министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Студентки 331группы
школьного отделения
Толстовой Милады Александровны
Место проведения урока:
Школа № 16, класс 2 «В»
Дата проведения урока: 25.02.2020
Начало урока: 15:40
ФИО учителя школы:
Юлия Александровна
ФИО преподавателя-консультанта:
Бавыкина Марина Александровна
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема урока. Единственное и множественное число глаголов.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 2«в» |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: познакомить с новым языковым понятием “Единственное и множественное число глаголов”, добиться усвоения его признаков |
||
Технологии, методы: |
ПДО, беседа |
||
Основные понятия, термины: |
Единственное число, множественное число, глагол |
||
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный ü Знают, что такое глагол. ü Умеют определять единственное и множественное число глаголов. ü Умеют различать единственное и множественное число. ü Умеют пользоваться алгоритмом по определению числа глагола.
|
Личностный: · Владеют навыками сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки; Метапредметный: Познавательный: · Умеют сравнивать, обобщать, анализировать; · Проявляют познавательный интерес. · Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью. Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задач урока; · Умеют ориентироваться в учебнике, в тексте; Коммуникативные: · Умеют слушать и понимать других; · Умеют работать в сотрудничестве с учителем и классом;
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: Презентация,учебник «Русский язык» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 2 касс 2 часть. «Просвещение» 2014 |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение анализировать. (Л)
|
Век живи, век учись |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милада Александровна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Ребята, прочитайте пословицу на доске: «Век живи, век учись». -Как вы думаете, что такое век?
-Но ведь редкий человек живет целых 100 лет. Значит век в этой пословице - жизнь. Век человека – это целая его жизнь. -Почему же так говорят? Зачем человеку учится всю жизнь?
-А вы готовы сегодня открывать новые знания? -Тогда начнём. |
- Приветствуют учителя.
- Сто лет, жизнь, часть жизни (варианты детей), которую проживает человек.
-Потому что всю свою жизнь мы узнаем что-то новое, тем самым учимся быть грамотными людьми -Готовы.
|
Минутка чистописания. · Замотивировать учащихся писать каллиграфически. (Л.) · Совершенсвовать умение учащихся анализировать. (Л.) · Совершенствовать такие качества, как правильная форма буквы «Ии». (Пр.) · Учить понимать учебные задачи минутки чистописания
|
|
Анализ графического материала. -А сейчас мы с вами проведем минутку чистописания. Поработаем над написанием заглавной и строчной буквы Ии. -Посмотрите на слайд, назовите ошибки, которые там присутствуют.
-Посмотрим внимательно на верное написание. Выполнение работы детьми - Открываем тетради, пишем сегодняшнее число (Двадцать пятое февраля), «Классная работа» Выпрямите спинки, тетрадь держите под наклоном. -И с новой строчки пишем И заглавную и строчную до конца строчки. Рефлексия деятельности, оценка работы детей. -Посмотрите на образец и сравните с ним свою работу. -Кто написал правильно? -У кого есть неточности? -Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы |
-В первом случае буква написана выше линии, и у строчной буквы вторая наклонная линия смотрит в другую сторону -Во втором варианте у заглавной буквы нет закругления
Выполняют задание
|
Словарно-орфографическая работа. · Совершенствовать умение детей писать непроверяемые безударные гласные (Пр.) · Совершенствовать умение сравнивать свою работу с образцом, делать вывод о качестве ее выполнения (Р.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать (Л.)
|
|
Орфографический словарный диктант. -Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать их. Отгаданное слово запишите в тетрадь. -Слушаем внимательно:
На болоте — ни души, -С красной строки с заглавной буквы пишем слово «камыши». -Ставим ударение, подчеркиваем орфограмму, опасное место. -Ставим запятую и слушаем дальше
Двойная бородка,
-Кто это? -После запятой с маленькой буквы, записываем «петух». -Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму. -Снова ставим запятую.
Русская красавица -Запишите «берёза», поставьте запятую -Поставьте ударение, подчеркните орфограмму. -Слушаем последнюю загадку.
Виден в небе гриб, дракон, И лошадка, даже слон: То плывут издалека В белых клочьях…
-Сейчас вы сами проверите свои работы, сверяясь со слайдом. Исправлять уже нельзя. -Если слово написано правильно, ставим «+», если нет, то «-«. -Возьмите простой карандаш. Внимательно смотрим на слайды и сверяем ответы. -Поднимите руки те, кто справился с этим заданием. Отлично. - Те, кто допустили ошибки, не переживайте. Ведь как звучит наш девиз урока? Век живи - век учись. Вот мы с вами и учимся. Теперь каждый из вас узнал чуточку больше. Я надеюсь, вы запомните эти слова и не допустите в них ошибки |
-Камыши
-Петух
-Береза
-Облака |
Актуализация знаний. Постановка темы и задач урока. Создание проблемной ситуации.
· Актуализировать и совершенствовать знание о глаголе. (Пр.) · Учить определять и формулировать вопрос урока, на который надо найти ответ. (Р.) · Совершенствовать умения анализа и синтеза · Учить понимать и формулировать возникшую проблему (Р.) · Учить ставить перед собой познавательную цель (Л.)
|
Делала, кушает, спали, будут петь, играла, вышивали, слушал.
|
- Посмотрите внимательно на слайд Вам даны глаголы. Прочитайте. Разделите эти слова на группы. -Какие группы у вас получились? -Почему такие? -Как ты сгруппировал? По какому признаку? А ты? -Сколько заданий я вам дала? -Сколько ответов вы мне дали? -Вы молодцы, вы очень интересно думали, когда делили на группы, но никто из вас не сгруппировал так, как нужно было. Почему?
-Чему будем учиться сегодня на уроке? |
Делят на разные группы
Варианты детей
- Одно - Несколько
-Наверное мы чего-то не знаем -Открывать новое знание о глаголе |
Открытие нового знания. Приём: анализ языкового материала · Познакомить учащихся с единственным и множественным числом глагола.
· Совершенствовать умения слушать и понимать речь других; (К.) · Совершенствовать умение сотрудничества. (К.) · Совершенствовать умение учащихся анализировать, обобщать. (Л.)
|
Мокнут листья и цветы. Мокнет мокрая земля.
|
Мокнут листья и цветы, Мокнет мокрая земля.
-Прочитайте первое предложение. - Найдите имя существительное. - Определите число имени существительного. -Почему?
- Задайте вопрос к глаголу
- Действие скольких предметов обозначает этот глагол? Одно или многих? -Поэтому глагол стоит во множественном числе. - Так почему же глагол стоит во множественном числе? -У этого глагола окончание -ут -В каком числе стоит им.сущ.? -А глагол с ним связанный? -Хорошо, теперь смотрим на второе предложение. Прочитайте. -Найдите им.сущ. -Определите число им.сущ. -Почему? -Задайте вопрос к глаголу
-Действие скольких предметов обозначает этот глагол? -Может кто-то догадался в каком числе стоит глагол? -Почему? -У этого глагола окончание -ет - Обратите внимание, как изменяются окончания глаголов?
-Сравните число существительных и глаголов. Что интересного заметили в глаголах? -Ребята, запомните, что глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. -Что же мы узнали нового? |
- Мокнут листья и цветы -Листья, цветы - Множественное
-Обозначает несколько предметов -Листья и цветы (что делают?) мокнут -Многих
-Обозначает действие многих предметов
-Во множественном -Тоже во множественном
-Мокнет мокрая земля -Земля -Единственное -Обозначает один предмет -Земля (что делает?) мокнет -Действие одного предмета
-В единственном -Обозначает действие одного предмета
-Во множественном числе окончание -ут, а в единственном числе окончание -ет
-У глагола и существительного одинаковое число
-Что у глаголов есть ед. и мн. число |
Воспроизведение новых знаний Приём: · Закрепить знание о понятиях единственное и множественное число глаголов. (Пр.) · Учить слушать и понимать речь других; (К.) · Помочь детям вывести алгоритм общего действия по определению данного понятия в речи. · Учить пользоваться алгоритмом общего действия по нахождению данного понятия в речи с опорой на все его существенные признаки. |
|
Формулирование темы урока, работа с вариантами формулировок. -Какую же тему мы изучили? -Кто точнее сформулирует тему? Составление алгоритма общего действия - Давайте попробуем составить алгоритм действия по определению числа глагола.
Возвращение к проблемной ситуации - Ребята, давайте вернёмся к нашей проблеме, которую мы не смогли решить? -Получив ново знание, сможете мне сейчас ответить, на какие же группы нужно разделить данные глаголы?
-Почему? Докажите.
-Молодцы, верно определили и смогли доказать.
Работа с определением в учебнике -Возьмите учебники. Откройте страницу 74. -Найдите в рамочке определение. Поставьте туда пальчики. -Прочитайте про себя. -Аня, почитай громко для всего класса, остальные внимательно слушайте. -Наши выводы совпали с учебником? |
Варианты детей -Единственное и множественное число глаголов
1. Найди имя сущ. 2. Определи число им.сущ. 3. Задай от сущ. вопрос к глаголу. 4. Назови число глагола. 5. Докажи, что ты верно определил.
-На единственное и множественное число. -Одни из них обозначают действие одного предмета, а другие, действие многих предметов.
-Да |
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) · Учить рефлексии деятельности (Р) |
|
- Ребята, какое новое знание мы сегодня открыли?
-Где нам пригодится новое знание?
-Чему будем учиться дальше?
|
-Единственное и множественное число глаголов - Нам пригодится в правильном употребление в речи - Применять новое знание в речи. Учиться красиво строить предложения. |
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике: определять число глаголов (Пр.) · Формировать умение видеть отличие единственного и множественного числа глаголов (Пр.)
|
Учебник, упр. 129, стр. 75
Стр.75, упр.130 |
Списывание с синтаксическим заданием - Ребята, откройте учебник на странице 75. Смотрим упражнение 129. -Прочитайте задание про себя под первой красной точкой. Что нам требуется?
- Итак, давайте попробуем. Прочитайте первую пару слов. -В каком числе употребляются глаголы?
-Итак, записываем, сверху карандашом пишем число глагола. -Кто попробует вторую пару продолжить? -В каком числе употреблены глаголы? -Хорошо, записываем. -Попробуйте следующую пару продолжить -В каком числе употреблены глаголы? -Записываем. -Кто выйдет к доске и запишет следующую пару слов? -Так, выдели число этих глаголов -Хорошо, садись. -Под цифрой 2 попробуйте сделать самостоятельно, потом проверим. -Итак, Петя, прочитай, что у тебя получилось.
-Поднимите руки, кто также составил. -Хорошо, вы выполнили задание правильно -Теперь скажите, на какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? -А на какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? -Верно, давайте теперь сравним те пары глаголов, которые мы записали. Какая часть в словах указывает на то, что форма глаголов изменилась? -А почему форма меняется? -Итак, подчеркните эту часть в тетради -На странице 75 после задания у вас есть правило в рамочке. Прочитайте про себя. -Аня, прочитай теперь вслух, чтоб все слышали. -Наши выводы совпали с выводом в учебнике? -Молодцы, теперь попробуем выполнить упражнение 130 на странице 75. Вам даны 5 строк со словами, в каждой строке нужно найти лишнее слово и объяснить свой выбор. -Давайте начнем. Читаем под цифрой 1. Какое слово лишнее? -Почему?
-Поднимите руки, кто также думает? -Хорошо, я тоже соглашусь -Под цифрой 2 что получилось? Какое слово лишнее? Почему? -Под цифрой 3? Почему?
-Хорошо, следующая цифра -И последняя, какое слово лишнее?
-Молодцы, давайте теперь устно определим число каждого глагола. Попробуйте сначала самостоятельно, потом вместе со мной. -В первой строке глаголы с каким числом получились? -Почему?
-Хорошо, правильно, под цифрой в каком числе глаголы? Почему?
-Следующая цифра 3
-Хорошо. Под цифрой 4?
-Молодцы, и последняя цифра 5
-Хорошо, мы справились с этим заданием. Теперь я вам предлагаю составить нераспространённое предложение с одним из выделенных глаголов из этого задания, записать в тетрадь и выделить главные члены предложения. Предложение придумываете сами. -Что такое главные члены предложения? -Итак, приступаем к заданию. -Кто может озвучить свое предложение? -Миша, выйди к доске, запиши предложение, которое ты составил и выдели главные члены предложения |
- Прочитать, изменить число глаголов. Записать пары слов и указать число. -Читает-читают
-Читает в ед.; читают во мн.ч
- Звонит-звонят -Звонит - ед.ч, звонят -мн.ч
-Летит -летят -Летит в ед.ч; летят во мн.ч
-Жужжит-жужжат
-Жужжит -ед.ч,жужжат-мн.ч
-Повторила-повторили, говорил-говорили, гремело-гремели
-Что делает
-Что делают
-То, на что заканчивается глагол
-Потому что число меняется
-Да
-Прочитать. Найти в каждой строке синонимы и лишнее слово.
-Блеск -Потому что это существительные, а остальные глаголы.
-Письма, так как остальные глаголы -Рабочий, прилагательное, а остальные глаголы -Игра, остальные глаголы. -Уныние, так как это существительное, а остальные глаголы.
-В единственном числе
-Предполагается действие одного предмета, то есть один кто-то (что делает?) светит, а если много, то (что делают?) светят -Во множественном
-Действие многих предметов -В единственном, действие одного предмета -В единственном, действие одного предмета -В единственном, что делает - печалится, что делает - грустит. Предполагается действие одного предмета
-Подлежащее и сказуемое
Озвучивают
Выходит
|
Обобщение по теме урока |
|
-Итак, ребята, с каким новым знанием мы познакомились?
-Чем отличается единственное и множественное число?
|
-Единственное и множественное число глаголов -Единственное число глагола обозначает действие одного предмета, а множественное - нескольких |
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Л.) · Учить рефлексии деятельности (Л.)
|
|
Примем: чемодан, мясорубка, корзина - Пришло время подводить итоги нашего урока. На слайде вы видите чемодан, мясорубку, корзину. Чемодан – это все, что мы изучили сегодня, пригодится вам в дальнейшем. Мясорубка – это значит, что вы полученную информацию еще переработаете. Корзина – это значит, что полученные знания вы выбросите из головы Я предлагаю вам выбрать что – то одно из этого. |
Отвечают |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.