игрою. Суха и очень ломка Зовут её …
В городе по рельсам
ходит,
Пальчики-листочки, Белые цветочки, К осени рубины На ветвях … На рассвете и закате
Птица по небу летит, Но крылом не шевелит. Замечательный полёт Совершает… - Молодцы, всё верно |
- лиса - со звука ль - согласный, звонкий, непарный, может быть мягким или твердым - буквой л
- букву л - опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол – расстояние кулак, ноги держать на полу или подставке, придерживать тетрадь левой рукой - писать буквы под наклоном, безотрывно, соблюдать расстояние между буквами, писать аккуратно, без исправлений Показывают, как правильно держать ручку
- окончание ое
- напишем с большой буквы, с удвоенной «с»
- в первом слоге пишем букву «а», это словарное слово
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь - чаще всего лучше сразу узнать правду, какой бы она не была, чем потом из-за лжи может стать хуже, сложнее - это ложь во спасение, ложь во благо Лучше – пишем с заглавной буквы, так как начало предложения Сладкая – парный согласный д, проверочное слово сладок Ложь – мягкий знак в конце слова, потому что это существительное женского рода
- воскресе́нье, ударение падает на третий слог на гласную е, безударные гласные о е в корне
- гвозди́ка, ударение падает на второй слог на букву и, безударная гласная о в корне слова
- сире́нь, ударение падает на второй слог на букву е, безударная гласная и в корне слова, мягкий знак в конце слова как показатель мягкости предыдущего согласного
- соло́ма- ударение падает на второй слог на букву о, безударная гласная о в корне слова
трамва́й – ударение падает на второй слог на букву а, безударная непроверяемая гласная а в корне слова
ряби́на – ударение падает на второй слог на букву и, безударная гласная я в корне слова
крова́ть – ударение падает на второй слог на букву а, безударная гласная о в корне слова, мягкий знак в конце слова как показатель мягкости предыдущего согласного
самолёт - ударение падает на третий слог на букву ё, безударная гласная о в корне слова |
Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: Формирование умения в области анализа и синтеза - самостоятельное восполнение недостающих знаний.
Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимать речь других; оформление внутренней речи во внешнюю.
|
III. Формулировка темы и цели |
-Ребята, скажите, какую часть речи мы изучаем? -Что вы знаете о глаголе?
- Что такое неопределенная форма глагола? - Ребята, посмотрите на слайд. Нам даны две сточки слов. Прочитайте их: прекрасный, звонит, бежит, светит ребята, живут, сочиняют, играют - Давайте зададим вопросы к ним - Какое слово лишнее в первой строчке? - Почему? - Какие слова остались? Что можно о них сказать? - А во второй строке какое слово лишнее? - Почему? - Что общего между оставшимися словами?
- А чем отличаются?
- Какая же будет тема нашего урока? |
- глагол - глагол – это часть речи, обозначающая действия предметов. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? - такая форма глагола, у которой нельзя определить ни числа, ни рода, ни времени
-прекрасный - это прилагательное - звонит, бежит, светит – это глаголы
- ребята, потому что это существительное
- они отвечают на вопросы глагола и обозначают действия предметов - глаголы первой строки обозначают действие одного предмета, а глаголы второй нескольких. Значит, эти глаголы отличаются формой числа - Число глаголов |
Познавательные: -использование имеющихся знаний -самостоятельное выделение и формулирование цели -поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные: -умение общаться со сверстниками и учителем;
|
IV. Изучение нового материала
|
- Откройте учебник на странице 109, упражнение 189 - Что нужно сделать в задании? Прочитайте задание - Прочитайте стихотворение, сейчас вы будете писать его памяти - Что с чем сравнивается в стихотворении? - Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются
- Как вы узнали, что они однокоренные? - Что значит зеленеют опушки?
- А что значит зеленеет пруд?
- Давайте сравним эти глаголы: зеленеет и зеленеют. Чем они отличаются?
- Хорошо. Прочитайте первое четверостишье - Ребята, а что такое опушка? - Что такое пруд?
- Обратите внимание на то, как пишется слово опушка. Давайте проговорим его - Какая орфограмма в этом слове?
- Какая орфограмма в слове пруд?
- Какая орфограмма в словах зеленеют, зеленеет? - Как напишем слово лягушки? - Сейчас я прочитаю вам это четверостишье, а внимательно слушайте и запоминайте - Давайте прочитаем хором - Кто запомнил, повторите - Прочитайте еще раз данный отрывок и запомните его - Давайте запишем это четверостишье в тетрадь, закройте учебники. Кто забыл, поднимите руку, я подойду к вам и подскажу. Если вы затрудняетесь в написании орфограммы, можете пропустить это место - Теперь откройте учебники и проверьте, правильно ли вы записали. Если ошиблись, исправьте аккуратно - А теперь поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Вы молодцы, получаете 5 - Давайте найдем глаголы в данном отрывке и определим их число - Почему?
- Как вы определили число глагола?
- Значит, как можно определить число глагола? - Верно. Прочитаем правило внизу 110 страницы - Что обозначает глагол в единственном числе? На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает глагол во множественном числе?
|
- ёлка сравнивается со свечками, мох с полом - зеленеет (что делает?) - глагол, зеленые (какие?) - прилагательное, зелененький (какой?) - прилагательное
- выделили корень зелен - это когда весной на опушках появляется трава, растут цветы - пруд зеленеет, когда в нем стоячая вода и сверху он цветет, покрывается зеленой ряской - глагол зеленеет обозначает действие одного предмета, значит, это ед.ч; а глагол зеленеют нескольких – это мн.ч
- часть леса, где нет деревьев - искусственный водоём, в котором живут рыбы
- ударение падает на второй слог на гласную о, безударный гласный о - парный согласный д на конце слова, проверочное слово пруды́ - в первом слоге безударный гласный е, проверочное слово зе́лень - лягушки - Зеленеют все опушки, Зеленеет пруд. А веселые лягушки Песенки поют.
Зеленеют – мн.ч - потому что опушек много Зеленеет – ед.ч. потому что пруд один Поют – мн.ч, потому что лягушек много - задали вопрос; по существительному, к которому он относится - по вопросу и по числу существительного, к которому он относится
- глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал? - глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делали? Что сделают? Что делают? |
Познавательные: -формулировать проблемный вопрос; -выдвигать гипотезы и их обосновывать; -формулировать познавательную цель;
Коммуникативные: -осознанно строить речевое высказывание; - планировать учебное сотрудничество;
Регулятивные: -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные:
|
V.Физкультминутка |
- Сейчас немного отдохнём и проведем физминутку Поднимает руки класс – это раз Повернулась голова – это два Руки вниз, вперёд смотри – это три Руки в стороны пошире развернули на четыре С силой их к плечам прижать – это пять И за парту тихо сесть – это шесть |
Выполняют физические упражнения |
Личностные УУД Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
VI.Закрепление
|
- Выполним упражнение 191. Прочитайте задание - Какое будет первое предложение? - Второе? - Следующее?
- Сколько получилось предложений? - Давайте определим число глаголов в этих предложениях. Начинаем по цепочке, записываем - Как определили?
- Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами - А насекомыми? - Ребята, откройте рабочие тетради на странице 68. Выполним упражнение 156. Прочитайте задание - Прочитайте первые два предложения. Какие глаголы вставим на место пропусков? - Запишите. Определите число этих глаголов - Как определили число? - Прочитаем следующие два предложения. Какие глаголы вставим? - Запишите, определите число этих глаголов |
- В траве трещат кузнечики. - Скрипит жук. - Воркуют дикие голуби. - Стучат по деревьям дятлы. - Пищат рябчики. - Жужжит золотая пчёлка. - Поют певчие дрозды. - Трещит сойка. - 8 - В траве (что делают?) трещат кузнечики. – мн.ч - по вопросу и по существительному - (что делает?) Скрипит жук. – ед.ч - (что делают) Воркуют дикие голуби. – мн.ч - (что делают) Стучат по деревьям дятлы. Мн.ч - (что делают?) Пищат рябчики. – мн.ч - (что делает?) Жужжит золотая пчёлка.- ед.ч - (что делают?) Поют певчие дрозды.- мн.ч - (что делает?) Трещит сойка. – ед.ч - воркуют, стучат, пищат, поют, трещит
- трещат, скрипит, жужжит
- летела, летели
- Стая уток (что делала?) летела (ед.ч) над морем. Утки (что делали?) летели (мн.ч) над морем. - по вопросу и по существительному - играет, играют
- Команда ребят (что делает?) играет (ед.ч) в шахматы. Ребята (что делают?) играют (мн.ч) в шахматы. |
Познавательные УУД Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию.
Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. |
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия. |
- Итак, с какой частью речи мы с вами сегодня работали? - Что мы делали? - Как мы определяли число глаголов? - Что вы знаете о глаголах единственного числа?
- А о глаголах множественного числа?
- А теперь давайте поиграем. Если я называю глагол единственного числа, вы хлопаете один раз, если глагол множественного числа, то хлопаете два раза. Слушайте внимательно (читает, хлопают, пишут, рисует, стирают, лежит, говорят) |
- с глаголом
- определяли число глаголов - по вопросу и по существительному, к которому относится глагол - глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал? - глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делали? Что сделают? Что делают? |
Коммуникативные: -умение выражать свои мысли -оценивание качества своей общей учебной деятельности;
|
VIII. Домашнее задание |
- Открыли дневники, записали задание на дом с.111 упр. 194. -В упражнении вам нужно составить из слов предложения, озаглавить текст и списать его в тетрадь -Задание понятно? -На этом наш урок окончен. До свидания. |
Да До свидания |
Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.