Конспект урока по русскому языку во 2 классе: "Согласные звуки"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку во 2 классе: "Согласные звуки"

Оценка 4.9
docx
13.01.2021
Конспект урока по русскому языку во 2 классе: "Согласные звуки"
Тема урока.docx

Тема урока:

«Согласные звуки»

Тип урока:

Ведение нового знания

Цели:

- дать представление об основных признаках согласных звуков и букв;

- продолжать учить различию между гласными и согласными;

- развивать речи, логического мышления, воспитывать внимательность, аккуратность.

Задачи:

- закрепить знания о звуках и буквах;

- обратить внимание учащихся на особенности согласных звуков;

- отрабатывать действия различения гласных и согласных звуков;

- развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, навыки грамотного письма;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: 

- учебник – Канакина В. П., Горецкий В. Г., Русский язык 2 класс / 1 часть – Учебник для общеобразовательных учреждений;

- проектор;

- презентация «Согласные звуки».

Ход урока

Этап ур.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.   Орг.

Момент

(1 мин.)

- Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Дмитриевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я, присаживайтесь. Надеюсь все готовы к уроку.

(кивают, проверяют готовность к уроку)

(садятся)

Личностные

2.   Акт.

Знаний

 

(3-5 мин.)

 На какие две группы делятся все буквы русского языка?
– Назовите гласные буквы. Сколько их?
– Назовите гласные звуки. Сколько их? – Молодцы!

- А что такое орфограмма? – Молодцы!    (стр.109)

- Итак, ребята. Я написала на доске вам слова. А ваша задача найти провер.слово вставить пропущенные буквы.

(опОздать; затОпить; возврАщаться; раздвОить; извИнение; непровер.орфограм. - мАгАзин; пОгода)
– Назовите все согласные буквы.   (Слайд 2)

Для себя! (Й - мягкий согласный.
Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков)
– Итак ребята, как вы думаете, о каких буквах и звуках будем говорить сегодня?

- Гласные и согласные.
- Гласных букв 10: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, у, и.
- Гласных звуков 6: а, о, у, ы, и, э

- Это буква, обозначающая безуд.гл-ый.звук в корне.

 

- О; О; А; О; И. пр.слова: пОздно; затОпит; возврАт; двОе; невИнный.

- А непровер.орф. – мАгАзин; пОгода.

(называют согласные по слайду)

 

 

 

- О согласных.

Личностные  

Коммуникативные

(сотрудничать с учителем)

3.   Открытие нов.

знаний

I.   Наблюд.

над языковым мат-ом.

 II.   Собир.правила.

III.   Чтение правила.

 

 

 

  (7-8 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 мин.)

 

 

 

 

В-(15 мпн.)

- Ребята посмотрите на (Слайд 3 – КНИГА,ДРУЖБА), прочтите их. – Назовите глас.звуки.? – А теперь назов.согл.звуки.

- Чем различаются гл. и согл. звуки? – Например? - Правильно!

- Реб.,а поделите слова на слоги.

 – А из чего состоит слог?

- Вы что-нибудь новое узнали?

- Открываем учебники, стр.112. Давайте прочитаем «сведения о языке»?! Кто хорошо сможет прочитать?

- Кто желает рассказать правило?

- А теперь реб., посмотрите на упр.178. А все знают и помнят алфавит?  Провожу разминку рук!!!!  (Перед этим, запишут число и кл.раб.)

- Итак реб.,наша ЦЕЛЬ: изучение алфавита (если не помнят),и найти согласные буквы.

- Так запишите в тетрадь, все буквы в алф-ом порядке.

- Сколько согласных букв в алфавите?

- Сейчас реб, мы проверим.   (Слайд 4) – У кого ошибка, исправь.

- ИТОГ: Реб.,так чего больше?

- Чтобы поменьше было случаев неясных     (Слайд 5)
  И чтоб ответов не было плохих,
  Прислушайтесь к звучанию согласных,
  Чтобы не путать звонких и глухих.

  Глухие звуки – это непоседы,

  Они спокойно не желают жить,

  Они стремятся звонкого соседа

  Во что бы то ни стало оглушить.

(Слайд 6) Давайте рассмотрим звонкие и глухие звуки?

(Слайд 7) Согласные звуки, образуются при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р]. 
Согласные звуки, образуются  без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары:

       [б]- [п],        [г]- [к],

       [д] – [т],      [з] – [с],

       [в] - [ф],

     [ж]- [ш],        [г’]- [к’],         [б’]- [п’],        [в’] - [ф’],     [з’]- [с’],         [д’]- [т’]

Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков.

Звуки [х], [ц], [ч] [щ] всегда глухие.

·         сонорные согласные: [л], [л'],  [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'],  [й'] - голоса больше, чем шума,  всегда непарные звонкие;

- ИТОГ:   Итак, что вы поняли о глухих и звонких звуках?

- Правильно!

- Давайте посмотрим на упр.179. Реб.наша ЦЕЛЬ.: определить звуки.

- Спишите скороговорку.   – Подчеркните слова…по заданию.

- Давайте проверим, что же получилось? (Слайд 8) У кого получ.поднимите руки.

- ИТОГ: Произнесите звуки, которыми различ.эти слова. Какие согл.произносим с помощью шума, а какие при помощи голоса и шума? – Поделите слова на слоги.

- И, А; У, А. – К,Н,Г; Д,Р, Ж, Б.

- Тем, что гл.произносятся без преград, а согл.с преградами, это язык, губы. – Б, Ф, Ж, Д.

– кни/га, друж/ба.

- Слог состоит из гласной и согласных.

(отвечают)

(открыв.стр.112, поднимают руку)

(ученик читает)

(ученик пересказывает)

- Да. (если нет, то стр.130, памятка №1 – повтор алф)

 

(записывают)

 

(слушают)

(пишут – б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш,  щ)     - 21 буква.

 

- Звуков – 13.Букв – 8.

 

 

 

 

 

 

 

- Зв.: Й, Л,М, Н,Р,Б,В,Г,Д,Ж,З.

Гл.: П,Ф,К,Т,Ш,С,Х,Ц,Ч,Щ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Глухие – это…,а звонкие – это.., гл.и зв.делятся на парные и нерап.

 

 

(списывают / подчеркивают)

 

(поднимают)

 

- Х,К;     С,Ц;    Д,Б. - с помощ.шума-Х,К,С,Ц, а с голосом – Д,Б. – -; о|вса,  о|вца; -.

Личностные

(формирование личностного смысла ученика)

Коммуникативные

(Продуктивно сотрудничать с учителем и со сверстниками)

Познавательные

(Уметь воспринимать информацию)

Регулятивные 

 

4.   Динамическая пауза

(1 мин.)

Физминутка!  - А сейчас мы разомнемся!

1) - Мы разминку начинаем,

  Руки шире раздвигаем,

  А потом их тянем вверх.

  Отдохнет спина у всех.

  Начинаем приседанья –

  Раз, два, три, четыре, пять.

2) А теперь три раза нужно,

  Как лягушка, проскакать.

  Мы разминку завершаем,

  Руки шире раздвигаем,

  А потом их тянем вверх.

  Отдохнет спина у всех.

(повторяют)

Личностные

 

5.   Работа по теме урока

 

 

 

 

(13 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В-(35 мин.)

- Молодцы! – А теперь, мы перейдем к 180 упр. Прочитайте стихотворение. Наша ЦЕЛЬ реб.: повторить знания о согл.звуках.

- ИТОГ: А сейчас реб, мы немного поиграем, каждый по желанию выбирает понравившееся слово и произнесите согл.звуки в этом слове. Назовите буквы, которыми обознач.звуки.

- ОБРАЗЕЦ: Березы – б` р` з. 

- А теперь ребята, подготовимся к письму. (разбираем предложение) – понять смысл предлож.и произнести по слогам.

- Прочтите еще раз 1 предлож-е и напишите его.

- Давайте проверим предлож? Сравните его с образцом по учеб.

- Как вы думаете, о какой стране говорится в стихотворении? Вы видели такую страну? Расскажите.

- Ребята, посмотрите на экран, здесь написано предложение. – Найдите непроверяемое слово, которое необходимо запомнить?!

- Обратите внимание на упр.181. ЦЕЛЬ: отгадать загадку, найти звуки.

- ИТОГ: Прочтите загадку и отгадайте ее! Какие зв.помогли отгадать загадку?  - Спишите загадку и подчеркните звуки.

- Давайте проверим? (Слайд 10)   У кого так, поднимите руки!

- Какими зв.и буквами различается выделенные слова?

- А вы поняли эти слова? Расскажите их значение!

 

 

 

 

(отвечают)

 

 

 

(записывают)   (проверка)

 

 

(варианты ответов)

(Слайд 9)

 - мОроз.   (Слайд 9)

 

 

(читают) - Жук

- Звук Ж.    (списывают / подчеркивают)

(проверяют / поднимают)

- Т, К – звуки / буквы.                 

- Трудиться – это…, кружиться – это …

Регулятивные

(формирование партнерских отношений)

6.   Рефлексия (подведение итогов урока)

- Что нового вы узнали?  Что повторили?

- Сколько согласных букв в алфавите?

- А какие звуки называют звонкими, а какие глухие? И как определить согл.звуки?

- А что вам больше всего понравилось?

- Вам  понравился урок?

- Спасибо за урок. Все молодцы!

- О согласных звуках и буквах.

- 21 буква.

- Звонкие - образуются при участии голоса, а глухие - образуются без участия голоса / - Сог.звук сост.из шума и голоса или только из шума!

(отвечают)

- Да.

Личностные

(формирование личностного качества ученика)

Коммуникативные

(продуктивно сотрудничать с учителем, со сверстниками)

Правила переноса!

1! Слова можно переносить только по слогам:

Рои-ки.

2! Слова, состоящие из одного слога, не переносятся:

Слон, конь.

3! Одну букву не переноси и не оставляй на строке:

У-х-о.

4! Буквы Й, Ъ, Ь не переносятся:

Чай-ка, подъ-езд, конь-ки.

5! При переносе слов с удвоенными согласными, одна солг.остается на строке, другая переносится:

Хок-кей, ван-на.


 

Тема урока: «Согласные звуки»

Тема урока: «Согласные звуки»

Открытие нов. знаний I.

Открытие нов. знаний I.

В-(15 мпн.) - Ребята посмотрите на (Слайд 3 –

В-(15 мпн.) - Ребята посмотрите на (Слайд 3 –

Работа по теме урока (13 мин

Работа по теме урока (13 мин
Скачать файл