Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи глагол, имя числительное."

  • docx
  • 17.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Части речи глагол, имя числительное..docx

22.10.2025                                                        Русский язык                                     4класс

                                         Тема: Части речи: глагол, имя числительное.

Цели: актуализировать знания об имени числительном и о гла­голе; развивать умение изменять глаголы по временам; повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррек­ция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемо­го содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование : презентация , конспект урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

Запись под диктовку

Ручка, ночь, точка, большой, веточка, мелочь, ночной, мальчик, вечность, вещь, мощный, подарочный, пеньки, пальчики, пончик, речь, млечный.

Какие орфограммы встретились в словах?

Подчеркните буквосочетания чк, чн, щн, нч.

IV. Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадки. Назовите слова, которые помогли опре­делить отгадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево) (Веселит, холодит, питает, согревает.)

Не ест, не пьёт,

А говорит и поёт. (Радио.) (Не ест, не пьёт, говорит, поёт.)

Быстро грызёт, Мелко жуёт,

А сама не глотает. (Пила.) (Грызёт, жуёт, не глотает.)

Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)

Что они обозначают? (Действие предмета.)

—  Какие грамматические признаки имеют глаголы? (Время, число, род в прошедшем времени, лицо.)

—  Какую роль играют глаголы в предложении? (Они являются сказуемыми.)

—  С какой частью речи связан глагол в предложении? (С име­нем существительным.)

—  Отгадайте следующие загадки.

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

 Одна нога, три глаза. (Светофор.)

Много рук, нога одна. (Дерево.)

—  Что общего в этих загадках? (Во всех загадках встречаются имена числительные.)

—  Расскажите, что вам известно об этой части речи.

—  Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научиться рас­познавать эти части речи и определять их грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.)

V. Работа по теме урока 1. Работа со схемой

—  Рассмотрите схему. Что на ней показано?

—  Какая часть речи называется глаголом?

—  Какая форма для глаголов является начальной?

—  Как определить время глагола?

—  Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

—  Как образуются глаголы будущего времени?

2. Работа по учебнику Упр. 121 (с. 71).

—  Прочитайте стихотворение выразительно.

—  Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)

—  Найдите в толковом словаре примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время. И т. д.)

—  Объясните по словарю значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)

—  Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться, остановиться.)

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка. Один ученик выполняет на доске разбор слова идут как части речи. Самооценка.)

—  Посмотрите, как правильно произносятся числительные, на с. 72.

3. Словарная работа

(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием.)

Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, два­дцать, одиннадцать.

—  На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)

—  Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос кото­рый? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый и т. д.)

Докажите, что все записанные вами слова являются имена­ми числительными.

4. Работа по учебнику Упр. 123 (с. 72).

(Работа в парах. Повторение правил правописания и образо­вания числительных.)

—  Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десять и т. д.)

—  Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десять, т. е. один сверх (свыше) десяти. Этим объясняется на­писание двух н.

—  Расскажите правила правописания числительных. (Числи­тельные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до два­дцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком  на конце. Числительное одиннадцать пишется с двумя бук­вами н.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1.      Работа по учебнику

Упр. 122 (с. 72).  (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, са­мооценка.)

VIII. Рефлексия . Работа по карточкам

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

С какими частями речи мы работали сегодня на уроке?

Какие морфологические признаки можно определить у глагола?

Что нового вы узнали о правописании числительных?

Домашнее задание

Найти скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать, подчеркнуть орфограммы.