Конспект урока по русскому языку "Суффикс как часть речи"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Суффикс как часть речи"

Оценка 4.9
docx
28.04.2020
Конспект урока по русскому языку  "Суффикс как часть речи"
Конспект урока по русскому языку Суффикс как часть слова.docx

Урок в 5 классе коррекционной школы 8 вида.

Учитель: Чернявская Людмила Викторовна.

Тема. Суффикс – часть слова.

Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о частях слова;
  • узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

Оборудование и материалы:

  • учебник
  • раздаточный материал
  • памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
  • карточки для работы в группах
  • карточки для дифференцированной работы
  • проектор, компьютер
  • Презентация Microsoft Power Point

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Слайд 1

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.

– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Дети настраиваются на активную работу

Личностные:
самоопределение, 
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа в парах

– Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.

Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)

Слайды 2

Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами

Слайд № 3 (подсказка)

Двадцать четвертое октября.

Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке. 
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного

3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока

Работа в группах

– Какие части слова вы знаете? 
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 4 
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, чаша) проделать работу и о чем-то сделать вывод.
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось? 
Слайд 5
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 6
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

– Корень– главная значимая часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс -к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62

– С помощью суффикса образовались новые слова?

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное 
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование 
проблемы 
Коммуникативные: работа в группах.

4. Закрепление: создание условий
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.

Прием «Кластер»
Работа в парах.

На доске и у детей карточки со словами:

Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение

– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 8,9

У детей и на доске получается схема:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649174/img1.gif

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Физминутка для глаз Слайд 10

5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации

Исследовательская  работа.
Образование слов с помощью суффиксов

1 задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ист-

строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 11)

Дети работают в группах.

Проверка.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаковКоммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).

2 задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -очк-, -ечк-,-оньк-, -еньк-.

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 12)

 

 

 

 

 

 

– Имена звучат ласково. 
-ик-, -ишк-

3 задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, -ищ-, -ишк-, -ин
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

Проверка по слайду (Слайды 13-15)

 

 

– Увеличивает предметы

4 задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс -онок-, а когда -ёнок- и сделайте вывод.

лосёнок бельчонок 
тигрёнок волчонок 
гусёнок мышонок 
львёнок скворчонок

(Слайды 16-18)

 

Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.

Итог урока, рефлексия:создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.

 

– А теперь давайте подведем итог нашего урока. 
– Над какой темой мы сегодня работали? 
– Что же такое суффикс? 
Слайд 19,20
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Какие смысловые оттенки они вносят?
– Кто остался доволен своей работой? 

– Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З индивидуальные дифференцированные карточки

– Суффикс
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 
-тель-, -ник-, -ист-, -очк-, -ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-, -онок-

 


 

Урок в 5 классе коррекционной школы 8 вида

Урок в 5 классе коррекционной школы 8 вида

Этапы урока Форма организации урока

Этапы урока Форма организации урока

Выделите в этих словах корень. –

Выделите в этих словах корень. –

Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс

Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020