Конспект урока по русскому языку с применением элементов технологии "Развмтие критического мышления через чтение и письмо". Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными.

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 3 класс.docx

Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка

 

Конспект урока по русскому языку

с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Класс: 3.

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.

 Тип: Изучение нового материала

Задачи:

- учить находить непроизносимые согласные звуки в корне слова

- учить проверять правописание непроизносимых согласных в корне

- развивать фонематический слух учащихся

 

Планируемые результаты

Предметные:

- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова к словам с изучаемой орфограммой

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- делать выводы по наблюдениям;

- сравнивать свой вывод с образцом; корректировать;

- обосновывать свою точку зрения

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку;

- выявлять затруднения и находить пути их решения

Межпредметные связи: чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода, проблемно- диалогический метод, элементы технологии развития критического мышления.

 Формы обучения: работа в парах, групповая работа, коллективная.

Оборудование: тетради,  карточки, компьютер, проектор, доска.

Учащиеся распределены на 3 группы.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись. Тихо сели.

- Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

а) – Запишите буквы, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости- глухости.

б-п, д-т, ж-ш, г-к, в-ф, з-с

Расскажите правило, приведите примеры.

-  Запишите буквы в алфавитном порядке: д л в т (вдлт)

- Назовите буквы, которые вы записали.

- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

Оцените свою работу на уроке.

!- я всё выполнил сам

?!- мне было немного трудно, но я всё вспомнил

?- я ничего не понял

 - Сегодня на уроке мы узнаем о них много интересного, но для этого нам придётся потрудиться.

2.Словарная работа.

- По лексическому значению запишите слова в тетрадь

1) Приветствие при встрече

2) День торжества

3) Внутреннее переживание человека.

- Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Чувство боли. Шестое чувство (чутье, интуиция). Найдём в словаре это слово и запишем его.

Работа с орфографическим словарём.

Запись слов.

Здравствуйте, праздник, чувство.

- Произнесите слова, а теперь прочитайте орфографически.

Что интересного заметили в этих словах? (непроизносимая согласная)

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

- Произнесите сочетания согласных звуков.

- Подчеркните буквы, которые при произношении не произносятся.

Посмотрите на буквы, которые мы писали. Что вы можете о них сказать?

- Оцените свою работу на уроке.

 

III. Стадия вызова.

1. Задание каждой группе.

Отгадать загадку.

1 группа      День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

 

2 группа      Деревянная дорога,

Вверх идёт она отлого,

Что ни шаг – то овраг.

 

2 группа      Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

2. Отчёт групп о результатах работы.

3. Определение темы урока.

На доске слова:

Сердце, лестница, солнце.

- Поставьте ударение.

- Что общего в этих словах? (имена существительные, стоят в ед. числе, ударение на 1 слоге)

- Какое из слов «лишнее»? (лестница – ж. р., 8 букв, окончание –а)

- Какая орфограмма встречается во всех словах? (непроизносимая согласная)

- Над какой темой мы будем работать на уроке?

- Мы продолжим работу над непроизносимыми согласными. Узнаем кое-что новое, ранее вам не известное.

- Вспомните, что вы уже знаете о непроизносимых  согласных.

4. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.

Работа в группах.

Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

1.       Счас…ливый

Капус…ный

Свис…нул

 

2.       Гиган…ский

Звёз…ный

Грус…ный

 

3.       Радос…ный

Наез…ник

Мес…ный

Представитель каждой группы диктует слова с проверочным словом, остальные записывают.

5. Отчёт о результатах работы.

1. Лишнее слово «свистнул» - это глагол.

2. Лишнее слово «звёздный» - непроизносимая согласная  д.

3. Лишнее слово «наездник» - это сущ., и в нём непроизносимая согласная  д.

- Составьте с этими словами предложения. (Устно)

Физкультминутка на расслабление.

IV. Стадия осмысления.

1. На доске запись.

Ярос…ный ветер срывает с д…ревьев последние чудес…ные лист…я.

- Что записано?

- Что вы можете сказать об этом предложении?

- В некоторых словах пропущены буквы. Надо вставить.

Один ученик вставляет, объясняет. Все контролируют.

Внимание на слово «чудесные».

- Хотели бы узнать, как правильно пишется это слово?

2. Чтение с пометками.

Каждый получает карточку с текстом.

Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками !, +, ?.

На экране информация:

 «!» -это я знаю

«+» - новая информация

«?» - сомневаюсь

Карточка.

       В русском языке есть слова, в середине которых имеются не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся. А почему исчезают всё-таки звуки?

      Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить.  Вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.

      Чтобы проверить непроизносимые согласные, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти согласные произносятся чётко. Если нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание.

     В словах чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный и некоторых других словах буква т не пишется.

3. Беседа с классом по вопросам.

- Что вам было уже знакомо?

- Что вызвало сомнение?

- Какую новую информацию вы получили?

- Вернёмся к нашему предложению. Запомните это предложение и запишите по памяти.

Самопроверка.

4. Закрепление

- Предлагаю потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными.

Работа в паре по карточке.

Читают задание.

Подбери к каждому слову 1 столбика однокоренное проверочное слово из 2-го и вставь буквы.

гиган…ский                                  ярость

извес…ный                                   уста

наез…ник                                     сердечко

радос…ный                                  злость

ярос…ный                                    известие

ус…ный                                        езда

злос…ный                                    радость

сер…це                                         гигант

- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет?

Оцените свою работу.

 

Дополнительно .

Выполните работу по выбору.

 Слова даны на экране.

 Прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, тростник, опасность, поздний, прелестный, грустный, вкусный.

 

1 вариант.

Запиши слова, подчеркни буквы непроизносимых согласных.

2 вариант.

Раздели слова в 2 столбика. Запиши каждый столбик отдельно.

 

V. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

Чтобы лучше запомнить слова, в которых буква т не пишется, запомним небольшое стихотворение.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно!

- Что понравилось на уроке?

- Посмотрите на работу в тетради и нарисуйте смайлик.