Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка
Конспект урока по русскому языку
с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Класс: 3.
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Тип: Изучение нового материала
Задачи:
- учить находить непроизносимые согласные звуки в корне слова
- учить проверять правописание непроизносимых согласных в корне
- развивать фонематический слух учащихся
Планируемые результаты
Предметные:
- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
- подбирать проверочные слова к словам с изучаемой орфограммой
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- делать выводы по наблюдениям;
- сравнивать свой вывод с образцом; корректировать;
- обосновывать свою точку зрения
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку;
- выявлять затруднения и находить пути их решения
Межпредметные связи: чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода, проблемно- диалогический метод, элементы технологии развития критического мышления.
Формы обучения: работа в парах, групповая работа, коллективная.
Оборудование: тетради, карточки, компьютер, проектор, доска.
Учащиеся распределены на 3 группы.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись. Тихо сели.
- Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
а) – Запишите буквы, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости- глухости.
б-п, д-т, ж-ш, г-к, в-ф, з-с
- Расскажите правило, приведите примеры.
- Запишите буквы в алфавитном порядке: д л в т (вдлт)
- Назовите буквы, которые вы записали.
- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
Оцените свою работу на уроке.
!- я всё выполнил сам
?!- мне было немного трудно, но я всё вспомнил
?- я ничего не понял
- Сегодня на уроке мы узнаем о них много интересного, но для этого нам придётся потрудиться.
2.Словарная работа.
- По лексическому значению запишите слова в тетрадь
1) Приветствие при встрече
2) День торжества
3) Внутреннее переживание человека.
- Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Чувство боли. Шестое чувство (чутье, интуиция). Найдём в словаре это слово и запишем его.
Работа с орфографическим словарём.
Запись слов.
Здравствуйте, праздник, чувство.
- Произнесите слова, а теперь прочитайте орфографически.
- Что интересного заметили в этих словах? (непроизносимая согласная)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?
- Произнесите сочетания согласных звуков.
- Подчеркните буквы, которые при произношении не произносятся.
- Посмотрите на буквы, которые мы писали. Что вы можете о них сказать?
- Оцените свою работу на уроке.
III. Стадия вызова.
1. Задание каждой группе.
Отгадать загадку.
1 группа День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
2 группа Деревянная дорога,
Вверх идёт она отлого,
Что ни шаг – то овраг.
2 группа Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
2. Отчёт групп о результатах работы.
3. Определение темы урока.
На доске слова:
Сердце, лестница, солнце.
- Поставьте ударение.
- Что общего в этих словах? (имена существительные, стоят в ед. числе, ударение на 1 слоге)
- Какое из слов «лишнее»? (лестница – ж. р., 8 букв, окончание –а)
- Какая орфограмма встречается во всех словах? (непроизносимая согласная)
- Над какой темой мы будем работать на уроке?
- Мы продолжим работу над непроизносимыми согласными. Узнаем кое-что новое, ранее вам не известное.
- Вспомните, что вы уже знаете о непроизносимых согласных.
4. Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.
Работа в группах.
Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.
1. Счас…ливый
Капус…ный
Свис…нул
2. Гиган…ский
Звёз…ный
Грус…ный
3. Радос…ный
Наез…ник
Мес…ный
Представитель каждой группы диктует слова с проверочным словом, остальные записывают.
5. Отчёт о результатах работы.
1. Лишнее слово «свистнул» - это глагол.
2. Лишнее слово «звёздный» - непроизносимая согласная д.
3. Лишнее слово «наездник» - это сущ., и в нём непроизносимая согласная д.
- Составьте с этими словами предложения. (Устно)
Физкультминутка на расслабление.
IV. Стадия осмысления.
1. На доске запись.
Ярос…ный ветер срывает с д…ревьев последние чудес…ные лист…я.
- Что записано?
- Что вы можете сказать об этом предложении?
- В некоторых словах пропущены буквы. Надо вставить.
Один ученик вставляет, объясняет. Все контролируют.
Внимание на слово «чудесные».
- Хотели бы узнать, как правильно пишется это слово?
2. Чтение с пометками.
Каждый получает карточку с текстом.
- Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками !, +, ?.
На экране информация:
«!» -это я знаю
«+» - новая информация
«?» - сомневаюсь
Карточка.
В русском языке есть слова, в середине которых имеются не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но не произносятся. А почему исчезают всё-таки звуки?
Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить. Вот мы и упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.
Чтобы проверить непроизносимые согласные, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти согласные произносятся чётко. Если нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание.
В словах чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный и некоторых других словах буква т не пишется.
3. Беседа с классом по вопросам.
- Что вам было уже знакомо?
- Что вызвало сомнение?
- Какую новую информацию вы получили?
- Вернёмся к нашему предложению. Запомните это предложение и запишите по памяти.
Самопроверка.
4. Закрепление
- Предлагаю потренироваться в написании слов с непроизносимыми согласными.
Работа в паре по карточке.
Читают задание.
Подбери к каждому слову 1 столбика однокоренное проверочное слово из 2-го и вставь буквы.
гиган…ский ярость
извес…ный уста
наез…ник сердечко
радос…ный злость
ярос…ный известие
ус…ный езда
злос…ный радость
сер…це гигант
- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет?
Оцените свою работу.
Дополнительно .
Выполните работу по выбору.
Слова даны на экране.
Прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, тростник, опасность, поздний, прелестный, грустный, вкусный.
1 вариант.
Запиши слова, подчеркни буквы непроизносимых согласных.
2 вариант.
Раздели слова в 2 столбика. Запиши каждый столбик отдельно.
V. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
Чтобы лучше запомнить слова, в которых буква т не пишется, запомним небольшое стихотворение.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно!
- Что понравилось на уроке?
- Посмотрите на работу в тетради и нарисуйте смайлик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.