Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) – программа, разрабатываемая и реализуемая на уровнях общего образования. Указанная программа разрабатывается для обучающегося с ОВЗ, получающего общее образование безотносительно формата его организации – в отдельном классе, отдельной общеобразовательной организации (коррекционной школе), инклюзивно или на дому с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей конкретного обучающегося/ группы обучающихся.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (п. 20, 26, 29, 30, 39)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023
Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Минпросвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Федеральный закон от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (часть 1 статьи 9)
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 19)
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 (п. 2 - 10)
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ФАОП
Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 №АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.»
1.Нормативное правовое регулирование применения ФАООП
2. Структура ФАООП
3. Особенности ФАОП ДО
4. Особенности ФАОП НОО
5. Особенности ФАОП ООО
6. Особенности АООП СОО
7. Особенности ФАООП УО
8. Федеральный календарный учебный график
9. Изменения в АООП образовательных организаций
10. Обеспечение учебниками
11. Методическая поддержка внедрения ФАООП
12. Приложение 2 Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральными образовательными программами общего образования, в том числе адаптированными / формулировки названий программ, разрабатываемых образовательными организациями на основании заключений ПМПК
При разработке разделов АООП НОО, отсутствующих в ФАОП НОО (рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов, программы формирования базовых учебных действия для вариантов АООП НОО 1.3 – 8.3 и 1.4 – 8.4 и др.) образовательными организациями могут использоваться программно-методические материалы, размещенные по ссылкам: https://fgosreestr.ru/; https://ikp-rao.ru/frc-ovz/
При разработке разделов АООП ООО, отсутствующих в ФАОП ООО (рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов) образовательными организациями могут использоваться программно-методические материалы, размещенные по ссылке: https://fgosreestr.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ФАОП
Пролонгированные сроки обучения предусматриваются для обучающихся, имеющих выраженную дефицитарность:
• речевого развития
• коммуникативных навыков
• и (или) когнитивных функций
с согласия родителей (законных представителей) и независимо от сроков обучения на уровне начального общего образования
Решение о пролонгации обучения принимается обычно не позднее окончания первого полугодия 9 класса
Решение о пролонгации обучения принимается психолого-медико-педагогической комиссией на основе заключения психолого-педагогического консилиума образовательной организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ФАОП
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания образовательная организация может изменить её содержание с учетом таких особенностей как:
организационно-правовая форма,
контингент обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей),
направленность образовательной программы,
особые образовательные потребности,
этнокультурные и иные интересы обучающихся.
Не подлежит изменению содержание целевого раздела Федеральной рабочей программы воспитания ФАОП НОО, ООО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ФАОП
Федеральная рабочая программа воспитания
образовательной организации
Раздел LXXXVIII ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ
Приложения 1 и 2 ФАОП ООО (единые для всех групп обучающихся с ОВЗ)
Образовательные организации
1. разрабатывают АООП СОО в соответствии с ФГОС СОО и ФОП СОО (для обучающихся, которые переходят на уровень СОО с 1 сентября 2023 года) для:
обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся),
слепых и слабовидящих обучающихся,
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
2. вносят изменения в действующую АООП СОО в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, включенным в учебный план 11(12) класса на 2023/24 учебный год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ФАОП
ФЕДЕРАЛЬНОЙ АООП СОО НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ АООП
часть 6.1 статьи 12
часть 6.3 статьи 12
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Труд (технология)", при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд (технология)", а при реализации обязательной части образовательной программы среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности и защиты Родины".
часть 6.2 статьи 12
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим ГА ОП основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей ОП вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ АООП
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
часть 6.4 статьи 12
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Пункт 6 части 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Часть 7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, , за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ
ВАРИАНТЫ И СРОКИ ОСВОЕНИЯ АООП НОО
Для обучающихся | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
глухих (вариант 1. ) | 4 года | 5 или 6 лет | 6 лет | |
слабослышащих (вариант 2. ) | 4 года | 6 лет | - | |
слепых (вариант 3. ) | 5 лет | |||
слабовидящих (вариант 4. ) | - | |||
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5. ) | 4 года | 4 или 5 лет | - | |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6. ) | 5 лет | |||
с задержкой психического развития (вариант 7. ) | - | |||
с расстройством аутистического спектра (вариант 8. ) | 5 или 6 лет | 6 лет |
СТРУКТУРА АООП НОО
пункт 2.8 ФГОС НОО ОВЗ
ЦЕЛЕВОЙ
― пояснительная записка
― планируемые результаты освоения обучающимися АООП
― система оценки результатов освоения АООП
пп. 5.1, 5.2 ФАОП НОО ОВЗ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
― программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
― рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих курсов
― рабочая программа воспитания
― программа коррекционной работы
пп. 5.3, 6-8 ФАОП НОО ОВЗ
Только у вариантов 1 и 2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
― учебный план
― календарный учебный график
― календарный план воспитательной работы
― система условий реализации АООП НОО
п. 9 ФАОП НОО ОВЗ
Нет в ФАОП НОО ОВЗ
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА АООП НОО
П. 2.9.3 ФГОС НОО ОВЗ
Предметные области | Учебные предметы Классы | |
Обязательная часть | ||
Наименование предметной области | Наименование учебных предметов/дисциплин | |
Итого | ||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
Наименование учебных предметов/дисциплин | ||
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе | ||
Максимально допустимая недельная нагрузка | ||
Внеурочная деятельность: | ||
1. Коррекционно-развивающая область (не менее 5 час.) | ||
Наименование коррекционно-развивающих курсов | ||
2. Другие направления внеурочной деятельности (не более 5 час.) | ||
Наименование курсов внеурочной деятельности | ||
Всего |
ОСОБЕННОСТИ АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (варианты 7.1 – 7.2)
Вариант 7.1.
Вариант 7.2.
Срок обучения: 4 года
Обязательная часть УП =
Обязательная часть УП ОП НОО
Коррекционно-развивающая область –
не менее 5 ч.
Коррекционно-развивающие курсы определяем самостоятельно с учетом рекомендаций ПМПК
Срок обучения : 5 лет (за счет дополнительного первого класса)
Обязательная часть УП:
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Основы религиозных культур и светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Коррекционно-развивающая область УП:
Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные) Логопедические занятия
Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Психокоррекционные занятия
Ритмика
ФАОП НОО не содержит:
системы условий реализации
АООП НОО
Разрабатывается ОО самостоятельно
СТРУКТУРА АООП ООО
пункт 30 ФГОС ООО пункт 6 ФАОП ООО ОВЗ
ЦЕЛЕВОЙ
― пояснительная записка
― планируемые результаты освоения обучающимися АООП
― система оценки результатов освоения АООП
п. 8 ФАОП ООО ОВЗ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
― программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
― рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих курсов
― рабочая программа воспитания
― программа коррекционной работы
п. 9 ФАОП ООО ОВЗ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
― учебный план
― календарный учебный график
― календарный план воспитательной работы
― система условий реализации АООП
п. 16 ФАОП ООО ОВЗ
Нет в ФАОП ООО ОВЗ
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА АООП НОО
Обязательная часть учебного плана
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3. Внеурочная деятельность
3.1. Коррекционно-развивающие курсы по «Программе коррекционной работы» АООП ООО
3.2. Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности
пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28):
не менее 5 часов обязательные занятия коррекционной направленности
― пояснительная записка;
― общая характеристика коррекционно-развивающего курса;
― цели изучения коррекционно-развивающего курса;
― место коррекционно-развивающего курса в учебном плане;
― основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса;
― содержание коррекционно-развивающего курса (по классам);
― планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса.
ОСОБЕННОСТИ АООП ООО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Вариант 7
Для освоивших АООП НОО (варианты 7.1, 7.2)
Срок обучения – 5 лет
Обязательная часть УП АООП ООО = Обязательная часть УП ООП ООО Коррекционно-развивающая область – не менее 5 ч.
Обязательные коррекционно-развивающие курсы:
― Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)
― Логопедические занятия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Пояснительная записка
Целевой раздел (п. 206 ФАОП НОО / Приложение № 2 ФАОП ООО) Содержательный раздел:
Уклад образовательной организации (основные и дополнительные характеристики)
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Последовательность модулей определяем сами
Организационный раздел:
Кадровое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение
Требования к условиям работы с обучающимися
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Анализ воспитательного процесса (НОО) / Основные направления анализа воспитательного процесса (ООО)
1.Включить в календарный план воспитательной работы 2.Составляет зам.директора по воспитательной работе + советник по воспитанию в конце года
3.Рассматривает и утверждает пед.совет / коллегиальный орган управления
Составляется самостоятельно ОО
СТРУКТУРА АООП СОО
пункт 14 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) пункт 5 федеральной образовательной программы среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371)
ЦЕЛЕВОЙ
― пояснительная записка
― планируемые результаты освоения обучающимися АООП ― система оценки результатов освоения АООП
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
― программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
― рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
― рабочая программа воспитания
― программа коррекционной работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
― учебный план
― план внеурочной деятельности
― календарный учебный график
― календарный план воспитательной работы
― система условий реализации основной образовательной программы
ОСОБЕННОСТИ АООП СОО
Пункт 2 ФГОС СОО
Срок обучения может быть увеличен не более, чем на 1 год
Пункт 18.3.1
ФГОС СОО
замена учебного предмета "Физическая культура" на учебный предмет "Адаптивная физическая культура";
2) обязательное включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы;
3) УП АООП СОО может предусматривать изучение всех учебных предметов на базовом уровне
Пункт 7 ФГОС СОО
требования к личностным результатам дополняются специальными результатами коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая адаптированную основную образовательную программу, должна быть укомплектована педагогическими работниками, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Пункт 22 ФГОС СОО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.