Конспект урока по русскому языку по теме : " Упражнения в написании в буквосочетаний чу - щу"
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку по теме : " Упражнения в написании в буквосочетаний чу - щу"

Оценка 5
doc
23.04.2020
Конспект урока по русскому языку по теме : " Упражнения в написании в буквосочетаний  чу - щу"
конспект урока по русскому языку Базарева Д.А. .doc

Материалы Базаревой Дианы 21 группы

Русский язык

15.02.2016

Тема: Упражнения в написании в буквосочетаний  чу - щу.

Класс:

Цель: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой У после Ч и Щ, объяснять написание и графическое обозначение орфограммы.

Оборудование: учебник, мультимедиа.          

Этапы урока

Ход урока

 

УУД

 

 

Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

 

Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

 

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас не мало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя сумел.

 

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

А поможет мне провести урок один сказочный персонаж, а кто он догадайтесь сами.

*Уплетая калачи,

 Ехал парень на печи.

 Прокатился по деревне

 И женился на царевне.

(Отгадывают загадку)

Правильно, это Емеля. (Нарисован на ватмане Емеля и вывешен на доску)

Из какой он сказки?

(По щучьему велению) Кто эту сказку написал? Кто знает?

(сказку написал русский народ или просто народ)

Он приехал в гости, чтобы попросить о помощи. У Емели  - беда, последнее время щука перестала выполнять его желания. Причины Емеля не поймёт. Может он забыл  правила русского языка? Поможем Емеле?

(Да)

По характеру своему Емеля ленивый парень и учиться ему лень. Зачем учиться, если можно произнести волшебные слова и всё готово.

Кто из вас знает эти слова? (Да)

По поднятой руке я слушаю ответ.

(По щучьему веленью, по моему хотенью, хочу чтобы …)

Верно! А теперь посмотрите на экран.

1 слайд

По щючьему веленью, по моему хотенью, хочю чтобы …

Что вы видите?

Могут помочь Емеле эти слова, если он неправильно напишет?

(нет)

Что он не знает? Какую он орфограмму не усвоил?

(он не знает орфограммы ЧУ-ЩУ , он ее не усвоил)

Как бы вы написали это предложение?

(После шипящих букву У, вместо буквы Ю)

Все правильно.

Давайте исправим ошибки.

(на слайде исправляются ошибки с помощью анимации )

Сделайте вывод, как писать слова с буквосочетаниями чу-щу.

(После шипящих ЧУ-ЩУ  пишем букву У)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других.

 

 

Познавательные: Уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу  и обосновывать своё мнение.

 

 

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы.

 

Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

Постановка цели и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Чтобы не было у нас таких ошибок, как у Емели, что нам надо делать?

Над чем надо работать?

(Упражняться в написании слов с чу-щу)

Вы готовы продолжить работу над этой орфограммой?

(Да)

Сформулируйте тему урока?

(Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чу-щу)

Какую цель мы себе поставим?

(Закрепить знания написании  орфограммы У после Ч и Щ).

 

Теперь открываем тетради, записываем число, классная работа (напоминание орфограммы в слове классная – удвоенная СС)

Слово классная как напишем?

(с двумя сс)

Молодцы!

Теперь приступим к минутке чистописания.

Прописываем первую строчку с чередованием

 (чу ,щу, чу, щу…)

(прописывают в тетради)

Скажите, пожалуйста, что помогает закрепить это чистописание?

(правильное и красивое написание орфограммы чу-щу)

Ребята, Емеля всё понял, без грамматики прожить нельзя.

Он вам привёз в подарок вот эту памятку.

Прочитайте громко. Что нам надо сделать в этом упражнении? (3,4 – все вместе!)

2 слайд

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Ч..лки, ч..лан, стуч.., крич.., тащ.., ворч.., молч.., ищ... .

В следующую строчку, спишите слова и вставьте буквы, не забудьте обозначить орфограмму.

3 слайд

Чулки, чулан, стучу, кричу, тащу, ворчу, молчу, ищу.

Что помогло закрепить это чистописание, когда мы уже слова прописывали?

(помогает закрепить изученную орфограмму чу-щу)

Ох, и трудная работа – учёба! Пора бы отдохнуть.

Встал Емеля, потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

За водою не пошёл.

Сел Емеля на печи (сели за парты)

Стал учить грамматику.

 

Напомните, над какой темой сегодня работаем? Какие цели для себя мы поставим?

(Тема: Упражнения в написании в буквосочетаний  чу - щу.

Цель: (Закрепить знания написании  орфограммы У после Ч и Щ).

Будем учиться применять наши знания?

(Да)

Открываем учебники на с.118 прочитайте правило в рамочке.

(читает один человек).

Теперь смотрим упр. 176 будем применять наши знания в действии.

1.Прочитайте задание к упражнению.

(читают устно)

2.Итак, прочитайте слова.

(Читаем хором , 3-4)

3.Какую букву вы напишите на месте пропуска?

(букву У)

4.Почему?

(По правилу ЧУ-ЩУ пиши с буквой У)

5.Нужно ли проверять написанные буквы безударного гласного У ?

(Нет,не нужно)

6. Почему?

(потому что это общепринятое правило в России)

Спишите слова в два столбика и обозначьте орфограмму  ЧУ  и  ЩУ.

2 человека на доске, остальные пишут в тетради)

ЧУ

ЩУ

чулок

чуть-чуть

чучело

чугун

чудак

чувство

щупать

щупальца

щуренок

 

 Проверка  (у доски + класс сверяет правильные ответы)

Есть ли среди этих слов однокоренные?

(Да)

Назови их?

(щупать, щупальца)

Почему ты так думаешь?

(ответы детей)

У каких животных, насекомых есть щупальца?

4 слайд

(У осьминога, рака, медведки, кальмаров и др.).

Итак ребята, выполнив это упражнение , скажите пожалуйста для чего мы его выполняли?

(еще раз закрепили написание орфограммы ЧУ-ЩУ)

Поднимите руку кто отлично справился с этим заданием и не допустил ни одной ошибки? Опустили

Поднимите руку у кого есть ошибки? Вам стоит еще раз повторить правило и еще раз прописать слова с орфограммами, по правилу.

А мы переходим дальше.

Встали.

Мы капусту рубим-рубим

Мы капусту жмем-жмем

Мы капусту солим-солим

Мы капусту трем-трем

Садитесь.

Следующее задание мы выполним на с. 119 упр. 177

1.Читаем задание про себя.

(Читают)

2.Спрашиваю 1 человека. Что нам нужно выполнить в данном упражнении?

(Списать слова, вставляя пропущенные буквы и обозначить орфограмму).

3.Теперь давайте проговорим слова все вместе , 3-4 !

Чудо, чудеса, чудесный, чудище, чудовище.

Какая у нас буква пропущена?

(буква У)

4. Самостоятельно в тетради списываем слова, вставляем пропущенную букву и не забываем обозначить орфограмму.

(самостоятельно работают)

5 Слайд. Самопроверка.

Посмотрите на доску и проверяем себя.

(проверяют)

Кто справился с работой отлично рисуем зеленый кружок.

Желтый кружок -  хорошо, но надо поучиться

Красный кружок  - еще не научился

В данном упражнении все задания выполнили? Посмотрите внимательно.

(нет)

1.Прочитайте задания сначала про себя.

Итак, кто мне зачитает первый вопрос?

 (по поднятой руке, зачитывают)

2.Чем интересны эти слова? Кто готов ответить?

(у них один корень)

Кто зачитает следующий вопрос?

3.В каких книгах их чаще всего можно встретить?

(«Красавица и чудовище», «Золушка», «Алиса в стране чудес» и др.).

4.Почему?

(Потому что в этих сказках случаются чудеса)

5.Какие слова называют героев сказок?

(Чудо-Юдо рыба-кит из сказки «Конек Горбунок», «Красавица и чудовище», и др.).

6.Придумай предложения о сказках с этими словами.

Это задание выполняем письменно, после того как вы напишите предложения , один человек, кто придумает  самое красивое предложение, выпишет его на доске.

Итак, работаем.

- Сотворилось чудо, и царевна-лягушка стала прекрасной царицей.

- Именно чудеса привлекают нас в сказках.

- Карлосон был чудесный, потому что он был добрый.

- Чудеса встречаются в русских народных сказках на каждом шагу.

- Произошло чудо, когда братья-лебеди из птиц превратились снова в людей.

7.Теперь прочитайте что получилось.

(выслушиваю несколько ответов и самое красивое один человек записывает на доске).

 

 

 

 

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

 

 

Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями чу—щу  и

 

Регулятивные: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 

 

Регулятивные: Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

 

 

 

 

Итог. Рефлексия урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Итак, время наше подходит к концу.

Давайте подведём итог.

Над какой орфограммой мы сегодня работали?

(Над орфограммой ЧУ-ЩУ  пиши с буквой У)

Какую цель ставили?

(Закрепить знания написании  орфограммы У после Ч и Щ).

Удалось нам её достичь?

(Да)

Какие задания вам больше всего понравились?

(Ответы детей)

Показались трудными?

(Ответы детей)

Как вы думаете, помогли мы Емеле?

(Да)

Чему мы Емелю научили?(правилу чу-щу и применение этого правила на практике)

 Научился он грамотно писать?

(Да)

А теперь я узнаю как вы поработали на уроке. На столах лежат смайлики , дорисуйте ротик смайлику как вы поработали на уроке, оцените свой труд, а не свое настроение. 

Если вам все удалось, вы все поняли и поработали отлично – улыбочку.

Вы считаете, что вы сегодня на уроке поработали хорошо, но вам нужно еще раз закрепить материал – прямой ротик.

А если вы считаете , что совсем плохо поработали на уроке и вам ничего не понравилось – грустный ротик.



 

 

 

Спасибо за урок, все молодцы, дружно поработали. Урок окончен.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные: Уметь адекватно оценивать свои действия.

 

 

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

 

Подпись методиста ____________

Подпись учителя ______________


Материалы Базаревой Дианы 21 группы

Материалы Базаревой Дианы 21 группы

Актуализация знаний Необычный день у нас

Актуализация знаний Необычный день у нас

Что вы видите? Могут помочь

Что вы видите? Могут помочь

Закрепление материала

Закрепление материала

Физминутка Применение знаний

Физминутка Применение знаний

Физминутка Чтобы не было у нас таких ошибок, как у

Физминутка Чтобы не было у нас таких ошибок, как у

Физминутка Чтобы не было у нас таких ошибок, как у

Физминутка Чтобы не было у нас таких ошибок, как у

Желтый кружок - хорошо, но надо поучиться

Желтый кружок - хорошо, но надо поучиться

Теперь прочитайте что получилось

Теперь прочитайте что получилось

Итог. Рефлексия урока.

Итог. Рефлексия урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020