Конспект урока по русскому языку на тему " Неопределенная форма глагола"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку на тему " Неопределенная форма глагола"

Оценка 4.8
docx
21.03.2022
Конспект урока по русскому языку на тему " Неопределенная форма глагола"
Конспект урока по русскому языку 3 класс Неопределенная форма глагола.docx

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе («Школа России»)

Тема: «Начальная (неопределённая) форма глагола»

 

Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Метапредметные:

Регулятивные

- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;

- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;

- формировать умение прогнозировать.

Познавательные

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.

Коммуникативные

- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

- формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

- определять начальную форму глаголов;

- ставить глаголы в неопределенную форму.

 

Ход урока

 

1. Эмоциональный настрой.

Поприветствуйте друг друга улыбкой. Пожелайте мысленно себе и другим удачи. Пусть этот день несет нам радость общения друг с другом. Тихонечко садитесь за парты.

- Прочитайте.

Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа).

- Как вы понимаете это высказывание?

- Можем ли мы это высказывание сделать девизом нашего урока?

- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.

2.      Актуализация знаний

Минутка чистописания

Начало каждого урока открывается минутой чистописания.

- Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас? (Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы).

- Сегодня мы пропишем буквы н и ф.

3.      Самоопределение к деятельности

Работа с пословицей

- Соберите пословицу. (слайд)

Разговориться напиться что мёду с умным

Проверка:

С умным разговориться — что мёду напиться.

- Объясните её смысл. (С умным человеком приятно разговаривать, от него узнаешь много интересного).

— Поставьте слова в начальную форму. (Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.)

— А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

Обсуждение детей, возникает спор. Есть дети, которые не уверены в том, что у глагола есть начальная форма.

— Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о начальной форме глагола).

Поставим перед собой цели.

Дети продолжают высказывания:

1.      Сегодня на уроке мы узнаем… (О неопределенной форме глагола, есть ли у глагола неопределенная форма)

2.      Мы научимся… (Находить глаголы в неопределенной форме, использовать их в речи)

4.      Подготовка к работе на основном этапе. Открытие нового знания

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

5.       Открытие новых знаний

- Прочитайте глаголы.

молчать                                              

ходить                                            

смеяться                                             

рыдать

беречь

нести                                               

- Как называются все эти глаголы?

- На какие вопросы они отвечают? Запишите их в столбик с вопросом.

- Образуйте однокоренные глаголы с помощью приставок. Запишите их.

Замолчать

Приходить

Засмеяться

Зарыдать

Сберечь

Принести

- Задайте вопрос. На какой вопрос отвечают эти глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика?

-  Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что делать? употребляются без приставок, глаголы неопределённой формы, отвечающие на вопрос что сделать? употребляются с приставками.

- Чем оканчивается неопределённая форма глагола? (ть, ти, чь)

- ТЬ, ТИ, ЧЬ  - это суффиксы неопределённой формы глагола. Кроме этих суффиксов в некоторых глаголах неопределённой формы могут присутствовать суффиксы ся, сь.

- Давайте выделим их в глаголах 1 и 2 столбика.

6. Первичное закрепления нового

Разобраться в новой теме нам поможет учебник.

Откроем учебники на странице 106, упражнение 181.

- Приступаем к выполнению упражнения.

— Прочитайте пары слов. Сравните их.

— Что в них общего? (Это однокоренные слова)

— Чем они различаются? (В одном глаголе нет приставки, в другом есть. Первый глагол отвечает на вопрос что делать?, второй – что сделать?)

- Запишите первую пару глаголов. (Говорить – поговорить.)

 - Какую пропущенную букву вы вставили? (Безударную гласную о – проверочное слово говор.)

- Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос что сделать?, выделите приставку.

Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.

Г…ворить – пог...в…рить, ж…лать – пож…лать, спр…сить – переспр…сить, р…совать – нар…совать, м…розить – зам…розить, х…дить – ух…дить, см…треть – посм…треть, об…яснить – об…яснять, ехать – под…ехать.

- Что вы можете сказать про глаголы? (Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? употребляются с приставками).

— Убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

Продолжите высказывание:

- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

- Неопределённая форма – это …

- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …

7.      Физкультминутка. Усвоение новых знаний

 

 

 

1.      Грамматическая зарядка

— Вам нужно будет назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его. (Плавать, прыгать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать, гладить, сидеть, спать).

Молодцы. Присели.

Вставь в пословицы вместо точек глаголы неопределенной формы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал)

Умение … дороже золота. (работал)

Задание: Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы. Выделить суффиксы.

- Зарубить на носу – запомнить

- Водить за нос – обманывать

- Унести ноги – убежать

- Надуть губы – обидеться

8. Рефлексия.

-  Давайте вспомним цель нашего урока.

- Смогли мы достичь цели?

- Мы получили план и алгоритм,  по которому теперь можем рассказать все  о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

- Сможем мы теперь определить глаголы в неопределенной форме?

- Тогда для домашней работы  выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить:

1) Подобрать и написать 6 пословиц с глаголами неопределенной формы.

2) Записать рецепт приготовления любого блюда с глаголами неопределенной формы.

3) Составить и записать 6 предложений с глаголами неопределенной формы.

- У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.

            

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

устал/не устал

Моё настроение стало

лучше/хуже

Материал урока был

понятен/не понятен

 

полезен/бесполезен

 

интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

 

интересным/ неинтересным

Опрос по листку – дети поднимают руку.

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку в 3 классе («Школа

Конспект урока по русскому языку в 3 классе («Школа

Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас? (Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы)

Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас? (Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы)

На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика? -

На какие вопросы отвечают глаголы первого столбика? второго столбика? -

Грамматическая зарядка — Вам нужно будет назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его

Грамматическая зарядка — Вам нужно будет назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022