Предмет: русский язык Дата: 14.02.2022 Класс: 7 «А» Учащийся домашнего обучения: Нажмудинов Данил Диагноз: F-70 судорожный синдром ОНР3 ур. Стертая форма дизартрии гиперметропия ср. ст. ОИ Сходящиеся содружественное косоглазие Учитель: Шукайло И.Ю. |
|
Тема урока |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже |
Цели обучения |
7.4.2.1. уметь согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже |
Цели урока |
Знакомить учащегося с понятием о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже Коррекционно – развивающие задачи: · развивать речь при построении устных ответов, при объяснении лексического значения слова, подборе имён прилагательных; · корригировать внимание посредством упражнения на соотнесение разноуровневых столбцов с буквами, при написании словарного диктанта, упражнения на соотнесение существительных с прилагательными при выполнении заданий.
|
Привитие ценностей |
Обучение на протяжении все жизни- привитие любви к учебе, через любознательность, постоянное развитие ума, тела, отношений и характера. Воспитывать интерес к урокам русского языка; Повышать общую культуру обучающегося |
Языковая цель |
Согласование |
Предшествующие знания |
Знает определение имени прилагательного Определяет род, число, падеж имени существительного |
Критерии оценивания |
Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в числе Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в падеже |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний |
Межпредметная связь |
Естествознание, чтение и развитие речи |
Оборудование |
Компьютер, карточки с заданиями, тетрадь. |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Деятельность учащегося |
Ресурсы |
||||||||||||
Начало урока 5 минут
Середина урока 35 минут
Конец урока 5 мин |
1.Организационный момент (эмоциональный настрой, физминутка) – Здравствуй Данил! С каким настроением ты сегодня пришел на урок? Покажи это с помощью смайликов, которые лежат перед тобой. - Я рада, что у тебя хорошее настроение. И надеюсь, что к концу нашей совместной деятельности, оно таким же и останется, а может быть, станет даже лучше. А теперь за работу. 2. Проверка пройденного материала. Проверка в тетради домашнего задания. 3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащегося. - Обрати внимание перед собой! Перед нами имена существительные, обозначающие положительные качества, которые необходимы каждому прилежному ученику: усидчивость, аккуратность, сообразительность, внимательность, ответственность, активность. ФО смайлики Я уверена, что ты обладаешь теми или иными качествами, и пусть они помогут нам сегодня на уроке. Предлагаю образовать от данных слов имена прилагательные. ФО Смайлики - Молодец! Скажи, а почему я попросила тебя образовать не глаголы, а имена прилагательные? - Потому что мы изучаем эту часть речи. - Давай вспомним, что такое имя прилагательное. (Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?) -Молодец! - С какой частью речи в предложении всегда связано имя прилагательное? - С именем существительным. - Верно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, каким образом взаимодействуют эти части речи друг с другом. А какое будет ключевое слово для темы нашего урока, ты назовёшь мне сам, прочитав его по разноуровневым столбцам ФО смайлики -Правильно! Молодец! Тема нашего урока: Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже 4. Работа по новой теме Давай запишем сегодняшнее число и тему урока в тетрадь. -Данил, а что означает слово «согласование»? Оно так похоже на слово «согласие». Часто мы слышим пожелание: «Живите в мире и согласии» -Это значит, не ссорится, дружить, делать всё вместе, сообща. - Действительно. В грамматике русского языка имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. ( На экране Имя Существительное, Имя Прилагательное в виде смайликов, держатся за руки) У них много общих признаков. А, каких? Мы сегодня с тобой обязательно выясним и к концу урока их назовём. Словарная работа Все слова я попрошу написать в столбик: Смородина Печенье Каникулы Шоколад Семена ФО смайлики - Определи род существительных. У каких существительных ты не смог определить род и почему? ( У существительных мн. ч. род определить нельзя) Подбери к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное, подпиши род и число. Выдели окончания прилагательных. Какой вывод мы можем сделать на основе выполненного задания? (В каком роде и числе стоят существительные, в таком же роде и числе зависимые от них прилагательные) -Значит, эти части речи согласуются в роде и числе. (Учитель размещает перед учащимся карточки со словами: род, число) Зрительная гимнастика. - Назови, какое сейчас время года? - Зима. - Какая может быть зима? (холодная, морозная, снежная, долгожданная и т. д.) - А сколько же зимой чудес! Снежинки падают с небес. Кружат, вьются, как живые, озорные, кружевные. И я предлагаю тебе понаблюдать за летящей снежинкой. Внимание на экран! -Молодец! Задание по карточке: Прочитать. Определить, какое словосочетание повторяется на протяжении всего стихотворения. Выписать выделенные прилагательные вместе с существительными. Определить падеж существительных, выделить окончания прилагательных. - Как ты думаешь, почему прилагательное, так же как и существительное меняет окончание? - Имена прилагательные, как и существительные, изменяются по падежам, то есть склоняются. - И, поэтому делаем вывод: прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится. Значит, карточку с каким словом я должна поместить перед тобой? - Падеж (Учитель размещает карточку перед учащимся и предлагает обучающемуся самому сформулировать правило по теме урока) - Так как же согласуется имя прилагательное с существительным? Что у них общего? -Молодец! Закрепление изученного материала - Чтобы приступить к выполнению следующего задания, тебе нужно отгадать загадку: В мягкой шубке, длинноух. У него хороший слух. Чуть услышит ветки хруст, тут же прячется под куст. Вот трусишка, так трусишка! Это что за зверь?… - Зайчишка (на экране появляется изображение зайца и текст с пропущенными именами прилагательными)
-Молодец!!! - Итак, название к тексту у нас есть. Давай прочитаем его. Как ты думаешь, чего не хватает в этом тексте? -Правильно, и чтобы текст стал более полным, понятным и красивым, вместо точек нам нужно вставить пропущенные имена прилагательные. Не забудь о согласовании их с именами существительными. Вспомни, что тебе известно об этом зверьке с уроков естествознания. Если задание покажется трудным, можно использовать слова для справки. На карточке записан текст: Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы -------------------, а задние - -------- и --------. Шубка у зверька летом ----------, а зимой -----------. Задание. Озаглавить текст. Вставить недостающие имена прилагательные, выделить окончания, указать их число и род. Слова для справки: пушистый, короткий, длинные, белая, сильные, серая, маленькие, большие. Проверка. (Ученик читает получившийся текст) ФО смайлик Поработали мы дружно. Отдохнуть теперь нам нужно. Снега мы возьмём немножко. Слепим мы снежки в ладошке. Дружно ими побросались, Наши руки и размялись. На дворе у нас мороз. Чтобы нос наш не замёрз, Надо нам потопать, А затем похлопать. А теперь мы вертим только головами. Вправо – влево, раз и два – отдыхает голова. Руки за спину положим. Это мы, конечно, сможем. Голову поднимем выше, Свежим воздухом подышим. Напоследок потянулись И назад чуть – чуть прогнулись. Руки плавно опускаем И работать продолжаем. Подведение итогов. Рефлексия - Близится к концу урок, подведём ему итог. Какую часть речи мы с тобой изучаем? - Назовите тему нашего урока. - К какому выводу мы пришли с тобой к концу урока? Как согласуются прилагательные с существительными? - Как ты думаешь, нужно ли нам изучать эту тему и для чего? (Да, чтобы грамотно писать) - Верно! - Посмотри на экран. Узнаёшь ли ты произведение и его героев? - Это герои из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» - Вспомни мораль басни. Почему герои не смогли выполнить задание? -Молодец! Когда в
товарищах согласья нет, - А если, части речи начнут вести себя так же, как герои этой басни, то слова в предложении потеряют связь между собой, и наша речь будет несвязная, неграмотная. Вот почему для нас так важно изучать грамматику русского языка.
Домашнее задание (инструктаж по выполнению)
- Молодец, ты сегодня хорошо потрудился. Несомненно тебе помогли те качества, о которых мы говорили в начале урока. - У тебя на парте лежит снежинка и два облака (светлое и тёмное): 1. ВСЁ 2. ОСТАЛИСЬ ПОНЯТНО ВОПРОСЫ
Если тебе всё понятно было на уроке, то прикрепите «свою» снежинку к 1-му облаку, если остались вопросы – ко 2-му. -Урок окончен. Спасибо.
|
Выбирает смайлик, подходящий настроению в начале урока. Выполняет физминутку.
Читает слова
Образовывает прилагательные из существительных
Рассказывает правило
(Обучающийся по разноуровневым столбцам читает слово. Коррекция внимания, логического мышления)
Прописывает слова в тетрадь Определяет род им. сущ. Подбирает к каждому им. сущ. им. прилаг.
Выполняет зрительную гимнастику (Обучающийся следит за движениями снежинки на экране)
(Обучающийся по образцу выполняет задание в тетради. При определении падежа существительных пользуется таблицей)
Проговаривает с учителем как согласуются имена прилагательные и имена существительные
Отгадывает загадку
- Имён прилагательных.
Читает текст
Выполняет физкультминутку
Ответ учащегося
- Они не смогли договориться между собой.
|
Карточки
Карточка
Карточки
Компьютер
Карточка
На компьютере изображение зайца
Карточка
Компьютер
Компьютер
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.