Цель:
· Учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах; формировать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных в данных падежах и правильно их писать.
· Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, умение думать, рассуждать, делать выводы и обобщения.
· Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Несмотря на то, что сегодня на улице мороз, мы будем работать весело и задорно.
- А девизом нашего урока мы возьмём замечательные слова?
Смело иди вперёд,
Не стой на месте,
Чего не сделает один,
Сделаем вместе!
II. Минутка чистописания.
Мм ма ом им ми
Маленькое дело, лучше большого безделья.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Объясните орфограммы. У имён прилагательных определите род и падеж.
- Назовите антонимы.
- Сделайте звуко-буквенный разбор слова дело.
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложение.
Пушистые снежинки закружились в холодн.. воздухе и мягк.. ковром легли на землю.
- Найдите в предложении имена прилагательные.
- На какие вопросы они отвечают? Определите их падеж.
- Какие окончания будут иметь прилагательные? Как это определить?
(Ответы детей.)
- Сформулируйте задачи урока.
(Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать)
IV. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном по алгоритму.
являюсь…
обозначаю…
отвечаю…
изменяюсь…
связан…
в предложении…
- Как определить падеж имени прилагательного?
V. Изучение нового материала
1. Работа с таблицей.
- Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже и какие у них могут быть окончания? Почему?
(Имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. отвечают на вопрос, каким? После твердой основы пишется – ым - голубым, а после мягкой основы пишется – им - синим.)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже, какие окончания у них могут быть? Почему? Приведите примеры.
(Имена прилагательные мужского и среднего рода в П. п. отвечают на вопрос, о каком? После твёрдой основы пишется – ом - о жёлтом, а после мягкой основы пишется – ем - о летнем.)
Т.п. |
П.п. |
горячим солнцем |
о горячем солнце |
свежим утром |
о свежем утре |
лучшим другом |
о лучшем друге |
блестящим шаром |
о блестящем шаре |
- Посмотрите на словосочетания, данные в таблице и скажите, что общего у всех прилагательных?
(Все имена прилагательные с основой на шипящую)
- Установите закономерность в написании безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах с основой на шипящую. Сформулируйте правило.
(У имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на шипящую в Т.п. пишется – им, а в П.п. – ем.)
- Каким образом мы будем проверять безударные окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах?
(Задаём вопрос от существительного к прилагательному, с которым оно связано и по ударному окончанию вопроса выбираем нужное окончание прилагательных в зависимости от основы. Например: цветком, каким? душистым.)
2. Первичная проверка понимания нового материала
Упр. 50 (с. 25).
- Рассмотрите схему.
- Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?
(По вопросам и окончаниям.)
- Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?
- Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?
3. Работа в паре
- Вставьте пропущенные окончания, определите падеж.
Читать о смел.. мальчике, в остр.. клюве, с тяжел.. рюкзаком, за син.. морем, на красн.. яблоке, в вечерн.. платье, под высок.. деревом, син.. шаром, деревянн.. домом.
4. Письмо по памяти.
Прочитайте четверостишие и передайте нужное настроение
(читают 2-3 ребят, чтение хором).
Снег скрипит. Сверкают блёстки.
Все ребята - во дворе.
Ух, какой морозец хлёсткий
В белоснежном январе!
- Найдите и назовите все орфограммы.
- Разберите по составу слово белоснежном?
- Объясните смысл словосочетания: морозец хлёсткий.
- К слову сверкает подберите близкие по значению слова (блестит, сияет, мерцает,).
- Проговорите орфографически правильно. А теперь напишите четверостишие в тетрадь по памяти.
- Выделите окончания прилагательных, определите их род и падеж.
(Самопроверка, самооценка).
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала.
1.Словарная работа
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы
Правительство, багаж, аппетит, космос, железо, библиотека, космический, автомобиль, электричество, километр.
- Найдите «лишнее» слово и объясните почему?
- Со словом космический составьте предложение, употребив его в творительном или предложном падежах. Составленное предложение запишите.
2. Самостоятельная работа
а) Упр. 52 (с. 25).
б) Упр. 53 (с. 26).
- Прочитайте предложения.
- Можно ли их назвать текстом? Почему?
- Озаглавьте текст. Назовите его основную мысль.
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам. Самооценка.)
3. Групповая работа.
- Посмотрите внимательно, можно ли назвать то, что написано предложением? (Нет)
- Почему? Давайте вспомним, что такое предложение?
- Составьте предложение, запишите его, определите падеж имён прилагательных и подчеркните грамматическую основу предложения.
1 группа.
ёлкой снег лесу белый под зелёной В зимнем лежит.
(В зимнем лесу под зелёной ёлкой лежит белый снег.)
2 группа.
берлоге В голодное медведь зимнее спит время в уютной.
(В голодное зимнее время медведь спит в уютной берлоге.)
3 группа.
узор окне появился кружевной На гладком снежном.
(На гладком снежном окне появился кружевной узор.)
4 группа.
льдом речка Зимой скользким прочным покрылась.
(Зимой речка покрылась скользким прочным льдом.)
4. Интерактивная игра-тренажёр «Буквы потерялись»
(падежные окончания имён прилагательных)
VIII. Домашнее задание
Упр. 54 (с. 26).
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?
- Что было трудным?
- А что интересным?
- Что вы узнали о написании безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах?
- За урок у нас выросло волшебное дерево (на доске прикреплена таблица с иллюстрацией дерева). Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
1) Если урок прошел плодотворно, и вы много из него усвоили и остались довольны, то прикрепите к дереву яблоки.
2) Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите к дереву цветы.
3) Если урок ничего нового вам не принес, прикрепите зелёные листочки.
4) А если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то прикрепите жёлтые листочки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.