Конспект урока по русскому языку с применением элементов технологии "Развмтие критического мышления через чтение и письмо". Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку с применением элементов технологии "Развмтие критического мышления через чтение и письмо". Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Оценка 5
docx
05.05.2020
Конспект урока по русскому языку с  применением элементов технологии "Развмтие критического мышления через чтение и письмо". Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Русский язык 3 класс.docx

Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка

 

Конспект урока по русскому языку

с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Класс: 3.

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.

 Тип: Изучение нового материала

Задачи:

- учить находить непроизносимые согласные звуки в корне слова

- учить проверять правописание непроизносимых согласных в корне

- развивать фонематический слух учащихся

 

Планируемые результаты

Предметные:

- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

- подбирать проверочные слова к словам с изучаемой орфограммой

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- делать выводы по наблюдениям;

- сравнивать свой вывод с образцом; корректировать;

- обосновывать свою точку зрения

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку;

- выявлять затруднения и находить пути их решения

Межпредметные связи: чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода, проблемно- диалогический метод, элементы технологии развития критического мышления.

 Формы обучения: работа в парах, групповая работа, коллективная.

Оборудование: тетради,  карточки, компьютер, проектор, доска.

Учащиеся распределены на 3 группы.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись. Тихо сели.

- Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

а) – Запишите буквы, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости- глухости.

б-п, д-т, ж-ш, г-к, в-ф, з-с

Расскажите правило, приведите примеры.

-  Запишите буквы в алфавитном порядке: д л в т (вдлт)

- Назовите буквы, которые вы записали.

- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

Оцените свою работу на уроке.

!- я всё выполнил сам

?!- мне было немного трудно, но я всё вспомнил

?- я ничего не понял

 - Сегодня на уроке мы узнаем о них много интересного, но для этого нам придётся потрудиться.

2.Словарная работа.

- По лексическому значению запишите слова в тетрадь

1) Приветствие при встрече

2) День торжества

3) Внутреннее переживание человека.

- Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Чувство боли. Шестое чувство (чутье, интуиция). Найдём в словаре это слово и запишем его.

Работа с орфографическим словарём.

Запись слов.

Здравствуйте, праздник, чувство.

- Произнесите слова, а теперь прочитайте орфографически.

Что интересного заметили в этих словах? (непроизносимая согласная)

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

- Произнесите сочетания согласных звуков.

- Подчеркните буквы, которые при произношении не произносятся.

Посмотрите на буквы, которые мы писали. Что вы можете о них сказать?

- Оцените свою работу на уроке.

 

III. Стадия вызова.

1. Задание каждой группе.

Отгадать загадку.

1 группа      День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

 

2 группа      Деревянная дорога,

Вверх идёт она отлого,

Что ни шаг – то овраг.

 

2 группа      Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

2. Отчёт групп о результатах работы.

3. Определение темы урока.

На доске слова:

Сердце, лестница, солнце.

- Поставьте ударение.

- Что общего в этих словах? (имена существительные, стоят в ед. числе, ударение на 1 слоге)

- Какое из слов «лишнее»? (лестница – ж. р., 8 букв, окончание –а)

- Какая орфограмма встречается во всех словах? (непроизносимая согласная)

- Над какой темой мы будем работать на уроке?

- Мы продолжим работу над непроизносимыми согласными. Узнаем кое-что новое, ранее вам не известное.

- Вспомните, что вы уже знаете о непроизносимых  согласных.

4. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.

Работа в группах.

Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

1.       Счас…ливый

Капус…ный

Свис…нул

 

2.       Гиган…ский

Звёз…ный

Грус…ный

 

3.       Радос…ный

Наез…ник

Мес…ный

Представитель каждой группы диктует слова с проверочным словом, остальные записывают.

5. Отчёт о результатах работы.

1. Лишнее слово «свистнул» - это глагол.

2. Лишнее слово «звёздный» - непроизносимая согласная  д.

3. Лишнее слово «наездник» - это сущ., и в нём непроизносимая согласная  д.

- Составьте с этими словами предложения. (Устно)

Физкультминутка на расслабление.

IV. Стадия осмысления.

1. На доске запись.

Ярос…ный ветер срывает с д…ревьев последние чудес…ные лист…я.

- Что записано?

- Что вы можете сказать об этом предложении?

- В некоторых словах пропущены буквы. Надо вставить.

Один ученик вставляет, объясняет. Все контролируют.

Внимание на слово «чудесные».

- Хотели бы узнать, как правильно пишется это слово?

2. Чтение с пометками.

Каждый получает карточку с текстом.

Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками !, +, ?.

На экране информация:

 «!» -это я знаю

«+» - новая информация

«?» - сомневаюсь

Карточка.

       В русском языке есть слова, в середине которых имеются не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся. А почему исчезают всё-таки звуки?

      Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить.  Вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.

      Чтобы проверить непроизносимые согласные, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти согласные произносятся чётко. Если нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание.

     В словах чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный и некоторых других словах буква т не пишется.

3. Беседа с классом по вопросам.

- Что вам было уже знакомо?

- Что вызвало сомнение?

- Какую новую информацию вы получили?

- Вернёмся к нашему предложению. Запомните это предложение и запишите по памяти.

Самопроверка.

4. Закрепление

- Предлагаю потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными.

Работа в паре по карточке.

Читают задание.

Подбери к каждому слову 1 столбика однокоренное проверочное слово из 2-го и вставь буквы.

гиган…ский                                  ярость

извес…ный                                   уста

наез…ник                                     сердечко

радос…ный                                  злость

ярос…ный                                    известие

ус…ный                                        езда

злос…ный                                    радость

сер…це                                         гигант

- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет?

Оцените свою работу.

 

Дополнительно .

Выполните работу по выбору.

 Слова даны на экране.

 Прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, тростник, опасность, поздний, прелестный, грустный, вкусный.

 

1 вариант.

Запиши слова, подчеркни буквы непроизносимых согласных.

2 вариант.

Раздели слова в 2 столбика. Запиши каждый столбик отдельно.

 

V. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

Чтобы лучше запомнить слова, в которых буква т не пишется, запомним небольшое стихотворение.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно!

- Что понравилось на уроке?

- Посмотрите на работу в тетради и нарисуйте смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов

Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов

Запишите буквы в алфавитном порядке: д л в т ( вдлт) -

Запишите буквы в алфавитном порядке: д л в т ( вдлт) -

Сердце, лестница, солнце. -

Сердце, лестница, солнце. -

На экране информация: «!» -это я знаю «+» - новая информация «?» - сомневаюсь

На экране информация: «!» -это я знаю «+» - новая информация «?» - сомневаюсь

Прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, тростник, опасность, поздний, прелестный, грустный, вкусный

Прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, тростник, опасность, поздний, прелестный, грустный, вкусный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020