Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синонимы"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синонимы"

Оценка 4.8
docx
16.12.2023
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синонимы"
Открытый урок Синонимы .docx

 

МБОУ «СОШ №9 имени Героя РФ Медведева С.Ю.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка в 5 классе  по теме «Синонимы»

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнил: Воробьева Ирина Александровна

                                             учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

                                                             

Тема урока: « Синонимы».                                                                                               

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цели:

1.Сформировать у учащихся на основе исследовательской деятельности  понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

 

2.Способствовать развитию речи учащихся за счёт использования синонимов как одного из изобразительно-выразительных средств языка при моделировании устных и письменных высказываний; способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

 

3.Постараться привить учащимся чувство ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи; воспитывать умение слушать, оценивать, вести диалог.

  

Через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:

коммуникативные:

  • умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе работы с карточками, взаимопроверки);
  • умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);

познавательные:

  • умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала);
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с учебником, словарём);

регулятивные:

  • способность к преобразованию информации (на этапе работы со словарём); умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение синонимов; уметь подбирать синонимы.

Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка    и решение проблемы;

 регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить взаимопроверку, самопроверку;

коммуникативные: умение работать в паре, в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: Формировать интерес к русскому языку

Ход урока:

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок.
Начался урок. Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.

Учитель: Мы совершим сегодня с вами, ребята, ещё одно небольшое путешествие в страну Лексика. Давайте выберем, по какой дороге  мы отправимся.

 

Слайд 1

Развилка: налево – победа не за горами, удача близко, но здесь можно друзей потерять;

направо – клад найдёте, но домой не вернётесь;

прямо – можно незнание победить, врагов разгромить, но трудности одолеть придётся.

Выбрав дорожку, дети обосновывают свой выбор.

 

Учитель: Помните, ребята, что дерево держится корнями, а человек  - друзьями. Будем вместе работать, помогать друг другу.

II. Совместное определение темы урока, целей, самомотивация, актуализация  опорных знаний.

Учитель: Чем же мы с вами сегодня на уроке будем заниматься, какова тема нашего урока? Давайте попробуем определить вместе. Посмотрите на выделенные слова: победить, разгромить, одолеть.

 

Каково их лексическое значение? (близкое)

(Победить – нанести поражение противнику, выиграть бой, войну.

Разгромить – разбить, разрушить, уничтожить.

Одолеть – пересилить, побороть)

Как звучат эти слова? (по-разному)

 

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о словах, близких по значению, но разных по написанию, то есть о синонимах).

 

Ребята, а что же мы должны узнать, каковы  цели нашего урока?

(Что такое синонимы? Как их правильно употреблять? Зачем они нужны в языке? Уметь находить синонимы в словаре.)

Учитель по необходимости корректирует ответы учеников.

III. Изучение нового материала.

1.Кто сможет дать более точное определение синонимам?

Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то, что вам уже известно, «галочкой» (\/), а новое – восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал стр. 149-151, маркируют, затем комментируют то, что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)

Слайд 2

2.Ребята, посмотрите на слова (на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать. Скажите, можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)

- А можно ли эти слова назвать синонимами: грохот, шумный, трещать? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи).

3. Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый. Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты, тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)

(великолепный, взрачный, видный, гармоничный, грациозный, живописный, изящный, красный, любый, миловидный, недурной, обворожительный, очаровательный, пленительный, прекрасный, прелестный, привлекательный, приглядный, пригожий, симпатичный,  хороший, хорошенький,  ангельский, бесподобный, божественный, благовидный, благолепный,  изысканный,  эстетический; величественный, восхитительный, дивный)

- Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд). В синонимичном ряду один из синонимов является главным. Это доминанта. Доминанта – это главное слово в ряду синонимов.

- Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов).

(Учитель демонстрирует словарь синонимов и показывает, как строится словарная статья).

IV. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Подскажи словечко».

- Предлагаю поиграть. Я называю слова – вы подбираете синонимы.

Идти – шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),

брести (разг.); 

спешить – торопиться, поспешать (разг.);

 отвага – решимость, мужество, смелость, храбрость; 

жара – зной, пекло (разг.), жарища (разг.);

большой – огромный, здоровенный (разг.),

 солнце – светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся, и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.

Вывод: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

(существительными, прилагательными, глаголами).

2. Давайте составим синонимический ряд с прилагательным большой.

Большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный.

У нас получился синонимический ряд с постепенным усилением признака. (Общий признак этих прилагательных — это большие размеры, величина. Громадный - чрезвычайно большой, большой - значительный по величине, огромный - очень большой, гигантский - необычайно больших размеров, исполинский – необычайно большой)

Слайд 3

Градация – синонимический ряд с постепенным усилением или ослаблением значения.

- А теперь поработаем в группах.

3. Слайд 4. Работа в малых группах (парах). Расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:

1. Учтивый, деликатный, любезный, обходительный.

(Любезный, деликатный, обходительный, учтивый)

Любезный - Предупредительный по отношению к другим, учтивый

Деликатный - Вежливый, предупредительный, мягкий в обращении.

Обходительный - Вежливый и приветливый.

Учтивый - Почтительно-вежливый в обращении с людьми

V. Физминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево!

Тихо сели, вновь за дело!

4.  Слайд 5. Работа с текстом.

Прочитайте данный текст.

Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. ( Текст на слайде)

- Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. (Взбираться, влезать). Ученики зачитывают получившиеся тексты.

Ребята поднимались на крутой холм. Взбираться было трудно, и они устали. Когда влезли на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью.

Какой текст звучит лучше, который был предложен или тот, который создали вы.

С помощью чего оказались связаны предложения в тексте?

 Слайд 6  Итак, подведем итоги. Для чего нужны синонимы?

1. Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль более точно, ясно.

3.Служат для связи предложений в тексте.

4.Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой.

Таким образом, синонимы необходимы в речи. Они наши друзья, так как помогают нам точно и образно выражать свои мысли, делают нашу речь яркой , выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов.

-Вы хорошо поработали, ребята. А теперь на листах самооценки выполните проверочную работу.

VI. Контроль

Лист самооценки

 

 

Задание

Баллы

1

Подчеркни лишнее слово: загрустить, затужить, печаль, закручиниться

2

Допишите синоним, определив основной цвет ряда: лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

3

Запишите синонимы в порядке усиления действия: восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять

4

Восстановите пропущенное слово: зной,………, пекло

5

Какая фигура речи использована в предложении: Море волнуется, бушует, ревет.



Ответы. 1. Печаль. 2. Голубой. 3. Одобрять, хвалить, восхищаться, превозносить. 4. Жара. 5. Градация.

За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Набрали 5 баллов- «5», 4 балла- «4», 3 балла- «3».

VII. Итоги.

Учитель: Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой, разнообразной. Подчас об одном и том же явлении нам необходимо сказать по-разному. Например, как в этой загадке:

                          Называю паузу я так:

                          Промежуток, интервал, антракт.

                          Ну а в школе непременно

                          Я бываю перемена.

Наш путь подходит к концу. Спасибо всем. Вы, действительно, справились со своей задачей, работали дружно, поддерживали друг друга, заслужили свои оценки (по необходимости учитель корректирует оценки, выставленные учениками).

 

VIII. Рефлексия. Продолжи фразу.

Ребята, перед вами фразы, продолжите  их

· Мне было интересно…

 · Мы сегодня разобрались….

· Я сегодня понял, что…

· Мне было трудно…

 · Завтра я хочу на уроке…

 IX. Домашнее задание.

Прочитать п.52, выполнить упр.305


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «СОШ №9 имени Героя РФ Медведева

МБОУ «СОШ №9 имени Героя РФ Медведева

Тема урока: « Синонимы».

Тема урока: « Синонимы».

Не лениться, а трудиться. Работайте старательно,

Не лениться, а трудиться. Работайте старательно,

Тот, у кого больше, зачитывает вслух

Тот, у кого больше, зачитывает вслух

Любезный , деликатный, обходительный, учтивый)

Любезный , деликатный, обходительный, учтивый)

Задание Баллы 1

Задание Баллы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023