Конспект урока по русскому языку "Суффикс как часть речи"

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку Суффикс как часть слова.docx

Урок в 5 классе коррекционной школы 8 вида.

Учитель: Чернявская Людмила Викторовна.

Тема. Суффикс – часть слова.

Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о частях слова;
  • узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

Оборудование и материалы:

  • учебник
  • раздаточный материал
  • памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
  • карточки для работы в группах
  • карточки для дифференцированной работы
  • проектор, компьютер
  • Презентация Microsoft Power Point

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Слайд 1

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.

– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Дети настраиваются на активную работу

Личностные:
самоопределение, 
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа в парах

– Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.

Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)

Слайды 2

Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами

Слайд № 3 (подсказка)

Двадцать четвертое октября.

Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке. 
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного

3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока

Работа в группах

– Какие части слова вы знаете? 
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 4 
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, чаша) проделать работу и о чем-то сделать вывод.
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось? 
Слайд 5
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 6
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

– Корень– главная значимая часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс -к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62

– С помощью суффикса образовались новые слова?

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное 
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование 
проблемы 
Коммуникативные: работа в группах.

4. Закрепление: создание условий
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.

Прием «Кластер»
Работа в парах.

На доске и у детей карточки со словами:

Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение

– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 8,9

У детей и на доске получается схема:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/649174/img1.gif

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Физминутка для глаз Слайд 10

5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации

Исследовательская  работа.
Образование слов с помощью суффиксов

1 задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ист-

строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 11)

Дети работают в группах.

Проверка.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаковКоммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).

2 задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -очк-, -ечк-,-оньк-, -еньк-.

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 12)

 

 

 

 

 

 

– Имена звучат ласково. 
-ик-, -ишк-

3 задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, -ищ-, -ишк-, -ин
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

Проверка по слайду (Слайды 13-15)

 

 

– Увеличивает предметы

4 задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс -онок-, а когда -ёнок- и сделайте вывод.

лосёнок бельчонок 
тигрёнок волчонок 
гусёнок мышонок 
львёнок скворчонок

(Слайды 16-18)

 

Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.

Итог урока, рефлексия:создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.

 

– А теперь давайте подведем итог нашего урока. 
– Над какой темой мы сегодня работали? 
– Что же такое суффикс? 
Слайд 19,20
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Какие смысловые оттенки они вносят?
– Кто остался доволен своей работой? 

– Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З индивидуальные дифференцированные карточки

– Суффикс
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 
-тель-, -ник-, -ист-, -очк-, -ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-, -онок-