Урок русского языка 4 класс по теме: «Имя числительное»
Цель: познакомить с частью речи «имя числительное» и ее значением
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание.
Познавательные: умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять сравнение.
Коммуникативные: умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, аргументированно высказывать свои предположения, слушать и понимать речь других на уроке.
Предметные: к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи; уметь различать количественные и порядковые числительные.
Оборудование: Русский язык. 4класс. Учебник в 2 частях - Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. , (2 часть) компьютер, проектор.
Этап урока |
Сценарий урока |
Деятельность ребенка |
УУД |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности |
Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо уметь считать! Коль захочешь, сможешь ты Сосчитать свои мечты, Сто друзей себе прибавить, От злодеев мир избавить, Все науки изучить, Все пятерки получить! Как вы думаете, почему в начале урока я взяла эти слова? Не догадались, значит, ответите на это позже. |
Проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Ведут диалог с учителем. |
Готовность к деятельности: слушать и вести диалог; настраивать себя на продуктивную работу; самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
-Откройте тетради, запишите число, «классная работа». На минутке чистописания мы запишем букву, которая обозначает согласный, глухой и всегда мягкий звук. Какие буквы нам подходят под эту характеристику? (Ч. Щ). Рассмотрите рисунок и скажите кто догадался, а какую букву мы будем писать?
Верно: буквы Чч И небольшая «грамматическая разминка» Какая часть речи скажет о себе так: - Я обозначаю все, что вас окружает. - Без меня все предметы остаются неподвижными. -Я делаю речь богатой и выразительной -Я указываю на предмет, но не называю его. «Мозговой штурм» Работа в группе по 4 человека Распределите слова в 4 группы, в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово. Запишите, полученные группы слов, вставьте пропущенные буквы. Б.гатство, б.гатый, тр.вожиться, тр.вога, тр.вожный, его, меня, шес.надцать, ж.лать. Проверим, что у нас получилось. 1 группа зачитывает – сущ. 2 группа- прилагательные, 3 группа – глаголы, 4 группа – местоимения |
Записывают число классная работа
Участвуют в диалоге с учителем.
Рассматривают рисунок. Делают вывод. Прописывают буквы Чч
Участвуют в диалоге с учителем. Дают ответы на вопрос.
Имя существительное
Глагол
Прилагательное
Местоимение
Читают, обсуждают, вставляют пропущенные буквы записывают
Ответственный зачитывает ответы. Проверяют выполнение работы, исправляют по мере необходимости.
|
Систематизировать, обобщать изученное;
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
анализировать и делать выводы;
строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
анализировать и делать выводы;
Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; принимать и сохранять учебную задачу. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Какое слово у нас осталось? Почему осталось это слово? Что обозначает это слово? |
Ведут диалог с учителем, рассуждают, доказывают. |
Рассуждать, выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения |
4.Построение проекта выхода из затруднения
|
- Какую цель поставим перед собой на уроке? -Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели? (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает)
|
Ведут диалог с учителем, рассуждают, доказывают |
Формулировать проблему; структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; |
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
|
Вернемся к словам, с которыми мы работали. Слова, с какой орфограммой вы записали? Как узнать правильно ли вы записали слово? Откройте «Словарь» проверьте свою работу. Вернемся к слову – шестнадцать. На какой вопрос отвечает это слово? Кто знает, как называют в русском языке такие слова? Проверим свои ответы по учебнику. С. 112. Прочитаем объяснение Иван Иваныча. Верны ли наши ответы и предположения?
|
Рассуждают
Орфограмма - непроверяемая безударная гласная. Выполняют самопроверку Работают со словарем
Читают правило с. 112 Ведут диалог с учителем
|
Выделять существенную информацию; систематизировать, обобщать изученное;
использовать информацию для решения учебной задачи;
высказывать суждения по результатам сравнения; аргументировать свое мнение;
|
|
ФИЗМИНУТКА Поможет провести физ. минутку тот, кто лучше всех знает таблицу умножения. Кто знает лучше всех, поднимите руку. Я называю действие, которое нужно выполнить, диктую пример, а ты считаешь и говоришь, сколько раз сделать упражнение. подняться, потянуться, 2х2= 4 согнуться, разогнуться, 15:3=5 в ладоши хлопнуть, 21:3=7 встать, присесть 42:7=6 подняться, потянуться 36:9=4 Молодцы! Тихо сели. |
Выполняют упражнения физ. минутки
|
проводить физическую разгрузку в ходе работы.
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
- Какую часть речи называл Артем в физ. минутке? На какие вопросы отвечают числительные? (сколько? который?) Упр. 177 учебник. Прочитайте задание Обсудите с соседом его выполнение. Проверим выполнение задания. |
Ведут диалог с учителем, рассуждают
Работа в паре. Обсуждение Проверяют выполненную работу |
Использовать новую информацию для решения учебных заданий; осуществлять работу в паре; ориентироваться в содержании предмета;
оценивать правильность выполненных действий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Давайте узнаем, как в русском языке называю числительные, записанные в 1 столбике? 2 столбике? С. 113 . Выполнение Упр. № 178 Проверка по образцу. |
Читают правило с. 113
Выполняют задание Самопроверка по образцу |
Формировать навык поисковой деятельности; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; осуществлять анализ учебного материала. оценивать правильность выполненных действий |
8. Включение в систему знаний и повторение |
У каждого народа есть своё заветное любимое число. - Как вы считаете, какие это числа у русского народа? (числа 3 и 7) А теперь мы с вами вспомним, что такое фразеологизмы? (устойчивые выражения) Устная работа с материалом Упр. №176 Я возвращаю вас в начало урока к стихотворению: Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо уметь считать! Коль захочешь, сможешь ты Сосчитать свои мечты, Сто друзей себе прибавить, От злодеев мир избавить, Все науки изучить, Все пятерки получить! Кто догадался теперь почему я начала урок с таких слов? Являются ли слова «раз» и «пятерки» числительными? Раз - числительное по смыслу = «один». Пятерки – существительное. |
Диалог с учителем Подбирают, вставляют нужные слова, объясняет смысл, значение полученного фразеологизма.
Рассуждают, высказывают свои суждения. |
Соотносить имеющиеся знания с новым материалом; формировать навыки речевой деятельности; выделять в системе знаний изученную единицу;
|
9. Рефлексия учебной деятельности |
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? - Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке. Сегодня я узнал, что … Я понял, что… Теперь я могу … Сегодня я научился… Урок для меня … Я могу похвалить одноклассников… |
Высказывают свои суждения о работе на уроке. |
Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.