Технологическая карта урока
Тема урока: «Знакомство с понятиями милосердие, сострадание, ответственность»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Создать условия для формирования нравственных представлений у младших школьников.
Содержание обучения: Представление содержание и объем
Задачи урока:
- сформировать у младших школьников представление о нравственности;
- сформировать умения применять нравственные понятия в различных ситуациях;
- обогатить словарь младшего школьника нравственными понятиями;
- уточнить значение нравственных понятий.
Оборудование:
толковый словарь им. С.И. Ожегова, словарь синонимов и антонимов для начальной школы И.В. Гурковой, этимологический словарь Л.В. Успенского, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер
Дидактические материалы:
разрезные карточки с упражнениями
Этап урока |
Методический прием |
Используемые УУД |
|||
Деятельность учителя |
Действия ученика |
Форма работы/выполнения действий |
|||
I |
- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока: «Знакомство с понятиями милосердие, сострадание, ответственность».
|
- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке. |
|
Личностны: формирование интереса (мотивации) к учению. |
|
II |
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. |
Обмениваются тетрадями в парах. Проверяют по ключу на интерактивной доске.
|
Индивидуальная Работа в парах |
Регулятивные: оценка результатов работы, корректирока письма. |
|
|
2.1 |
Учитель предлагает выполнить задание: Петя Ошибкин, как и вы, учится в 4 классе. На уроке русского языка ему задали упражнение, а так как, ему уже надоело получать плохие отметки, то он просит вас помочь ему.
Вставьте в предложения слова: милосердие или ответственность. 1. Лучше не оправдывать и не обвинять, но чётко сознавать свою … за всё. (Екатерина Унжанова) 2. Огромное воздействие на крестьян произвело … , проявленное к бунтовщикам. (Александр Горянин) |
Учащиеся делают вывод о том, что сталкиваются с трудностями в выполнении упражнения, так как плохо понимают значение нравственных понятий.
|
Фронтальная |
Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем. что неизвестно. |
|
|
|
|
||
2.2 |
- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна? |
- С помощью изучения этой темы мы познакомимся с понятиями: милосердие, ответственность, сострадание. |
Фронтальная |
Принятие цели |
|
2.3 |
Предъявление плана |
- Мы сегодня должны научиться: правильно определять понятия: милосердие ответственность, сострадание. |
Фронтальная |
Принятие промежуточных целей |
|
3 |
(Словари и карточки с упражнениями лежат у каждого на парте). 1. Работа с толковым словарем им. С.И. Ожегова. Дайте определения понятиям: милосердие, ответственность, сострадание. - Что такое милосердие? (Милосердие, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чъему-н. милосердию. Общество "М.". Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.) - Что такое ответственность? (Ответственность, -и, ж. 1. см. ответственный. 2. Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести о. за что-н. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки, офиц.). Возложить о. на кого-н. (офиц.). Под вашу о. (отвечать будете вы).) - Что такое сострадание? (Сострадание, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания.)
2. Работа со словарем антонимов и синонимов для начальной школы И.В. Гурковой. Подберите синонимы и антонимы к словам: милосердие, ответственность, сострадание. - Назовите синонимы к слову милосердие. (Жалость, сострадание, сострадательность, сердоболие, благостыня, благосердие, гуманность.) - Назовите синонимы к слову ответственность. (Обязательство, надежность, обязательность, совесть, серьезность.) - Назовите синонимы к слову сострадание. (Жалость, милосердие, участие, соболезнование, сожаление, сочувствие.) - Назовите антонимы к слову милосердие. (Жестокость.) - Назовите антонимы к слову ответственность. (Безответственный.) - Назовите антонимы к слову сострадание. (Жестокость, безразличие, равнодушие.)
3. Выполните морфемный разбор слов: милосердие, ответственность, сострадание. (Три ученика работают у доски.) Состав слова: милосердие
Состав слова: ответственность ответ — корень, ств, енн, ость — суффиксы, нулевое окончание, ответственность — основа слова.
Состав слова: сострадание со — приставка, страд — корень, а, ни — суффиксы, е — окончание, сострадани — основа слова.
4. Выполните словообразовательный разбор слов: милосердие, ответственность, сострадание. (Три ученика работают у доски.) милосердие мил ое + о + серд це + и(е) ответственность ответ + ств + енн + ость() сострадание со + страд ать + а + ни(е)
5. Работа с этимологическим словарем Л.В. Успенского. С помощью словаря Л.В. Успенского, выполните этимологический разбор слов: милосердие, ответственность, сострадание. Милосердие производное от др.-русск. милосьрдъ, ст.-слав. Милосрьдъ Сострадание заимств. из ст.-сл. яз., в котором оно является словообразоват. калькой греч. sympathia (см. симпатия). Ответственность производное от слова "ответ" от древнерусского слова "вѣтъ", имевшего значение "совет, договор".
6. Составьте словосочетания со словами: милосердие, ответственность, сострадание. - Какие словосочетание составили со словом милосердие? (милосердие для бабушки, бесполезное милосердие, наше милосердие) - Какие словосочетания составили со словом ответственность? (на мою ответственность, ответственность за судьбу, уголовная ответственность) - Какие словосочетания составили со словом сострадание? (сострадание добрых глаз, сострадание в чертах, сострадание к женщине) |
Выполняют упражнения. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.
|
Фронтальная |
Познавательные: поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
4 |
Физминутка
Две ладошки прижму, И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса я подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там, Плывут рыбки тут и там. |
Выполняют элементарные физические упражнения. |
Фронтальная |
|
|
|
5 |
7. Самостоятельная работа (по вариантам): Вставьте в предложения слова: милосердие или ответственность.
1 вариант: ... по отношению к врагу, который просит пощады. (А. И. Деникин)
Нужно сначала увидеть и убедиться, что с ними все в порядке, а уж только потом проявлять ... к врагу. (Марина Зосимкина) ― Трошев знает, что такое … за жизнь людей. (Дмитрий Литовкин) … за порядок должна возлагаться на них. (Сергей Николаев) Человек, живущий иллюзиями, снимает с себя всякую … за свои действия. (Ирина Новикова)
2 вариант: Собака, увидев явленное … , пошла за ним. (Евгений Водолазкин) Лучше не оправдывать и не обвинять, но чётко сознавать свою … за всё. (Екатерина Унжанова) Огромное воздействие на крестьян произвело … , проявленное к бунтовщикам. (Александр Горянин) Беру на себя смелость и … определять, что хорошо, а что плохо. (Юлия Кантор) Но за состояние её, в конечном итоге, несло … местное население. (Ирина Муравьева) |
Выполняют упражнения. Обмениваются тетрадями в парах. Проверяют по ключу на интерактивной доске.
|
Индивидуальная в тетрадях Работа в парах |
Познавательныепоиск и выделение информации.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах. |
III |
6. |
- Подведем итоги: - Что такое милосердие? - Что такое ответственность? - Что такое сострадание? - Что по вашему мнению было важным на сегодняшнем уроке? - Достигли ли нашей цели? - ДЗ: Составьте 3 предложения со словами: милосердие, ответственность, сострадание.
|
|
Фронтальная |
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.
Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.