Конспект урока русского языка на тему «Личные местоимения»
(3 класс, УМК «Школа России»)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создание условий для формирования представлений о местоимении, об изменении местоимения по числам; умений наблюдать за употреблением роли местоимения в речи; развитие орфографической зоркости.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Предметные: распознавать личные местоимения среди других частей речи; называть личные местоимения; обосновывать выделение изученных признаков местоимений.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила; планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью; контролировать процесс и результаты деятельности
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать позиции разных участников коммуникации.
Оборудование: учебник, презентация, карточки.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Давайте поприветствуем наших гостей.
На уроке я желаю вам плодотворно потрудиться: интересоваться, мыслить, творить.
II. Повторение
И начнём мы с загадок.
Всё
что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, падеж и род. (Имя существительное)
Художницу
нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже. (Имя прилагательное)
Он
предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит. (Глагол)
III. Актуализация опорных знаний.
Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы, в соответствии с полученными отгадками.
Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, нежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы
1 столбик |
2 столбик |
3 столбик |
4 столбик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По какому признаку вы определили слова?
Какие признаки имен существительных вы знаете? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные женского, среднего и мужского рода; единственного и множественного числа, падеж.)
По какому признаку определили слова 2 и 3 столбика? Назовите признаки им.прилагательных ( род, число, падеж)
Какие же слова разместились в последнем столбике?
Применяем
все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись. (Местоимение)
На уроке мы познакомимся с самой загадочной частью речи. Она не называет ни предмет, ни признак предмета, ни действий и при этом является самостоятельной частью речи.
IV. Постановка учебной задачи.
Подумаем, какие задачи нам необходимо поставить на уроке.
Задачи.
Задачи.
1. Местоимение как часть речи
2. Личные местоимения
3. Определим грамматические и морфологические признаки местоимения
V. Углубление и обобщение изученного
Работа в группах
Посмотрите на доску. Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?
Утром взошло солнце. Солнце поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. Птицы разбудили лесных обитателей.
В тексте повторяются существительные солнце и птицы. Нельзя сказать, что это звучит красиво. Попробуем отредактировать его.
Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись ему, запели птицы. Они разбудили лесных обитателей.
Вставив вместо им.существительных слова оно, ему, они, мы избежали повторов слов в тексте.
Эти слова называются местоимение. Название части речи местоимение говорит само за себя. Оно встаёт на место имени сущ., либо прилагательного, либо числительного. Это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Однако неправильное употребление местоимений может превратить предложение в непонятное или смешное.
Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.
(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)
Как необходимо написать. Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.
А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.
(Ребята были вытянутые и длинные).
Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.
Нас запутало местоимение. Необходимо правильно пользоваться данной частью речи.
VI. Физминутка на внимание.
-Хлопните в ладошки, если услышите местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
Углубление и обобщение изученного.
Какие местоимения вы услышали в физминутке? (личные)
Когда мы вступаем в разговор с собеседником, мы пользуемся личными местоимениями, указывая участников диалога или указывая на лиц не участвующих в беседе, или на предметы. В диалоге мы являемся 1 лицом. Наш собеседник 2-ым лицом, а люди или предметы, о которых мы говорим 3-ими лицами.
В диалоге мы используем местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Эти местоимения называются личными, т.к. указывают на лицо, о котором идёт речь.
Взаимопроверка
Выполним упр. 160 на с. 94 Спишем диалог. Отметим местоимение как член предложения.
Грамматические признаки и синтаксическая роль местоимений зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. В данном случае это подлежащее (заменяет имя сущ. – журавли)
Работа в парах
Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная?
Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки: род, число, лицо)
Давайте понаблюдаем за грамматическими признаки местоимения, выполняя упражнение. (с. 96 упр. 163)
Составим текст устно. Какие орфограммы вы видите в словах с пропущенными буквами? Выпишем только местоимения и определим их грамматические признаки. Оно ( ед.ч., 3л., ср.р.), он ( ед.ч., 3л., м.р.), они ( мн.ч., 3л.).
Личные местоимения изменяются по лицам и числам. ( Таблица) У имён существительных мы можем определить род . Для существительных этот признак является постоянным. Вспомним как мы это делаем. К именам существительным мужского рода мы подставляем местоимение он, женского- она, среднего- оно. Соответственно у местоимений он, она, оно род определить можно.
Попробуем определить род у других местоимений. Я, мы – так о себе могут сказать и мужчин , и женщины. Ты, вы – так в диалоге мы можем обратиться и к мужчине, и к женщине. Следовательно, у местоимений 1 и 2 лица род не определяется. Местоимение 3 лица множ.ч. в речи вместо существительных может употребляться вместо сущ. любого рода. Значит у местоимений 3 числа мн.ч. род не определяется.
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это начальная форма личных местоимений. Чтобы правильно определить лицо местоимений, нужно поставить их в начальную форму.
Включение нового знания в систему знаний.
Как и существительные лич. местоимения изменяются и употребляются с предлогами.
Я- у меня, ко мне, со мной
Ты – для тебя, о тебе, за тобой
Он – к нему, с ним, от него
Мы – к нам, до нас, перед нами
Вы – с вами, у вас, к вам
Работа в группе
Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужное местоимение
….карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На …быка нарисовал,
А рядом с ….корову
….сделал розовым быка,
Оранжевой –дорогу.
Потом над …облака
Подрисовал немного
( С. Михалков)
В русском языке местоимений не много, около 70. Но они употребляются нами в речи также часто, как и имена сущ. В этом и состоит их загадочность.
Местоимения в речи могут заменять не только имена существительные. Часто в речи мы используем: мой, твой, этот, свой, такой, весь, каждый, несколько.
VII. Итог урока
Обратимся к задачам урока
Задачи.
4. Местоимение как часть речи
5. Личные местоимения
6. Определим грамматические и морфологические признаки местоимения
VIII.Рефлексия
Ребята,
если вы поняли тему урока, приложите к нашему солнышку оранжевую ладошку, если есть
сомнения в усвоении темы – желтую ладошку, если тема урока не усвоена – красную
ладошку.
IX. Домашнее задание.
Страница 96 упражнение 163
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.