Конспект урока по русскому языку
в 3 классе («Школа России»)
Тема: «Начальная (неопределённая) форма глагола»
Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные:
Регулятивные
- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;
- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;
- формировать умение прогнозировать.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.
Коммуникативные
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
- формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- определять начальную форму глаголов;
- ставить глаголы в неопределенную форму.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой.
Поприветствуйте друг друга улыбкой. Пожелайте мысленно себе и другим удачи. Пусть этот день несет нам радость общения друг с другом. Тихонечко садитесь за парты.
- Прочитайте.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа).
- Как вы понимаете это высказывание?
- Можем ли мы это высказывание сделать девизом нашего урока?
- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания
Начало каждого урока открывается минутой чистописания.
- Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас? (Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы).
- Сегодня мы пропишем буквы н и ф.
3. Самоопределение к деятельности
Работа с пословицей
- Соберите пословицу. (слайд)
Разговориться напиться что мёду с умным
Проверка:
С умным разговориться — что мёду напиться.
- Объясните её смысл. (С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного).
— Поставьте слова в начальную форму. (Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.)
— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?
Обсуждение детей, возникает спор. Есть дети, которые не уверены в том, что у глагола есть начальная форма.
— Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола).
Поставим перед собой цели.
Дети продолжают высказывания:
1. Сегодня на уроке мы узнаем… (О неопределенной форме глагола, есть ли у глагола неопределенная форма)
2. Мы научимся… (Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи)
4. Подготовка к работе на основном этапе. Открытие нового знания
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
5. Открытие новых знаний
- Прочитайте глаголы.
молчать
ходить
смеяться
рыдать
беречь
нести
- Как называются все эти глаголы?
- На какие вопросы они отвечают? Запишите их в столбик с вопросом.
- Образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок. Запишите их.
Замолчать
Приходить
Засмеяться
Зарыдать
Сберечь
Принести
- Задайте вопрос. На какой вопрос отвечают эти глаголы?
- На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.
- Чем оканчивается неопределённая форма глагола? (ть, ти, чь)
- ТЬ, ТИ, ЧЬ - это суффиксы неопределённой формы глагола. Кроме этих суффиксов в некоторых глаголах неопределённой формы могут присутствовать суффиксы ся, сь.
- Давайте выделим их в глаголах 1 и 2 столбика.
6. Первичное закрепления нового
Разобраться в новой теме нам поможет учебник.
Откроем учебники на странице 106, упражнение 181.
- Приступаем к выполнению упражнения.
— Прочитайте пары слов. Сравните их.
— Что в них общего? (Это однокоренные слова)
— Чем они различаются? (В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?)
- Запишите первую пару глаголов. (Говорить – поговорить.)
- Какую пропущенную букву вы вставили? (Безударную гласную о – проверочное слово говор.)
- Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, выделите приставку.
Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.
Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.
- Что вы можете сказать про глаголы? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками).
— Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).
Продолжите высказывание:
- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…
- Неопределённая форма – это …
- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …
7. Физкультминутка. Усвоение новых знаний
1. Грамматическая зарядка
— Вам нужно будет назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его. (Плавать, прыгать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать, гладить, сидеть, спать).
Молодцы. Присели.
Вставь в пословицы вместо точек глаголы неопределенной формы.
Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал)
Умение … дороже золота. (работал)
Задание: Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Выделить суффиксы.
- Зарубить на носу – запомнить
- Водить за нос – обманывать
- Унести ноги – убежать
- Надуть губы – обидеться
8. Рефлексия.
- Давайте вспомним цель нашего урока.
- Смогли мы достичь цели?
- Мы получили план и алгоритм, по которому теперь можем рассказать все о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
- Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?
- Тогда для домашней работы выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить:
1) Подобрать и написать 6 пословиц с глаголами неопределенной формы.
2) Записать рецепт приготовления любого блюда с глаголами неопределенной формы.
3) Составить и записать 6 предложений с глаголами неопределенной формы.
- У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.
На уроке я работал |
активно/пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен/не доволен |
Урок для меня показался |
коротким/длинным |
За урок я |
устал/не устал |
Моё настроение стало |
лучше/хуже |
Материал урока был |
понятен/не понятен |
|
полезен/бесполезен |
|
интересен/скучен |
Домашнее задание мне кажется |
лёгким/трудным |
|
интересным/ неинтересным |
Опрос по листку – дети поднимают руку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.