Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Настоящее время глагола»
Цель: познакомить с изменением глаголов по временам.
Задачи:
Дидактические: познакомить с настоящим временем глагола.
Развивающие: развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные: развивать умение применять полученные знания на практике; формулировать проблему и находить пути её решения.
Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; развивать умение высказывать свою точку зрения; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог; развивать умение работать в паре, группе.
Личностные: формировать мотивацию к обучению.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование и материалы: презентация, карточки с заданиями.
Средства обучения: Учебник – Русский язык, Иванов С. В., 4 класс, 1 часть.
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап |
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний |
- Итак, ребята, посмотрите на доску. Скажите, что дано на доске? Ребята осторожно выкапывают и переносят уснувшие деревца в новые места. Весной проснётся деревцо и примется расти людям на радость. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил деревцо, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник. - Верно, это текст. Сколько в нём предложений? - Найдите в этом тексте глаголы.
- Подумайте в парах и разделите эти слова в три столбика. - Какие глаголы вы отнесли в первый столбик? Второй? Третий? - Посмотрите, о каких глаголах можно сказать, что они происходят В МОМЕНТ РЕЧИ? - О каких глаголах можно сказать, что они произойдут ПОСЛЕ МОМЕНТА РЕЧИ? - О каких глаголах можно сказать, что они произошли ДО МОМЕНТА РЕЧИ?
- Мы можем сказать, что глаголы первого столбика употреблены в форме настоящего времени? - Тогда в каких формах употреблены глаголы второго и третьего столбика? |
- Текст.
- 3.
- Выкапывают, переносят, проснётся, примется расти, посадил, вырастил, поставил.
Ответы детей.
- О глаголах первого столбика.
- О глаголах второго столбика.
- О глаголах третьего столбика.
- Да, можем.
- В формах будущего и прошедшего времени. |
Постановка цели и задач |
- Мы познакомились с ещё одной формой глагола. Как можно назвать эту форму? - Сегодня мы остановимся подробнее на форме глаголов первого столбика. Какая это форма? - Сформулируйте тему урока. - Подумайте, чем мы сегодня займёмся? |
- Форма времени.
- Форма настоящего времени.
- Настоящее время глагола. Ответы детей. |
Первичное усвоение новых знаний |
- Откроем учебник на 152-й странице. Прочитайте, о чём там сказано. - Мы всё верно сказали в начале урока? - Выполним задание. Прочитайте стихотворение, которое дано на доске.
- Найдём и выпишем из этого стихотворения глаголы в форме настоящего времени. - Следующее задание. Вам нужно изменить по лицам и временам глагол читал.
- Скажите, во всех ли временах глаголы изменяются по лицам? |
Читают правило.
- Да.
- Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…
Выполняют задание по цепочке. - Я читаю, ты читаешь, он читает. Я читал, ты читал, он читал. Я буду читать, ты будешь читать, он будет читать.
- Нет, в форме прошедшего времени глаголы не изменяются по лицам. |
Первичное закрепление |
- Следующее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Спишите стихотворение, определите времена глаголов. Поставьте выделенные глаголы в форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. |
Выполняют самостоятельную работу. |
Домашнее задание |
- Ваше домашнее задание: 2-е упражнение на 154-й странице. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия |
- Какую тему мы с вами сегодня начали изучать? - Что нового вы узнали? Что уже было известно? - Спасибо за урок! До свидания! |
- Настоящее время глаголов.
Ответы детей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.