Конспект урока по русскому языку: "Аффиксы основы: префиксы и суффиксы"

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 05.04. Русский язык.docx

Конспект

База практики: г. Великий Устюг МБОУ «СОШ №4»

Класс: 2 «В»

Тема: Аффиксы основы: префиксы и суффиксы

Цель:дать понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова

Задачи:

Планируемые предметные результаты:

-сформировать представление о способах определения корневой морфемы в однокоренных словах;

- развивать умение правильно списывать слова.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

- воспитание ответственности, умения оценивать ответы своих одноклассников;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

- организовывать рабочее место, свою деятельность;

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

- развивать умения извлекать информацию из схем, текстов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- представлять информацию в виде схемы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Организационный момент

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение к теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение к теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

Итог урока

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Алексеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Урок мы с вами начнем со словарной работы, чистописание

(Небольшая физминутка на пальчики, посадка, тетради, ручки)

- Откройте тетрадь, подпишите число, классная работа, сегодня 4 апреля.

-какие буквы и слоги прописать в минутке чистописания?

- Поменяйтесь тетрадями и найдите самую красивую букву, правильное соединение.

-А теперь словарная работа, я  загадываю загадки, а вы отгадки записываете в определённый столбик.
- Если орфограмму слабой позиции, вы обозначили буквой О, то пишите его в первый столбик, а если - буквой А, то во второй столбик.

1. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладошку
Бусинки-дробинки.(Горох)

2.Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.(Машина)

3.В поле родился,
На заводе варился,
А в чае растворился.(Сахар)

4.С хозяином дружит,
Дом стережёт,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком.(Собака)

Проверка: 1 ст. Горох, собака; 2 ст. машина, сахар.

- На доске дано слово ЗАПАХ, подберите к этому слову родственные слова. (устно)

-Мальчик Миша, выполнил задание так, к слову ЗАПАХ он подобрал такие слова, как:

http://festival.1september.ru/articles/566369/img1.gif

Все ли слова вам понятны? (ответы детей)
Как вы думаете, справился ли мальчик с заданием? (да)
- Сколько родственных слов вы нашли? (одно слово-пахнуть)
- Какой корень в этих словах? (корень –пах-)
- Запишем эти слова в тетрадь и выделим значимые части слова.

- Открываем учебник на с. 58. Проанализируем слово БАРАБАНЧИК.

- Прочитайте слово БАРАБАНЧИК
- Что такое барабанчик? (Маленький барабан)
- Какое слово является родителем? (Барабан)
- Определите значимые части слова БАРАБАН. (корень –барабан-, нулевое окончание)
- Теперь определите значимые части слова БАРАБАНЧИК (корень – барабан-, суффикс –чик-, нулевое окончание)
- Как вы догадались, что в слове говорится о маленьком барабане? (с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса  -чик-)
- Какая новая часть, которой не было в слове барабан, появилось в слове барабанчик?(суффикс –чик-)

- Напишите у себя в тетрадях слово – БАРАБАНЧИК.
- Подчеркните выделите суффикс –чик-) .

http://festival.1september.ru/articles/566369/img2.gif

Чик

- Даны слова барабанить и забарабанить (на доске)
-
 Выделите значимые части: окончание, корень, основу.
- Подумайте, отличаются ли друг от друга по значению эти слова? (да, отличаются, барабанить – значит начать барабанить)

- Какая часть слова помогла вам понять, что речь идёт не просто о действии, а о начале действия в слове забарабанить? (присутствует приставка –за-).

-Значит, в слове, кроме корня, могут быть части, с помощью которых оно образовалось от какого-нибудь другого слова. Они придают слову новое, дополнительное значение, которого нет в слове, от которого оно образовалось. ----- Запишите в тетрадь это слово, подчеркните и выделите приставку –за-.

http://festival.1september.ru/articles/566369/img3.gif

За

- Как вы думаете, что же нового мы с вами узнаем на уроке? (как образуются новые слова)

- Сегодня мы познакомимся с новыми частями основы. А как они называются вы узнаете, если прочитаете правила Дедушки Уса.

Самостоятельно чтение - 1 человек вслух.

-И какая тема нашего сегодняшнего урока? (Аффиксы основы: префиксы и суффиксы)

-Какую мы с вами поставим цель ?( познакомиться с определением аффиксы,  умение подбирать однокоренные слова)

- Нетрудно доказать, что такие части есть не только в словах барабанчик и забарабанить, но и в других словах, образованных от слова барабан.

Найдём эти части в словах барабанщик, барабанный.

http://festival.1september.ru/articles/566369/img2.gif

-щик-

http://festival.1september.ru/articles/566369/img2.gif

-н-

Чем отличаются эти новые части от корня? (в 1 случае суффикс –щик-, во 2 –н-)

- Значение корня чаще всего само по себе понятно, а значение новых частей основы, понятно лишь благодаря тому, что они присоединяются к корню, т.е. “приставляются” к нему. Поэтому в грамматике их называют АФФИКСАМИ, что в переводе с латинского “приставленный”.

- Корень – обязательно есть в любом слове. А аффиксы – не обязательные части основы.
- А где могут находиться аффиксы? (Перед корнем, после корня).
- В зависимости от места расположения различают: префиксы и суффиксы

- Как вы думаете, префиксы, где находятся? (Перед корнем)
- Соответственно, суффиксы где? (После корня)
- Прочитайте текст, который называется “Зачем лошадь называют по-разному?” упр. 302
- О ком говорится в тексте? (о лошади)
- Выпишите родственные слова слову ЛОШАДЬ  и выделите в них корень и аффиксы, с помощью которых они образовались (выполняют) 
- Давайте проверим: (презентация) лошадь; лошадка;лошадушка; лошадёнка.

Домашнее задание: записать однокоренные слова к слову КОШКА и выделить в них корень и аффиксы, с помощью которых они образовались.

 

- Ребята, какая тема была сегодня на уроке?

- Какая цель? Мы ее достигли?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Спасибо за урок! Урок окончен