Класс 5 Урок № 12.11. 2019
Русский язык
Тема урока: Прямая речь.
Цель урока:
Образовательная: дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, повторить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы предложений по цели высказывания.
Развивающая: развивать умение находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно, развивать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность, творческие способности, навыки самостоятельной работы, работы в парах, коммуникативные навыки, умение разграничивать прямую речь и слова автора.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: наглядность, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
«С малой удачи начинается успех»,- гласит народная мудрость.
I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка.
2. Минутка каллиграфии.
«С малой удачи начинается успех»,- гласит народная мудрость.
- Посмотрите внимательно на доску и спишите предложение. Это не только минутка каллиграфии, но и девиз нашего сегодняшнего урока. Перед нами лесенка знаний и за этот урок мы постараемся подняться хотя бы на одну ступеньку, а это будет нашей малой удачей, которая со временем обязательно приведет к большому успеху.
- Как вы понимаете эту фразу?
3. Работа у доски (синтаксический и пунктуационный разбор, обозначение частей речи)
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске предложение: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», - говорил Владимир Даль.
1. Беседа с классом.
- Знаете ли вы, кто такой Владимир Даль?
- Что значит эта фраза?
- Найдите в этом предложении словосочетание (родимая сторона).
- Как мы можем по-другому назвать родимую сторону? (Родина)
- Почему слово Родина мы пишем с большой буквы?
- Подберите синонимы к слову Родина? (определение понятия «синонимы»)
- Какой раздел русского языка изучает синонимы?
- Найдите грамматическую основу в этом предложении.
2. Слово учителя о В. Дале.
- Что необычного в этом предложении? (оно состоит из двух частей). Это предложение с прямой речью.
IV. Вхождение в тему урока.
1. Интерактивное упражнение «Ассоциативное дерево»
- Что такое ассоциация?
Вам необходимо записать слова, которые ассоциируются у вас со словами прямая речь.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
1. Высказывание кого-либо.
2. Обращение кого-либо.
3. Берется в кавычки.
4. Есть слова автора.
5. Может быть в форме диалога.
V. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока: «Прямая речь». И сегодня мы с вами научимся определять прямую речь и слова автора, оставлять схемы предложений с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
VI. Работа над темой урока.
1. Слово учителя.
– Когда мы с вами говорим, то наши слова и являются прямой речью.
Чтобы реализовать поставленные задачи, давайте вчитаемся в каждое слово темы.
- Как вы думаете, почему говорят прямая речь?
Прямая речь – это значит дословно переданная. Предложения с прямой речью состоят из двух частей, связанных по смыслу и интонационно – из прямой речи и слов автора.
Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит речь. Они могут стоять как перед прямой речью, так и после нее.
2. Работа у доски.
-При написании прямой речи мы будем использовать знаки препинания. Какие знаки препинания вам известны? (разделительные и выделительные). Когда они ставятся?
Давайте вернемся к предложению, записанному на доске.
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои, милые! Пора вам о невестах подумать!»
- Из какого произведения это предложение? (Из сказки «Царевна-лягушка»)
- Кому принадлежит первая часть предложения? (автору)
- А вторая кому принадлежит? (царю)
Итак, 1 часть предложения – слова автора, а вторая часть – слова героя. Значит, какой вывод мы сделаем. Что такое прямая речь? А правильно будет, если мы скажем слова автора и прямая речь.
Прямая речь – это передача чужой речи. То, что в кавычках – это речь, переданная дословно, без изменений. В этих предложениях есть слова автора и прямая речь.
Схема этого предложения выглядит так:
А: «П!», где А – слова автора, П- прямая речь.
(схема вывешивается на доске)
Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после нее.
Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.
На доске предложение.
«Здравствуй, дедушка!» - говорит Иван-царевич.
Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь? Наша схема подходит к данному предложению? (Нет)
Так значит, предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:
( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.
3. Работа с учебником. Изучение теоретического материала. Правила.
Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после нее. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Где может стоять в предложении прямая речь?
1.Прямая речь может стоять перед словами автора.
«Ешьте, ребята, яблоки», - предложил нам лесник.
2.Прямая речь может стоять после слов автора.
И сказала скалка: «Мне Федору жалко».
3.Слова автора могут стоять внутри прямой речи.
«Теперь, – сказала мама, - можете идти гулять».
4.Работа в группах. Наблюдение.
Каждой группе даны по три предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.
1 группа
1. «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» - сказал царь, увидев каравай.
«П!» - а.
2. «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны», - отвечает царь сыновьям.
«П», - а.
3. «За кого же нам, батюшка, посвататься?» - спрашивают сыновья.
«П?» - а.
Вывод: Прямая речь стоит перед словами автора. Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.
2 группа
1. Принял от среднего, посмотрел и сказал: «Только у ворот его стелить!»
А: «П!»
2. Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»
А: «П?»
3. Принял у среднего, взглянул и сказал: «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».
А: «П».
Вывод: Слова автора стоят перед прямой речью. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.
3 группа
1. «Не губи меня, Иван –царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»
«П! – а. – П».
2. «Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет»
«П, - а. – П».
3. «Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»
«П?- а. – П».
Вывод: Прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Итак, прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять до и после прямой речи. На что следует обратить внимание? На то, что ! ? заключаются в кавычки, а точка ставится за кавычками.
Физкультминутка
Прямую речь мы изучали
И немного подустали,
Встанем, ручки разведем,
Ножки тоже потрясем
Корпус дружно повернем
Сядем, рассуждать начнем!
Продолжаем наблюдение. Вернитесь к предложениям.
- Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова?
- Что это за слова? (Глаголы)
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.
А сейчас мы с вами посмотрим, как же ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Схематический диктант.
-Запишите схемы предложений.
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето? »- говорит ей муравей.
2. Тут Ваську Повар укоряет: «Ах ты, обжора! Ах, злодей!».
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,»- им отвечает Соловей.
4. «Стой, братцы, стой!»- кричит Мартышка.
2. Пожалуйста - слово вежливости.
Дети устно составляют предложения с прямой речью, используя слово «пожалуйста», и повторяют знаки препинания при прямой речи.
1. Списывание. Работа на карточках.
Списать текст. Расставить знаки препинания.
Серая Шейка.
«А, старая знакомая, здравствуй!»- проговорила Лиса. «Уходи, пожалуйста, я не хочу с тобой разговаривать,»- ответила Шейка. А Лиса продолжала смеяться над уточкой: «Ныряй, а я тебя все равно съем».
3.Конструирование (в парах).
Вспомнив алгоритм действия, переделать предложения с косвенной речью в предложения с прямой.
Например:
Предложения для конструктора
Охотник крикнул нам, чтобы мы не ходили на болото, там опасно.
Медсестра сказала мне, что доктора сегодня не будет.
Приезжий спросил у москвича, как ему пройти на Красную площадь.
Мне было сказано, что так поступать нельзя.
4. Игра «Корректор»
Исправьте пунктуационные ошибки в отрывке из стихотворения «Телефон» К. Чуковского
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил
Мой милый хороший
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош
Гимнастика для глаз.
5. Работа у доски.
-Расставьте пропущенные знаки препинания, обсудив при этом правильность с соседом по парте. Сейчас вы будете друг у друга учителями, ваша задача: не только поставить отметку, но и оказать помощь своему соседу в выполнении задания.
1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник
2. А. С. Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3. Учитель спросил Вы читали сказки А. С. Пушкина
4. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
5. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
6. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
7. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
8. Лисичка сказала Я тебя съем.
9. Не ешь меня сказал Колобок.
10. Как дела спросил Дима.
-Я попрошу вас сохранить свою работу на планшете для проверки ваших результатов
-Предложения из каких сказок вам встретились в этой работе?
5. Диалог как разновидность прямой речи.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Прямая речь – слова какого-либо лица, передаваемые от его имени автором дословно.
Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания.
Петров сказал: «Я хочу найти клад сам». – Прямая речь.
Петров сказал, что хочет найти клад сам. – Косвенная речь.
Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.
Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или нескольких лиц.
Пример:
— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.
Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:
— Сегодня рано, лучше завтра с утра.
Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.
Пример:
— На каток поедешь?
— Сегодня не смогу.
— А когда?
— Пока не знаю.
Интервью́ — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Сейчас у нас в гостях присутствует корреспондент газеты « Вестник гимназии». 22 ноября мы будем отмечать день рождения нашего земляка Владимира Даля – известного лексикографа, лингвиста, ученого.
В преддверии этого праздника мы решили спросить у наших учащихся, знают ли они. Кто такой Владимир даль.
Интервью с учащимися.
-Знаете ли вы, кто такой Владимир Даль?
- Какой псевдоним был у Владимира Даля?
- Как он был связан с нашим краем7
VIII. Подведение итогов урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон»
- Как вы считаете, реализовали ли мы цели, поставленные на уроке?
Что нового мы узнали?
- Что мы повторили?
Рефлексия.
Комментированное выставление оценок.
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) – писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Родился Владимир в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) 10 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Образование в биографии Владимира Даля было получено в Петербургском Морском кадетском корпусе. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. Но после нескольких лет решил избрать другой путь – начал изучать медицину в Дерптском университете.
В 1828-1829 году принимает участие в русско-турецкой войне. Даль участвует в сражениях, помогает раненым, оперирует в условиях полевых госпиталей. Отмеченный наградами, начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Вскоре биография Даля становится широко известной: он слыл прекрасным врачом. За время своей медицинской практики, в том числе военной, Даль написал несколько статей, набросков.
Затем Даль всерьез занялся литературой. В 1832 году были опубликованы его «Русские сказки. Пяток первый». Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими. Вместе с Пушкиным Даль путешествует по России. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли, участвовал во вскрытии.
За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология», а в 1838 году стал членом Петербургской академии наук.
Но самой значительной и объемной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
С 1849 по 1859 год Даль проживал в Нижнем Новгороде, где служил управляющим удельной конторой, после переехал в Москву. За это время напечатал множество статей, работ. Первый том «Толкового словаря» вышел в 1861. А через год были опубликованы «Пословицы русского народа». Биография Даля была отмечена Ломоносовской премией.
Скончался Даль 22 сентября 1872 года.
Варианты оформления прямой речи на письме
1. Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире.
Пример:
«П», — а.
«Здесь когда-то мы жили», — вздохнул Иван.
«П!» — а.
«Да
ведь это наша школа!» — воскликнул Илья.
«П?» — а.
«Что о Сидорове слыхать-то?» — поинтересовался Олег.
2. Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.
Пример:
А: «П».
Посмотрев в небо, Игорь задумчиво сказал: «Птицы уже улетели».
А: «П!»
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
А: «П?»
Доктор поинтересовался: «Какая у вас была температура?»
3. Если прямая речь разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Пример:
«П, — а, — п(?!)».
«Всё-таки лучше, Максим Максимыч, — отвечал он, — чтобы совесть была чиста» (М. Лермонтов).
«П(?!), — а. — П(?!)».
«О чём ты думаешь? — спросила Ира. — Может, о будущем?»
Диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или нескольких лиц.
Пример:
— Может быть, сегодня уедем? — спросил отец.
Архип на минуту задумался, потом уверенно ответил:
— Сегодня рано, лучше завтра с утра.
Каждая реплика записывается с новой строчки, а перед репликой ставится тире. Кавычки не ставятся. Важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора.
Пример:
— На каток поедешь?
— Сегодня не смогу.
— А когда?
— Пока не знаю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.