Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»

Оценка 4.9
docx
08.01.2025
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»
Тема: «Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе» Класс: 4 класс Тип урока: «открытие» новых знаний Цель: познакомить с окончаниями глаголов 2 лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2 – го лица единственного числа. Задачи: • познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа; • закрепить понятие глагола как части речи; • способствовать формированию навыка правописания глаголов. • способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления; • способствовать развитию речи детей; • воспитывать интерес к русскому языку;
Конспект урока по русскому языку.docx

Урок русского языка

Тема: «Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»

Учитель: Румянцева Е. Н.

Класс: 4 класс

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: познакомить с окончаниями глаголов 2 лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2 – го лица единственного числа.

Задачи:

·         познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;

·         закрепить понятие глагола как части речи;

·         способствовать формированию навыка правописания глаголов.

·         способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления;

·         способствовать развитию речи детей;

·         воспитывать интерес к русскому языку;

Формируемые УУД:

Предметные: умение  правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Метапредметные: 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.

Оборудование и дидактический материал:         учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 4 класс, 2 часть, М: Просвещение, 2013 год, презентация; раздаточный материал

 

 

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Мало уметь писать – надо уметь думать. (на доске)

Включение в деловой ритм. Почему так говорят?

Писать мы с вами научились в первом классе, а вот думать, размышлять над секретами русского языка учимся всегда, на каждом уроке, да и всю жизнь.

Подготовка обучающихся к работе

Личностные УУД:

 положительная мотивация к учебной деятельности, формирование  ценностного отношения к русскому языку.

 

Регулятивные УУД:  целеполагание.

II. Актуализация знаний

 

1.Орфографическая минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом в технике ИНСЕРТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

Фронтальная работа  (на доске)

Пр…кр…чит, с..дит, зацв…тут, п…с…нел… (небо)

- Что общего у всех слов, записанных на доске?

- От чего зависит способ проверки безударной гласной?

- Запишем глаголы, вставим безударные гласные (с объяснением вслух)

- Как называются буквы, написание которых вы объясняли или проверяли?

 

 

 

- Подумайте, какой глагол может быть лишним и почему?

 

 

 

 

- Назовите тему, которую мы начали изучать. 

Работа в парах.

(Текст раздается каждой паре).

Пометки в тексте:
V    -  уже знал
+     - новое
-    - думаю  иначе
?    - не понял, есть вопросы

 

   «На уроках русского языка мы начали изучать тему «Спряжение глаголов».

   Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица.

   Глагол каждого лица имеет свое личное окончание.

   При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание.

   Глаголы настоящего и будущего времени во 2–ом лице единственного числа имеют личные окончания  –ешь, -ёшь, -ишь.

   Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением».

 

- С чем вы не согласны?

- В чем не уверены?

- Какие новые сведения встретились о глаголах?

 

- Продолжим изучение темы.

 

Читают про себя, потом вслух.

 

-Глаголы, в которых пропущены безударные гласные в приставке, корне, окончании.

- От части слова.

Ученики выходят к доске и объясняют правописание глаголов.

- Орфограммы.

Варианты:

1)зацветут – мн.ч., остальные – в ед.ч.

2)посинело – глагол в прошедшем времени, не изменяется по лицам и числам,

т. е. не спрягается

3) сидит – глагол без приставки

 

«Спряжение глаголов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

-

 

 

V

 

V

 

+

 

 

V

Познавательные УУД: 

анализ объектов с целью выделения признаков.

 

- умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации;

- умение наблюдать за языковым материалом;

 -проводить на основе наблюдения познавательные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение;

 - умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

 

Регулятивные УУД:  самоконтроль и  самооценка результатов выполненных действий.

 

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III. Самоопределение к деятельности.

Целеполагание.

(на доске)

- Определите лицо глаголов:

Рисую, рисуешь, рисует;

Полечу, полетишь, полетит;

Улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.

- Как определяли лицо?

 

- Что общего вы заметили  в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

- Сформулируйте цель  урока.

 

 

 

 

- Каким образом мы можем достичь этой цели?

Записывают глаголы и определяют лицо.

 

 

 

По личным местоимениям, по окончаниям.

 

Мягкий знак- ь

 

- Научиться распознавать глаголы 2-го лица единственного числа и правильно их писать.

 

- Учиться находить данные глаголы в тексте.

- Выучить правило о правописании окончаний и уметь пользоваться им.

- Учиться изменять форму глагола.

Познавательные УУД: 

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

 

Личностные УУД:

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

 

 

Познавательные УУД: 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи

IV. Изучение нового материала.

 

1.Наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формулировка вывода

 

 

 

 

 

 

 

3. Составление схемы к правилу

Чтение темы урока по учебнику стр. 85

Работа с таблицей (на слайде) (устно)

 

Наст. вр.

Что делаешь?

Слушаешь

Видишь

 

Буд. вр.

Что сделали?

Что будешь делать?

Поздравишь

 

Будешь писать

 

 

- Рассмотрите таблицу.

- Определите лицо и число глаголов настоящего времени.

- Определите лицо и число глаголов будущего времени.

 

 

- Что общего в написании личных окончаний в вопросах и глаголах?

 

 

 

 

 

- Запомни, на конце глаголов 2 лица пишется ь.

 

- Почему написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?

 

 

 

- Какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

 

- Чтение вывода по учебнику стр. 85 (2 часть)

 

Работа в парах

- Составьте схему для запоминания данного правила.

Например,

Глагол

 


Наст. вр.           Буд. вр.

 


2 лицо

 


Ед. ч

 


-ешь, -ёшь, -ишь   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-е л.

Ед. ч.

 

2-е л.

Ед. ч.

 

 

- Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа имеют одинаковые личные окончания

-ешь, -ёшь, -ишь.

 

 

 

 

 

 

- Потому что глагол оканчивается на непарный твердый согласный звук.

 

 - Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа имеют одинаковые личные окончания

-ешь, -ёшь, -ишь.

 

 

 

 

 

 

Изображают правило графически.

Читают правило и составляют схемы-модели в парах. Затем выходят к доске, демонстрируют модель и проговаривают правило.

 

 

 

 

Познавательные УУД: 

выделение необходимой информации;

анализ, сравнение объектов по выделенным признакам

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: 

синтез  объектов по выделенным признакам

 

 

 

 

V. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр. 172

- Прочитайте текст.

- О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда–нибудь? Какого они цвета?

- Что они напоминают Э. Шиму?

- Выполните задания к упражнению.

Проверка.

- Пользуясь схемой, объясните правописание глаголов.

Познавательные УУД: 

 умение правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом,

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя, запоминать информацию.

Регулятивные УУД:  Самоконтроль и самооценка

VI. Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

Очень часто глаголы 2 лица можно встретить в пословицах.

Какую роль играют пословицы в нашей речи?

Задание. Восстанови пословицы.

Карточка № 1.

- Допиши окончания глаголов.

1.Поспеш… - людей насмеш… .

2. Кашу маслом не испорт… .

 

Карточка № 2.

- Вставь подходящий по смыслу глагол.

1. Слезами горю … .

2. Без труда  … и рыбку из пруда.

 

Карточка № 3.

- Составь пословицу из слов.

1.Загорюешь, весной, осенью, проспишь.

2.Испытаешь, сам, не, не, того, что, поймешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не поможешь

Не вытащишь

 

 

 

Весной проспишь – осенью загорюешь.

Что сам не испытаешь, того не поймешь.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала

 

Личностные УУД:

 формирование личностных качеств через постижение народной мудрости, скрытой в русских пословицах;

 

1.      VII. Рефлексия.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

- Я буду называть глагол в неопределенной форме, а вы запишите этот глагол в настоящем времени 2 лица, единственного числа; выделите окончание.

Звонить, спать, цвести, стучать, плыть, лететь.

 

Самопроверка по образцу.

- Проверьте свою работу.

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала

 

 

 

2.      VIII. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

Самооценка

 

- Продолжить предложения:

Я узнал …

Я научился…

Мне еще нужно…

 

- На линеечках отметьте

(на первой) степень активности на уроке

(на второй) уровень усвоения материала

Регулятивные УУД:    

оценивание качества и уровня усвоения материала

3.      IX. Домашнее задание

- Определите домашнее задание.

- Стр. 85  правила, упр. 177 стр. 87

 

 


 

Урок русского языка Тема: « Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»

Урок русского языка Тема: « Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Проверка Фронтальная работа (на доске)

Проверка Фронтальная работа (на доске)

Целеполагание. (на доске) - Определите лицо глаголов:

Целеполагание. (на доске) - Определите лицо глаголов:

Формулировка вывода 3

Формулировка вывода 3

Ед. ч -еш ь , -ёш ь , -иш ь 2-е л

Ед. ч -еш ь , -ёш ь , -иш ь 2-е л

VI . Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

VI . Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

VIII. Подведение итогов урока

VIII. Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2025