Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема «Число глаголов»
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема «Число глаголов»

Оценка 4.9
docx
03.05.2022
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема «Число глаголов»
3 класс Число глагола.docx

Технологическая карта урока

 

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Число глаголов»

Целевая установка

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

·         определять грамматический признак глаголов – число;

·         изменять глаголы по числам;

  метапредметных результатов:

·         использовать специальную терминологию, использовать правила для подтверждения своей позиции;

·         работать с разными видами информации

·         уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  личностных результатов:

·         формировать ценностное отношение к русскому языку;

·         воспитывать доброжелательность, терпимость;

·         развивать навыки сотрудничества во время работы в парах.

Оборудование

Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, презентация

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.         Организационное начало

- Здравствуйте, ребята.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник, ручка, тетрадь, карандаш, дневник.

 

Приветствуют учителя, отвечают на вопрос, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивации.

II.      Актуализация знаний

 

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

-Ребята, сейчас мы проведем минутку чистописания.

-А чтобы узнать, какую букву мы будем писать, вам нужно отгадать загадку

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

Это рыжая…

- Верно. С какого звука начинается отгадка?

- Охарактеризуйте его

- Какой буквой обозначается этот звук?

- Значит, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

- Давайте повторим правила посадки.

 

 

 

- А теперь назовите правила письма

 

 

-Покажите, как правильно нужно держать ручку.

- Верно. Ребята, откройте рабочие тетради, отступаем две линии, на второй линии на середине строки записываем сегодняшнее число, апреля. Классная работа. Не забываем про орфограммы.

-  Ребята, слово Первое как мы напишем?

-А как мы напишем слово Классная?

 

- Верно. А как мы напишем слово работа?

 

- Выпишите строчку буквы Лл. Обратите внимание, что между строчной и заглавной буквами нижнее соединение. Все элементы пишутся с одинаковым наклоном. Старайтесь писать красиво и аккуратно

- Прочитайте пословицу на слайде

 

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

 

 

- А что значит сладкая ложь?

-Рассмотрим написание буквы л и ее соединения. Проговариваем орфограммы вслух по цепочке.

 

 

 

- Записываем пословицу в тетрадь с комментированием

- Ребята, сейчас я буду читать вам загадки, отгадки которых являются словарными словами. Ваша задача отгадать загадки, записать отгадки, поставить ударение и объяснить орфограммы

 

По гостям на угощенье
Ходят люди в …

 

 

Много лепесточков острых –

Красных, жёлтых, белых, пёстрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я …

 

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается …

 

Весной – травкой шелковистой,

Летом – травкой золотистой.

Ну а зимнею порою

Аппликацией – игрою.

Суха и очень ломка

Зовут её …

 

В городе по рельсам ходит,
Он народ с работы возит!
На дороге не зевай,
Впереди идет …

 

Пальчики-листочки,

Белые цветочки,

К осени рубины

На ветвях …

На рассвете и закате
Сладко спится на…

 

Птица по небу летит,

Но крылом не шевелит.

 Замечательный полёт

Совершает…

- Молодцы, всё верно

 

 

 

 

 

 

 

- лиса

- со звука ль

- согласный, звонкий, непарный, может быть мягким или твердым

- буквой л

 

- букву л

- опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол – расстояние кулак, ноги держать на полу или подставке, придерживать тетрадь левой рукой

- писать буквы под наклоном, безотрывно, соблюдать расстояние между буквами, писать аккуратно, без исправлений

Показывают, как правильно держать ручку

 

 

 

 

 

 

 

- окончание ое

 

- напишем с большой буквы, с удвоенной «с»

 

-  в первом слоге пишем букву «а», это словарное слово

 

 

 

 

 

 

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

- чаще всего лучше сразу узнать правду, какой бы она не была, чем потом из-за лжи может стать хуже, сложнее

- это ложь во спасение, ложь во благо

Лучше – пишем с заглавной буквы, так как начало предложения

Сладкая – парный согласный д, проверочное слово сладок

Ложь – мягкий знак в конце слова, потому что это существительное женского рода

 

 

 

 

 

 

 

- воскресе́нье, ударение падает на третий слог на гласную е, безударные гласные о е в корне

 

 

 

- гвозди́ка, ударение падает на второй слог на букву и, безударная гласная о в корне слова

 

 

 

- сире́нь, ударение падает на второй слог на букву е, безударная гласная и в корне слова, мягкий знак в конце слова как показатель мягкости предыдущего согласного

 

 

 

-  соло́ма- ударение падает на второй слог на букву о, безударная гласная о в корне слова

 

 

трамва́й – ударение падает на второй слог на букву а, безударная непроверяемая гласная а в корне слова

 

 

ряби́на – ударение падает на второй слог на букву и, безударная гласная я в корне слова

 

 

 

крова́ть – ударение падает на второй слог на букву а, безударная гласная о в корне слова, мягкий знак в конце слова как показатель мягкости предыдущего согласного

 

самолёт - ударение падает на третий слог на букву ё, безударная гласная о в корне слова

 

 

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено осознание качества и уровня усвоения.

 

 

Познавательные:

Формирование умения в области анализа и синтеза - самостоятельное восполнение недостающих знаний.

 

 

Коммуникативные:

Уметь слушать и слышать, понимать речь других; оформление внутренней речи во внешнюю.

 

 

 

III.   Формулировка темы и цели

-Ребята, скажите, какую часть речи мы изучаем?

-Что вы знаете о глаголе?

 

 

- Что такое неопределенная форма глагола?

- Ребята, посмотрите на слайд. Нам даны две сточки слов. Прочитайте их:

прекрасный, звонит, бежит, светит

ребята, живут, сочиняют, играют

- Давайте зададим вопросы к ним

- Какое слово лишнее в первой строчке?

- Почему?

- Какие слова остались? Что можно о них сказать?

- А во второй строке какое слово лишнее?

- Почему?

- Что общего между оставшимися словами?

 

- А чем отличаются?

 

 

 

- Какая же будет тема нашего урока?

- глагол

- глагол – это часть речи, обозначающая действия предметов. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?

- такая форма глагола, у которой нельзя определить ни числа, ни рода, ни времени

 

 

 

 

-прекрасный

- это прилагательное

- звонит, бежит, светит – это глаголы

 

- ребята, потому что это существительное

 

- они отвечают на вопросы глагола и обозначают действия предметов

- глаголы первой строки обозначают действие одного предмета, а глаголы второй нескольких. Значит, эти глаголы отличаются формой числа

- Число глаголов

 

Познавательные:

-использование имеющихся знаний

-самостоятельное выделение и формулирование цели

-поиск и выделение необходимой информации;

 

Коммуникативные:

-умение общаться со сверстниками и учителем;

 

IV.   Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте учебник на странице 109, упражнение 189

- Что нужно сделать в задании? Прочитайте задание

- Прочитайте стихотворение, сейчас вы будете писать его памяти

- Что с чем сравнивается в стихотворении?

- Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются

 

- Как вы узнали, что они однокоренные?

- Что значит зеленеют опушки?

 

- А что значит зеленеет пруд?

 

- Давайте сравним эти глаголы: зеленеет и зеленеют. Чем они отличаются?

 

- Хорошо. Прочитайте первое четверостишье

- Ребята, а что такое опушка?

- Что такое пруд?

 

- Обратите внимание на то, как пишется слово опушка. Давайте проговорим его

- Какая орфограмма в этом слове?

 

- Какая орфограмма в слове пруд?

 

- Какая орфограмма в словах зеленеют, зеленеет?

- Как напишем слово лягушки?

- Сейчас я прочитаю вам это четверостишье, а внимательно слушайте и запоминайте

- Давайте прочитаем хором

- Кто запомнил, повторите

- Прочитайте еще раз данный отрывок и запомните его

- Давайте запишем это четверостишье в тетрадь, закройте учебники. Кто забыл, поднимите руку, я подойду к вам и подскажу. Если вы затрудняетесь в написании орфограммы, можете пропустить это место

- Теперь откройте учебники и проверьте, правильно ли вы записали. Если ошиблись, исправьте аккуратно

- А теперь поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Вы молодцы, получаете 5

- Давайте найдем глаголы в данном отрывке и определим их число

- Почему?

 

 

- Как вы определили число глагола?

 

- Значит, как можно определить число глагола?

- Верно. Прочитаем правило внизу 110 страницы

- Что обозначает глагол в единственном числе? На какие вопросы отвечает?

 

- Что обозначает глагол во множественном числе?

 

 

 

 

 

 

 

- ёлка сравнивается со свечками, мох с полом

- зеленеет (что делает?) - глагол, зеленые (какие?) - прилагательное, зелененький (какой?) - прилагательное

 

- выделили корень зелен

- это когда весной на опушках появляется трава, растут цветы

- пруд зеленеет, когда в нем стоячая вода и сверху он цветет, покрывается зеленой ряской

- глагол зеленеет обозначает действие одного предмета, значит, это ед.ч;  а глагол зеленеют нескольких – это мн.ч

 

- часть леса, где нет деревьев

- искусственный водоём, в котором живут рыбы

 

 

- ударение падает на второй слог на гласную о, безударный гласный о

- парный согласный д на конце слова, проверочное слово пруды́

- в первом слоге безударный гласный е, проверочное слово зе́лень

- лягушки

- Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А веселые лягушки

Песенки поют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленеют – мн.ч

- потому что опушек много

Зеленеет – ед.ч. потому что пруд один

Поют – мн.ч, потому что лягушек много

- задали вопрос; по существительному, к которому он относится

- по вопросу и по числу существительного, к которому он относится

 

 

- глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?

- глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делали? Что сделают? Что делают?

Познавательные:

-формулировать проблемный вопрос;

-выдвигать гипотезы и их обосновывать;

-формулировать познавательную цель;

 

 

 

Коммуникативные:

-осознанно строить речевое высказывание;

- планировать учебное сотрудничество;

 

Регулятивные:

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 

Личностные:
-уметь проводить самооценку и самокорректировку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Физкультминутка

- Сейчас немного отдохнём и проведем физминутку

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз, вперёд смотри – это три

Руки в стороны пошире развернули на четыре

 С силой их к плечам прижать – это пять

И за парту тихо сесть – это шесть

Выполняют физические упражнения

Личностные УУД

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

VI.Закрепление

 

- Выполним упражнение 191. Прочитайте задание

- Какое будет первое предложение?

- Второе?

- Следующее?

 

 

 

 

 

- Сколько получилось предложений?

- Давайте определим число глаголов в этих предложениях. Начинаем по цепочке, записываем

- Как определили?

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами

- А насекомыми?

- Ребята, откройте рабочие тетради на странице 68. Выполним упражнение 156. Прочитайте задание

- Прочитайте первые два предложения. Какие глаголы вставим на место пропусков?

- Запишите. Определите число этих глаголов

- Как определили число?

- Прочитаем следующие два предложения. Какие глаголы вставим?

- Запишите, определите число этих глаголов

 

 

- В траве трещат кузнечики.

- Скрипит жук.

- Воркуют дикие голуби.

- Стучат по деревьям дятлы.

- Пищат рябчики.

- Жужжит золотая пчёлка.

- Поют певчие дрозды.

- Трещит сойка.

- 8

- В траве (что делают?) трещат кузнечики. – мн.ч

- по вопросу и по существительному

- (что делает?) Скрипит жук. – ед.ч

- (что делают) Воркуют дикие голуби. – мн.ч

- (что делают) Стучат по деревьям дятлы. Мн.ч

- (что делают?) Пищат рябчики. – мн.ч

- (что делает?) Жужжит золотая пчёлка.- ед.ч

- (что делают?) Поют певчие дрозды.- мн.ч

- (что делает?) Трещит сойка. – ед.ч

- воркуют, стучат, пищат, поют, трещит

 

- трещат, скрипит, жужжит

 

 

 

- летела, летели

 

- Стая уток (что делала?) летела (ед.ч) над морем. Утки (что делали?) летели (мн.ч) над морем.

- по вопросу и по существительному

- играет, играют

 

- Команда ребят (что делает?) играет (ед.ч) в шахматы. Ребята (что делают?) играют (мн.ч)  в шахматы.

Познавательные УУД

Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию.

 

 

Регулятивные УУД                     

Учатся принимать учебную задачу.

VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, с какой частью речи мы с вами сегодня работали?

- Что мы делали?

- Как мы определяли число глаголов?

- Что вы знаете о глаголах единственного числа?

 

- А о глаголах множественного числа?

 

- А теперь давайте поиграем. Если я называю глагол единственного числа, вы хлопаете один раз, если глагол множественного числа, то хлопаете два раза. Слушайте внимательно (читает, хлопают, пишут, рисует, стирают, лежит, говорят)

- с глаголом

 

- определяли  число глаголов

- по вопросу и по существительному, к которому относится глагол

- глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?

- глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делали? Что сделают? Что делают?

 

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли

-оценивание качества своей общей учебной деятельности;

 

VIII. Домашнее задание

- Открыли дневники, записали задание на дом с.111 упр. 194.

-В упражнении вам нужно составить из слов предложения, озаглавить текст и списать его в тетрадь

 -Задание понятно?

-На этом наш урок окончен. До свидания.

 

 

 

 

 

Да

До свидания

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

I. Актуализация знаний

I. Актуализация знаний

Словарная работа - Ребята, сейчас мы проведем минутку чистописания

Словарная работа - Ребята, сейчас мы проведем минутку чистописания

Весной – травкой шелковистой,

Весной – травкой шелковистой,

Почему? - Какие слова остались?

Почему? - Какие слова остались?

Откройте учебник на странице 109, упражнение 189 -

Откройте учебник на странице 109, упражнение 189 -

Что обозначает глагол во множественном числе? - ёлка сравнивается со свечками, мох с полом - зеленеет (что делает?) - глагол, зеленые (какие?) - прилагательное, зелененький…

Что обозначает глагол во множественном числе? - ёлка сравнивается со свечками, мох с полом - зеленеет (что делает?) - глагол, зеленые (какие?) - прилагательное, зелененький…

А насекомыми? - Ребята, откройте рабочие тетради на странице 68

А насекомыми? - Ребята, откройте рабочие тетради на странице 68

VIII. Домашнее задание -

VIII. Домашнее задание -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022