«Проектная деятельность в работе по ранней профессиональной ориентации детей с ОВЗ»

  • Документация
  • docx
  • 30.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека.
Иконка файла материала статья.docx

«Проектная деятельность в работе по ранней профессиональной ориентации детей с ОВЗ»

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 был утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

 

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

 

Остановимся подробнее на социально-коммуникативном развитии. Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Исходя из 4 раздела ФГОС ДО, требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. А целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования говорят о следующем: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к  различным профессиям.

Обновление  системы  дошкольного  образования  ставит  перед  современными педагогами  задачу  воспитания  у  дошкольников  предпосылок  «нового  человека», конкурентоспособной личности,  успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. 

Дошкольное  детство  —  короткий,  но  важный  период становления  личности.  В  эти  годы  ребенок  приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться  определенное  отношение  к  людям,  к  труду, вырабатываются  привычки  правильного  поведения,  складывается  характер.  Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую  ответить  на  вопрос  о  том,  кем  стать,  не  удается  из-за  нехватки  знаний  о специфике  той  или  иной  профессиональной  деятельности.  Традиционно  принято считать,  что  основным  периодом  самоопределения  (выбора  профессии)  является подростковый  возраст.  Однако  первое  знакомство  с  миром  профессий  происходит  еще  в  дошкольном    детстве.    Ведь  делать  выбор  гораздо  легче,  когда  представлено большое  многообразие  материала  для  выбора  и  отведено  достаточно  времени  на размышления.

Поэтому  ознакомлением  с  трудом  взрослых  необходимо  начинать  уже  в дошкольном  возрасте,  когда  дети  через  доступные  формы  познания  узнают  о  разных профессиях.  В  зависимости  от  способностей,  психологических  особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для  того  чтобы  ребенок  осознанно  сделал  выбор  во  взрослой  жизни,  его  надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий  родителей  и  людей  хорошо  знакомых,  чей  труд  дети  наблюдают  изо  дня  в день.  В  основном  эта  деятельность  должна  носить  информационный  характер  (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка,  приобретенного  им  в  каких-то  видах  трудовой  деятельности.  Необходимо развить  у  воспитанников  веру  в  свои  силы,  путем  поддержки  их  начинаний  будь  то  в творчестве,  спорте,  технике   и  т.д.  Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно  понять,  но  в  каждой  профессии  есть  область,  которую  можно  представить  на основе  наглядных  образов,  конкретных  ситуаций  из  жизни,  историй,  впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

 

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

 

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Работа по ранней профориентации дошкольников  может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Профессиональная  ориентация  (профориентация)  представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку  любого  возраста  в  осознанном  выборе  (подборе,  смене) профессии,  обеспечивающих  свободный  выбор  предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона,  конкретного  предприятия  или  организации,  и  реализуется специалистами  (профориентаторами,  педагогами,  психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является до профессионального самоопределения дошкольников.  Ранняя  профориентация  призвана: 

- дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; 

- сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; 

-  предоставить  возможность  использовать  свои  силы  в доступных видах деятельности;  с  тем,  чтобы  позже,  в  подростковом  возрасте,  ребѐнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными  направлениями  ранней  профессиональной ориентации являются: 

- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); 

-  профессиональное  информирование  (обеспечение  детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. 

На  практике  ранняя  профессиональная  ориентация  в дошкольной образовательной организации заключаются в создании  и  реализации  комплекса  психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребѐнка с учѐтом его возрастных  особенностей,  направленных  на  зарождение  профессионально  ориентированных  интересов  и  склонностей,  а также  в  создании  соответствующей  предметно-развивающей среды.  Кроме  того,  ранняя  профориентация  включает  в  себя информационные  консультации  для  родителей,  которые  направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

 Основная  сложность  работы  по  ознакомлению  детей  с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых  недоступна  для  непосредственного  наблюдения  за ней, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

-  словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

-  практический  (экспериментирование  с  разными  материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых  проводится  в  процессе  непрерывной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности,  осуществляемой  в  ходе  режимных  моментов,  в  процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьѐй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трѐм основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых;

 - приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых. 

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. 

Педагогу необходимо научить ребѐнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого  нужно  помочь  детям  определить  содержание  предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. 

Именно  в  сюжетно-ролевых  играх  усваиваются  сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной  деятельности.  О  том,  что  эти  знания  достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую  роль,  правильно  выполняют  ролевые  действия,  могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное  осуществление  вышеперечисленных  форм работы  с  детьми  невозможно  без  организации  правильной  и соответствующей  возрастным  особенностям  профориентационной предметно-развивающей среды. 

Таким образом, формирование представлений дошкольников  о  труде  взрослых  –  это  необходимое  направление  деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего  периода  получения  воспитанниками  дошкольного  образования  и  реализуется  в  разнообразных  формах  работы  и  во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная  работа  позволяет  ненавязчиво  подвести  детей  к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. 

7 апреля 2017 года в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» состоялось подведение итогов регионального конкурса образовательных проектов по профессиональной ориентации дошкольников и школьников «Профессиональная навигация – воспитываем и обучаем будущих профессионалов».  Участниками конкурса были педагоги МБДОУ «Детский сад №44 «Звездочки» г. Новомосковска Тульской обл: Жевнерова О.Н., Иванова И.С., Панина С, М.

         На основании результатов работы с детьми и оценки данной работы на конкурсе,я решили поделиться своим опытом работы по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста с ОВЗ с Вами.

Проектная деятельность  как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста

         Уникальным  средством  обеспечения  сотрудничества,  сотворчества детей  и  взрослых,  способом  реализации  личностно-ориентированного подхода  к  образованию  является  технология  проектирования  и использование  метода  проектов  в  ДОУ  с  интеграцией  в  различных образовательных областях.

         Зарождение  этого  метода  произошло  во  второй  половине  19  века.

         Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи, по  мнению  которого данный  метод не  только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать его  в настоящем.

 

         Метод проектов  также  нашел  отражение  и  в  идеях  отечественных ученых (Н.К.Крупской, С.Т. Шатского, М.В. Крупениной и др), которые считали,  что  он  сможет  обеспечить  развитие  творческой  инициативы  и самостоятельности  в  обучении,  связь  теории  с  практикой.  Впоследствии проектышироко вошли в педагогическую практику, часто ими полностью подменялась программа обучения, поэтому в 30-х гг. данный метод был запрещен в России.

         В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной  деятельности  и  является  одной  из  перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет  существующую  программу  воспитания  и  обучения,  а  лишь дополняет ее.

 

         Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

-повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;

-формированию  у  воспитанников  ряда  значимых  компетенций, наращиванию  универсальных  умений  детей  (формулировка  замысла действия,  прогнозирование,  определение  условий  реализации  замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира)

-способности дошкольников к элементарной научной деятельности;

-развитию креативности;

-развитию  психических  процессов  (воображение,  мышление,  речь), познавательные  способности  дошкольников;  социализации;  развитию коммуникативных качеств;

-повышению качества образовательного процесса;

-формированию    сообществ  «дети - родители»  через  преемственность работы ДОУ и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Я в строители пойду, пусть меня научат!»
 (педагог Иванова И.С.)

Так уж случилось, что рынок кадров не стоит на месте. На смену одним специальностям приходят другие, более современные и приспособленные к последним новинкам технического прогресса.  Сегодня наиболее востребованы юристы и экономисты, специалисты по информационным технологиям и рекламе, маркетологи, менеджеры по продажам и закупкам, поскольку именно они приносят прибыль компании в любой экономической ситуации.

Сегодня невозможно себе представить город, мегаполис, который бы не развивался, не строился, не модернизировался, не ремонтировался. Ни один город не появляется ниоткуда. Город Новомосковск, в котором мы живем, не является исключением. Поэтому профессия строителя всегда вызывает у нас уважение и почет.Если взглянуть на рейтинг популярности различных профессий, то строитель в нем прочно занимает место в начале списка.

Строитель – это работник, выполняющий разные строительные либо ремонтные работы: штукатурные, облицовочные, малярные, монтажные, плотницкие и т.д.16 августа в России отмечают День строителя. Как известно, человек строит и созидает с самого начала создания общества. Строители — люди самой мирной и созидательной профессии. Они строят новые объекты, реставрируют старые, внедряя самые передовые технологии, перспективные разработки и оригинальные конструкторские решения, позволяя тем самым сохранить длянаших потомков то, что бысоздано их отцами и дедами.

К сожалению,последние годы не пользуются уважением представители строительныхспециальностей и спрос на эти профессии возрастает.За многие годы и тысячелетия профессия строитель очень изменилась. В нынешних условиях тяжелый физический труд строителя облегчен строительными машинами, кранами, самосвалами, бульдозерами. Умственный труд облегчает современный компьютер с современнымипрограммами.Сегодня на стройке соблюдается техника безопасности. Профессии строителя нужно учиться долгие годы, нужно знать очень широкий список наук, обладать такими профессиональными качествами как трудолюбие, творчество, креативность мышления и изобретательность. Необходимо с дошкольного возраста поднимать статус строительных профессий, воспитывать уважение к людям рабочих профессий. Для того чтобы заниматься таким делом, необходимо наличие знаний основ строительных работ, а также обязательные навыки владения общими и специфическими инструментами строительства. Образовательная деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении строится на основе образовательной программы дошкольного образования разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которая осуществляется на основе комплексно-тематического  планирования.Комплексно-тематический принцип планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, состоит в том, что каждая тема определяет содержание образовательной деятельности детей на неделю и соответственно на каждый день этой недели.  Творческой группой детского сада разработаны темы недели и итоговые мероприятия в соответствии с возрастом и методическим пособием программы  дошкольного образовательного учреждения.Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми, личностно значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей.

Тему проекта подсказали сами ребята. Послужил этому приход в группу работника дошкольного учреждения–плотника Александра  Петровича. Дети очень заинтересовались его работой, помогали, подавалиинструменты. Им было интересно, их лица излучали радость, интерес, желание помочь. А глаза горели восторгом от результата его труда. Веня сказал, что его дядя Сережа тоже работает плотником. Дошколята  внимательно слушали его рассказ, перебивали и дополняли своими знаниями из личного опыта.

Мой опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми.
Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление от результатов своего труда, желание помогать. Личностные качества включают в себя трудолюбие, усидчивость, внимательность, аккуратность, настойчивость и стремление доводить до конца начатое
 дело.
В ходе  работы с детьми было выявлено, что дети имеют поверхностные знания о строительных профессий, о том, как происходит строительство зданий, поэтому с целью углубления знаний дошкольников было решено организовать экскурсию на стройку. При грамотном педагогическом подходе, интересе ребенка к строительству, стремление к созданию собственного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности  даже детей дошкольного возраста с ОВЗ. 

Вид проектагрупповой, творческий, информационный, игровойпроект для детей 5-7 лет (логопедической группы с ОНР). Продолжительность проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
-
расширять представления детей о строительных профессиях;
-формировать  у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.

Проект реализовал поставленные задачи.В ходе проекта на первом этапе ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и особенно родителей, которые выразили благодарность и поддержали идею в организации проекта.Уже на первом этапе проекта, дети стали более внимательными к окружающей обстановке, научились беречь мебель, интерьер групповой комнаты.
     После окончания проекта работа не была остановлена.Дети не только получили знания о строительных профессиях, но и познакомились с
инженерно-техническими профессиями: прораб-строитель, инженер-строитель, мастера участков, которые осуществляют как стратегическое, так и тактическое управление.

В нашем городе Новомосковске  находится строительный колледж, где школьники  могут осуществить свою мечту - быть строителями.