Урок русского языка
Тема: «Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе»
Учитель: Румянцева Е. Н.
Класс: 4 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: познакомить с окончаниями глаголов 2 лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2 – го лица единственного числа.
Задачи:
· познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;
· закрепить понятие глагола как части речи;
· способствовать формированию навыка правописания глаголов.
· способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления;
· способствовать развитию речи детей;
· воспитывать интерес к русскому языку;
Формируемые УУД:
Предметные: умение правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, парная.
Оборудование и дидактический материал: учебник В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 4 класс, 2 часть, М: Просвещение, 2013 год, презентация; раздаточный материал
Технологическая карта урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся. |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. |
Мало уметь писать – надо уметь думать. (на доске) Включение в деловой ритм. Почему так говорят? Писать мы с вами научились в первом классе, а вот думать, размышлять над секретами русского языка учимся всегда, на каждом уроке, да и всю жизнь. |
Подготовка обучающихся к работе |
Личностные УУД: положительная мотивация к учебной деятельности, формирование ценностного отношения к русскому языку.
Регулятивные УУД: целеполагание. |
||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний
1.Орфографическая минутка
2. Работа с текстом в технике ИНСЕРТ
Проверка |
Фронтальная работа (на доске) Пр…кр…чит, с..дит, зацв…тут, п…с…нел… (небо) - Что общего у всех слов, записанных на доске? - От чего зависит способ проверки безударной гласной? - Запишем глаголы, вставим безударные гласные (с объяснением вслух) - Как называются буквы, написание которых вы объясняли или проверяли?
- Подумайте, какой глагол может быть лишним и почему?
- Назовите тему, которую мы начали изучать. Работа в парах. (Текст раздается каждой паре). Пометки
в тексте:
«На уроках русского языка мы начали изучать тему «Спряжение глаголов». Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глагол каждого лица имеет свое личное окончание. При изменении глагола по лицам изменяется и его личное окончание. Глаголы настоящего и будущего времени во 2–ом лице единственного числа имеют личные окончания –ешь, -ёшь, -ишь. Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением».
- С чем вы не согласны? - В чем не уверены? - Какие новые сведения встретились о глаголах?
- Продолжим изучение темы. |
Читают про себя, потом вслух.
-Глаголы, в которых пропущены безударные гласные в приставке, корне, окончании. - От части слова. Ученики выходят к доске и объясняют правописание глаголов. - Орфограммы. Варианты: 1)зацветут – мн.ч., остальные – в ед.ч. 2)посинело – глагол в прошедшем времени, не изменяется по лицам и числам, т. е. не спрягается 3) сидит – глагол без приставки
«Спряжение глаголов»
V
-
V
V
+
V |
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.
- умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации; - умение наблюдать за языковым материалом; -проводить на основе наблюдения познавательные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение; - умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка результатов выполненных действий.
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
||||||||||||||||||||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. |
(на доске) - Определите лицо глаголов: Рисую, рисуешь, рисует; Полечу, полетишь, полетит; Улыбаюсь, улыбаешься, улыбается. - Как определяли лицо?
- Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа? - Сформулируйте цель урока.
- Каким образом мы можем достичь этой цели? |
Записывают глаголы и определяют лицо.
По личным местоимениям, по окончаниям.
Мягкий знак- ь
- Научиться распознавать глаголы 2-го лица единственного числа и правильно их писать.
- Учиться находить данные глаголы в тексте. - Выучить правило о правописании окончаний и уметь пользоваться им. - Учиться изменять форму глагола. |
Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
Личностные УУД: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала.
1.Наблюдение.
2.Формулировка вывода
3. Составление схемы к правилу |
Чтение темы урока по учебнику стр. 85 Работа с таблицей (на слайде) (устно)
- Рассмотрите таблицу. - Определите лицо и число глаголов настоящего времени. - Определите лицо и число глаголов будущего времени.
- Что общего в написании личных окончаний в вопросах и глаголах?
- Запомни, на конце глаголов 2 лица пишется ь.
- Почему написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Чтение вывода по учебнику стр. 85 (2 часть)
Работа в парах - Составьте схему для запоминания данного правила. Например, Глагол
Наст. вр. Буд. вр.
2 лицо
Ед. ч
-ешь, -ёшь, -ишь |
2-е л. Ед. ч.
2-е л. Ед. ч.
- Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа имеют одинаковые личные окончания -ешь, -ёшь, -ишь.
- Потому что глагол оканчивается на непарный твердый согласный звук.
- Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа имеют одинаковые личные окончания -ешь, -ёшь, -ишь.
Изображают правило графически. Читают правило и составляют схемы-модели в парах. Затем выходят к доске, демонстрируют модель и проговаривают правило. |
Познавательные УУД: выделение необходимой информации; анализ, сравнение объектов по выделенным признакам
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные УУД: синтез объектов по выделенным признакам
|
||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление
|
Упр. 172 - Прочитайте текст. - О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда–нибудь? Какого они цвета? - Что они напоминают Э. Шиму? - Выполните задания к упражнению. Проверка. - Пользуясь схемой, объясните правописание глаголов. |
Познавательные УУД: умение правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа. умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом, Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, запоминать информацию. Регулятивные УУД: Самоконтроль и самооценка |
|||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа (дифференцированное задание) |
Очень часто глаголы 2 лица можно встретить в пословицах. Какую роль играют пословицы в нашей речи? Задание. Восстанови пословицы. Карточка № 1. - Допиши окончания глаголов. 1.Поспеш… - людей насмеш… . 2. Кашу маслом не испорт… .
Карточка № 2. - Вставь подходящий по смыслу глагол. 1. Слезами горю … . 2. Без труда … и рыбку из пруда.
Карточка № 3. - Составь пословицу из слов. 1.Загорюешь, весной, осенью, проспишь. 2.Испытаешь, сам, не, не, того, что, поймешь. |
Не поможешь Не вытащишь
Весной проспишь – осенью загорюешь. Что сам не испытаешь, того не поймешь. |
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД: формирование личностных качеств через постижение народной мудрости, скрытой в русских пословицах;
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1. VII. Рефлексия.
|
Самостоятельная работа - Я буду называть глагол в неопределенной форме, а вы запишите этот глагол в настоящем времени 2 лица, единственного числа; выделите окончание. Звонить, спать, цвести, стучать, плыть, лететь.
Самопроверка по образцу. |
- Проверьте свою работу. |
Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала
|
||||||||||||||||||||||||||||||
2. VIII. Подведение итогов урока.
|
Самооценка
- Продолжить предложения: Я узнал … Я научился… Мне еще нужно…
- На линеечках отметьте (на первой) степень активности на уроке (на второй) уровень усвоения материала |
Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня усвоения материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3. IX. Домашнее задание |
- Определите домашнее задание. - Стр. 85 правила, упр. 177 стр. 87 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.